Поздняя обедня. Зарисовки

ПОЗДНЯЯ ОБЕДНЯ

Сельский храм в с. Прозорово
Сельский храм в с. Прозорово
Один мой знакомый из Москвы побывал в деревне. Удивился, что в сельском храме служба начинается в 9 часов. К этому времени в столичных храмах начинается уже поздняя обедня. «А ещё говорят, что сельские жители рано встают». Но его поправили: «Так ты учти, что даже в воскресный или праздничный день деревенский человек живёт по своим часам. Он действительно встаёт рано, когда ты ещё спишь. Но ему надо скотину напоить, накормить, корову подоить, вывести на пастбище. От этого никуда не денешься. Да ещё многие из них должны пешком прийти в храм за несколько километров. Так что в селе это не поздняя, а ранняя обедня».

ИЕРУСАЛИМ, ИЕРУСАЛИМ!

Иерусалим – святое место для каждого православного человека. Паломничество в Иерусалим для наших предков было зенитом их духовной жизни. Ещё бы: месяцы, а то и годы шли паломники пешком в Палестину, претерпевали труды, дорожные трудности, в которых их поддерживала живая вера. Возвращались русские люди на родину с чувством некоего выполненного долга: «Теперь и умереть не страшно!»,– и с ещё более крепкой верой. Многому их учила сама дорога в Иерусалим, солёный пот этой дороги, палящий зной Палестины. Долго ещё от человека, побывавшего в Иерусалиме, исходил свет благодати, крупицами которой питались тысячи людей, слушавших необыкновенные рассказы о святых местах, о Гробе Господнем, об Иордани, о Вифлееме, о горе Фавор. Неспешно, с затаённой думой обходил русский человек как бы знакомые с детства места. И уносил в своей котомке странника нехитрые подарки ближним: камешки, веточки, простые иконки. Для оставшихся дома это были дары, не имеющие цены. Паломничество в Иерусалим замышлялось за годы вперёд, человек долго каялся в своих грехах, перебирал в душе всю свою жизнь, боясь осквернить своей нечистотой святое место, где родился и ходил Своими стопами Иисус Христос. Он месяцы и годы молился Богу, прося Его допустить в Святую Землю – не любопытства ради, а для очищения от грехов. В основе такого странничества было покаяние. В общем можно сказать, что Иерусалим был делом жизни. Главный результат такого паломничества было преображение души. В проповеди одного современного батюшки прочитал: «Сейчас многие приходят в храм за чудом, за чем-то необыкновенным, но не за трудом. Даже едут в Иерусалим». И правда, слетать в Иерусалим теперь не составляет никакого труда. Некоторые летят даже по «горящей путёвке». К такому паломничеству готовятся наспех: лишь бы вещи успеть собрать, даже визы теперь не нужно. Отсюда и результат паломничества: в жизни человека, к сожалению, мало что меняется. Только прибавляется сознание того, что «я был в Иерусалиме». Да, уже был, уже использовал свой шанс круто изменить свою жизнь. Изменил ли? Не счастливее ли был юродивый Васенька Симбирский, который ходил вокруг храма в старых сапогах, с пряником в кармане пиджака, у которого Иерусалим не сходил с языка и который постоянно говорил: «Меня возьмут в Иерусалим»?

МИХАСИК И ИИСУСИК

Образец униатской веры нашёл я случайно на своей даче. Купили мы старый домишко прямо на границе с Украиной. На подоконнике среди кнопок, булавок и прочей мелочи нашёл я махонькую бумажную католическую иконку. На ней была изображена маленькая девочка, простёршая обе руки к чудесно явившейся Божией Матери. Иконка оказалась письмом. На обратной её стороне было написано: «Михасик. Поздравляе тебе баба Настя з днём нарождення. Бажаю щастя и здоров`я. Не забувай про Иисусика и про украиньску мову». И пр. Баба Настя не рассчитала и написала текст так, что его можно было читать, лишь перевернув икону вверх ногами. Но почему-то более всего поразили два поставленных рядом имени: Михасик и Иисусик.

ТЕТЯ ОЛЯ

У тёти Оли была нелегкая судьба. Она целых шестнадцать лет ухаживала за парализованным мужем – до самой его кончины. Она не была христианкой, хотя у неё было ангелоподобное лицо – такие лица иногда встречаются на фотографиях 30-х годов. Родители в советское время побоялись её крестить, а может быть, и негде было: тогда церкви рушили, а священников расстреливали и отправляли в ссылки. Когда тётя Оля приезжала в гости, она не могла сидеть на месте и отдыхать: сразу же брала в руки тяпку или лопату и шла в огород, или принималась помогать на кухне. Не будучи христианкой она с удивительным терпением и любовью, без ропота ухаживала за больным мужем, который слёг от того, что всегда ввязывался в борьбу за справедливость. Оглядываясь на её жизнь, я вспомнил, как один батюшка на проповеди сказал, что тяжёлая болезнь духовно спасает не только больного, но и того, кто за ним ухаживает, потому что терпеливо ухаживать за тяжёлым больным – настоящий подвиг. В одном монастыре жил великий постник и молитвенник. Ел только раз в неделю, почти не спал. А в соседней келье жил монах, который ухаживал за больными. Особенной аскезой он не отличался. Подвижник пришёл к старцу и спросил: «Вот я пощусь шесть дней в неделю, ем немного постной пищи в седьмой день, а этот монах не постится, мало молится, но ухаживает за больными. Кого Господь больше вознаградит?» И старец ответил: «Даже если бы ты шесть дней был подвешен за ноздри, всё равно твой подвиг не сравнился бы с его подвигом». Жизнь и смерть тёти Оли показали, что старец был прав. У неё случился инсульт, но она выкарабкалась – и после этого покрестилась. Через месяц она умерла совсем от другой болезни. Так за терпение и любовь Господь подарил ей самую большую милость – святое крещение – и открыл перед ней врата рая.

ГЕНЕРАЛ ВЛАСОВ И СВЯТАЯ ПРАВДА

Давно отгремела Великая Отечественная. И чем далее она от нас, чем меньше остаётся на свете фронтовиков, прошедших через её закаляющее горнило, тем больше всяческих мифов о ней бродит по свету. Недавно взялись обсуждать Власова: а может быть, сдавшийся немцам и воевавший против своей Родины генерал на самом-то деле истинный герой? Может, он добра хотел? Задумал перехитрить и фашиста Гитлера, и большевика Сталина? Такая была у него правда – «с загогулиной», с хитрецой – соответственно ситуации? Как разобраться во всём этом? Как всегда – прислушаться и присмотреться к нашим святым. Святой преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Где просто – там ангелов со сто, а где хитро – там ни одного». А святитель Лука Войно-Ясенецкий, как только началась Отечественная война, не стал выжидать, пока Бог накажет богоборческие власти, а как горячий русский патриот и как врач включился в общую работу по защите Родины. А ведь был поляком, и находился он в то время в сибирской ссылке! Правда – она у святых. Так её и зовут: святая правда…

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×