Честно говоря, этот напиток мне не особенно понравился – вкус его напоминал сироп против кашля. А стоил он целых 30 стотинок – помню хорошо это, – столько же, сколько целых шесть бутылок лимонада! Но балканский человек, даже будучи с социалистической моралью, тотчас ответил на кока-коловый вызов: вскоре после этого отечественный рынок был наводнен газированным напитком “Алтай”, вкус которого “напоминал” кока-колу, но стоил вдвое дешевле.
Другое детское воспоминание. В конце 60-х годов прошлого века на автобусной остановке я увидел парня, на котором были невиданные штаны из грубой темно-синей материи, причем на коленях их цвет переходил из голубого в белый. Карманы и все швы были зашиты оранжевыми нитками, усиленными маленькими круглыми металлическими заклепками; на правом заднем кармане на маленьком красном лоскутке материи было написано “Levi’s”. Затем ребята из нашего квартала объяснили, что эти брюки – страшный модерн, называются “джинсы”, и если они “оригинальные” (именно так!), то стоят больше пол-зарплаты. Я еще не знал, что это значит, так как в моей системе цен самым дорогим был шоколад “Коровка”, но мой старший товарищ Иван сказал, что эти джинсы стоят столько же, сколько 60 или 70 “Коровок”. Представляете? Вскоре после этого наши производители стали выпускать болгарские джинсы “Рила” из отвратительной синей дерюги. Эти штаны трудно можно было назвать “джинсами”, но их, видимо, покупали, так как стоили они не более 6-7 левов.
Очень хорошо помню и мои первые оригинальные джинсы. Мне было 14 лет, когда мой дядя отправился на экскурсию в Скопье. Тогда это был 100-процентный Запад. Он привез мне маленькую пластинку группы “Nazareth” с двумя великолепными песнями – “Bad, bad boy” и “Razamanaz”. А моему двоюродному брату он купил оригинальные джинсы. К несчастью для него, они оказались очень тесными. И удача улыбнулась мне! Сперва я внимательно изучил свое сокровище – сантиметр за сантиметром, шов за швом. Затем исследовал эмблему, в одном уголке которой было написано “Authentic jeans”. После этого моя мама подвернула на целых 20 сантиметров предлинные штанины. И несмотря на то, что штаны висели на мне как мешок, я быстро влез в новенькие “Super Rifle”, назло тогдашней плотно прилегающей моде. И зашагал по кварталу как первый пророк появившейся 20 лет спустя на наших землях грандж-моде, готовый лопнуть от гордости.
Но на этом история с супер-райфл’ами не окончилась. После того, как целых три года я их снимал только тогда, когда ложился спать или принимал душ, “автентичные джинсы” стали тонкими как паутинка, особенно на заду. И все же один мой одноклассник так настоятельно просил их, что я отдал их ему за целых 25 левов! За столько же продавались и оригинальные альбомы “Сабат” или “Парпл”. Пластинки доставлял мой приятель Вальо из Русе. И я пытался их сбыть в нашей гимназии. Правда, не успел ничего продать. Но зато стал одним из немногих, которые могли отличить саунд оргинального “Smoke on the Water” от исполнения городской банды в пропахших кухонным запахом заводских столовых.
Затем, став студентом, я подвизался в других “райфл”, тоже оригинальных – их мне привезли из Австрии. Слушал много рок-музыки. Так начались казавшиеся бесконечными богемные дни и ночи. Тогда я думал, что очень оригинален, так как (не имея понятия о Боге) повесил над кроватью икону св. Архангела Михаила. Ее написал мой друг, который собирался учиться “реставрации” в Академии. (Сейчас думаю – хоть бы простил меня Архангел за ту языческую жизнь, которую я вел под его строгим взглядом…)
Позднее, к концу Перестройки, соцреалистический саван, так плотно окутывавший нас, начал трещать по швам. Невероятно, но в прессе начали появляться сообщения о паранормальных явлениях. В газете “Народна младеж” опубликовали интервью с нашумевшим пловдивским полтергейстом “Кики”. В другом журнале появилась впечатлившая меня информация о том, что ученые обнаружили, что в момент смерти человеческое тело теряет несколько граммов. Значит душа и загробная жизнь существуют? – спрашивали мы друг друга. Началась эпоха экстрасенсов, Водолея… Но идея о Боге созревала в моей душе. Тогда глаза мои открылись и я увидел церкви. До той поры я тысячи раз проходил мимо этих старых, больших, часто запертых на ключ построек, не видя их, не думая о них. Вглядываясь теперь в старинные каменные стены, я понял – они-то и были “автентичными”. Они пережили века, они были истинными, были “оригинальными”. Так постепенно я понял, что эти сельские и городские церкви суть Храмы. Дома Божьи, чей порог переступали с трепетом и надеждой мои предки. Этого было достаточно: значит я не первый, кто догадывается о существовании этой великой тайны – Вечной жизни!
Немного потребовалось, чтобы сделать решительный шаг. Крестил меня отец Павел, царствие ему небесное. Затем… затем началась борьба с ветхим человеком, которые обычно бывает самолюбивым и упрямым язычником. Затем церковные книги и встречи с другими людьми, пришедшими в храм. С теми, кто тоже не хотел поверить, что все красивое – любовь к родителям, любимая жена и дети, дружба – заканчивается у надгробной плиты.
Но зачем же я написал все это? Чтобы сказать тебе, друг, все еще волнующийся, когда слышишь “Stairway to Heaven”, живший, как и я, в светлом будущем, и не ведающий какие кризисы, гриппы и хрипы преподнесет тебе глобализирующийся мир завтра… Чтобы сказать тебе, брат: Церковь – это не Она. Церковь – это Мы.
Об остальном ты знаешь: о схождении Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Наверное слышал и об отпадении Запада от единства Церкви. Но может быть никогда не задумывался над тем, каким неоценимым богатством обладаешь. Не понимаешь, о чем я говорю? О том, что ты – православный… Неважно, что твоя бабушка крестила тебя тайком, когда ты был ребенком. Неважно, что ты посещаешь Церковь только на Вербное воскресенье или на Пасху… Важнее то, что в глубине твоего сердца есть спасительный Страх Божий, который спасал тебя, когда ты летел в бездну греха. А самое важное – то, что у тебя есть в чистом и неизменном виде та Вера, которая была у апостолов и святых Отцов Церкви. Что владеешь самым ценным и истинным Оригиналом. Православная Церковь и есть тот самый Оригинал, который говорит: достигнешь Царствия Небесного, если не будешь лгать, убивать, прелюбодействовать, искажать учение Христа; если будешь поститься, исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовых. Если возлюбишь ближнего своего как себя самого… Есть и другие многочисленные “церкви”, предлагающие спасение и райские блаженства для души, но по куда как более низкой цене: если будешь отдыхать в субботу (как адвентисты), бормотать нечленораздельно на “чужих” языках (как пятидесятники), носить светлую одежду, не есть мяса и делать особую гимнастику, называемую “паневритмией” высоко в горах (как дыновисты). В этом же ряду (пик дешевизны) – магазин, где за один лев можно “купить” дюжину спасений – восточные религиозные учения. Там не фатально, если в этой жизни ты педофил или проститутка, – можно исправиться в следующие перевоплощенья. Если же ты болен или несчастен, платишь за один практический семинар у гуру Шри Шри Рави Шанкар – и проблема исчезает…
Разумеется, это несерьезные вещи, брат. А крещен ли ты? Если у тебя не было разумной бабушки, которая сделала это – расчисть немного свое сердце. Освободи место для Святого Духа и начни жить с Ним. Если же ты крещеный, войди в Храм и услышь слова Сына Божия: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, приготовленное вам от создания мира…”
Что и говорить – живем при рыночной экономике: есть спрос, есть и предложение. И каждый может выбрать между Оригиналом и фальшивкой, между Христом и Дыновым. Пока не убедится на собственном горбу, что дешевое всегда обходится дорого, слишком дорого…