Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Клан чернецов

В рубрике «Приглашаем к размышлению» петропавловской газеты «В добрые руки», советы и ответы на актуальные, порой каверзные вопросы дают – архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, а также жители Петропавловска Андрей Ляндзберг и Максим Дьяков. Не стоит думать, что рубрика ориентирована только на православных читателей, мы будем рассуждать о том, что волнует каждого! Ведёт рубрику Оксана Вецлер.

Великий иноческий подвиг, совершаемый человеком в одиночку, но не в одиночестве: монашество — тема очередной встречи с Вами, уважаемые читатели.

Фото: Pravkamchatka.Ru
Фото: Pravkamchatka.Ru
— Что это за человек такой — монах?

Владыка: Человек, живущий в уединении с Богом, цель его жизненного пути — расширить и укрепить отношения с Ним.

— Существует понятие «чёрное» монашество, зачем усиливать и так — куда черней?

Владыка: Это священнослужители, принявшие монашеский сан, а «белое» священство — это обычные семейные священники.

— С чего начинается иноческий путь человека?

Владыка: Монах даёт три обета. Первый обет «нестяжания» не позволяет иметь никокой собственности. Всё, что у меня есть здесь на Камчатке, — квартира, в которой я живу, автомобиль, которым пользуюсь — принадлежит церкви; облачение и книги — всё, что мне разрешается брать с собой. Хочешь служить Богу — отрекись от материального. Второй обет — обет целомудрия, он позволяет избежать привязанности уже другой — к людям. И третье обстоятельство монашеской жизни — послушание, т. е. полное отсечение своей воли, предание себя в руки Бога и священноначалия. Монах отдаётся в руки игумену, епископ — патриарху.

— Что это значит — «монашеское послушание», зачем ему нужно следовать?

Владыка: Когда человек поступает в монастырь, игумену предстоит определить, какие у человека есть способности и склонности, а также, какие недостатки стоят на пути раскрытия во всей полноте образа Божья в этом человеке. Для нивелирования недостатков назначаются послушания. Одно из самых главных препятствий на пути духовного совершенствования — это наша самость, наше «Я». И вот, пример, как меня испытывал игумен. Он мне дал послушание, а я попытался доказать, что это нужно делать другим способом. Игумен не стал со мной спорить, а спокойно благословил принести большой ящик земли из сада, после чего привёл в большую комнату и указал тщательно вымыть её. Я вымыл, и он благословил мне… раскидать эту землю по только что вымытому мною полу, а затем собрать её дочиста тряпкой. Представляете, что это значит, развозить вот так землю! Трижды я мыл пол, мне было тяжело, больно, обидно, я думал: « За что?» но этот урок запомнил на всю жизнь — в монашестве, прежде всего, нужно научиться послушанию.

— Это лишь один пример, хоть и живописный, из жизни монаха, а из чего состоит его обычный день, как устроена жизнь иноческая?

Владыка: То, о чём вы спрашиваете, укладывается в такое понятие, как монашеский устав. Устав касается каждого инока. Монах встаёт в 5 часов утра, затем следует индивидуальная молитва — келейное правило, затем — общее богослужение, храмовая молитва, иными словами. Длится она от 3 до 5 часов. Дальше — послушания. Кто-то в храме остаётся, кто-то во двор идёт, кто-то паломников встречает. У каждого — своё. Чем больше монастырь, тем больше послушаний, допустим, Валаамский монастырь — целая республика! Там представлены почти все виды человеческой деятельности: садоводство, сельское хозяйство, книгопечатание, свечной завод; они себя полностью обеспечивают.

Затем — первая (!) трапеза, это около 12–13 ч. дня. И опять послушания, после них — вечерняя трапеза, это часов 18. после неё — или послушание или келейное правило, в 23 часа отходят ко сну, и так — каждый день.

— Непохоже, владыко, чтобы у Вас был такой образ жизни…

Владыка: Я монах, можно сказать, в прошлом (улыбается), хотя обеты давал на всю жизнь. К сожалению, я не имею возможности придерживаться иноческого устава просто потому, что моё послушание не позволяет мне этого. Когда я жил в монастыре 9 лет, то с удовольствием подчинялся монашескому уставу. Это была вторая моя сущность — я, вообще, люблю подчиняться и не имею склонности руководить. Но поскольку Святейший патриарх благословил меня руководить епархией, я обязан делать это. Но этот долг исключает почти всё, что связано с уставом, я пытаюсь поддерживать огонёк, который зажёг во мне монастырь, но другими средствами.

— По каким причинам и через что человек приходит к монашеству?

Владыка: Монашество — это призвание. Не каждый может хорошо петь или быть спортсменом. Это путь, для прохождения которого нужно иметь определенные данные, призвание. А как это призвание проявляется и когда зависит от человека и от Господа, конечно. Некоторые вдруг понимают, что монашество – это их путь, когда их посетят великие скорби, и далее уже не видят возможности далее существовать в миру, тогда идут в монастырь. Некоторые – и в разных ситуациях и в разное время это происходит – вдруг понимают, что больше жить без Бога они не могут, настолько велика их к нему любовь. И тоже оставляют мир со всеми его прелестями и идут в монастырь. Либо по грехам идёт человек в монастырь, либо от великой любви к Богу.

— Если в монашескую жизнь человека приводят скорби, значит, в монастырь можно бежать от земных бед?

Владыка: Скорби посещают человека по нескольким причинам, просто так они ни к кому не приходят. Как говорил Воланд, кирпич на голову никому просто так не падает. Святитель Игнатий говорил, что скорби – это признак добрый, хоть неприятно, но полезно. Я живу в миру и веду неправедную жизнь, мне Господь даёт болезни, беды, чтоб я одумался и исправился. Я могу воспринять знак, измениться, и всё у меня наладится, а могу попытаться сбежать от скорбей в монастырь. Этот поступок будет неправильным – монастырская жизнь ничего не даст, с собой в монастырь свои проблемы и принесу, а они там, вопреки ожиданию никуда не исчезнут, а преумножатся, потому что жизнь в монастыре – это вовсе не сахар. Там испытаний гораздо больше, чем в миру.

— Если человек родился монахом, как Вы говорите, но не пришёл к этому подвигу, что же он будет всю жизнь несчастлив? Или наоборот не тот человек в монастырь идёт…

Владыка: Я не могу сказать, что он будет несчастлив, он будет искать своё предназначение всю жизнь, а значит, этого ему будет не хватать для полноты счастья.

А. Л.: В полной мере счастлив. Ведь нельзя ставить стену между жизнью мирской и монашеской. Часто говорят, что семейное послушание православного включает почти те же послушания, что несут монахи, но они выражены в другой форме. И человек может прожить жизнь в миру, может даже при церкви, священником, например, но он не раскроется так полно, как раскрылся бы, уйдя в монастырь, и наоборот: не призванный к иночеству, но ушедший в монастырь, тоже не найдёт себя во всей полноте.

— А как человеку узнать, что его путь – иночество, чтоб он не метался и точно обрёл своё место в жизни?

Владыка: Если бы этот поиск совершался одной стороной, то можно было ответить на этот вопрос, но это путь двух сторон – человек идёт и Господь идёт, причём Господь проходит гораздо большую часть пути. Рано или поздно, если человек неудовлетворён своим состоянием в жизни, Господь даёт ему понять – это не твой путь, твой – вот этот. Через старца какого-нибудь или в фильме увидел монастырь и потянуло или побывал в монастыре. Так, допустим, со мной было: не было никаких откровений, видений или внезапных поворотов в жизни, я жил в миру, занимался наукой, готовил к защите кандидатскую, возглавлял лабораторию, но где-то я понимал, что это не моё, я не готов с этим связать свою жизнь окончательно. Были попытки поиска: и в искусстве себя искал, и в спорте, и в психологии, в философии,— всё не моё… И вдруг я познакомился с человеком, который был монахом и иереем, возглавлял епархию, этот человек меня заинтересовал своей особенной жизнью, которой я раньше не знал – монашеской жизнью. Стал интересоваться больше, крестился под его руководством, а когда, взяв отпуск на работе, я попал в монастырь, в монашескую келью в качестве послушника, я понял, что это – моё.

— Владыко, насколько я знаю, Вы были тогда человеком несемейным, простите, что говорю об этом, но ведь, могла быть и семья уже, а Вы вдруг поняли… И что тогда?

Владыка: Ждать и терпеть. Семью нельзя бросить ни в коем случае, ты взял ответственность за женщину, за детей, они тебя любят. Нужно ждать, когда дети станут самостоятельными, супруга добровольно, а невынужденно, даст своё согласие уйти в монастырь. И потом, Вы знаете, если Господу угодно, он всё совершит так, что все останутся счастливы. Допустим, когда я был молодым человеком, у меня несколько раз возникало желание создать семью. Были девушки, к которым я испытывал склонность, но в самый последний момент всё само собой расстраивалось и распадалось, при чём без взаимных драм. Я задавал себе вопрос, почему я не могу создать семью, но лишь теперь ретроспективно оглядываясь на свою жизнь, я вижу: Господу было угодно проложить мне иной путь и он так всё устроил.

М. Д.: Существует институт послушничества: если человек хочет стать монахом, он может прибыть в монастырь, поселиться там и пожить этой жизнью, ещё не давая обета. Испытать себя, и потом уже делать какой-либо выбор. И по статистике примерно, из 10 послушников примерно 1 становится монахом…

Иногда люди годами живут в монастыре, во всём подобно жизни монахов, но даже спустя несколько лет убеждаются, что их путь – другой, ничего страшного нет, когда человек уходит, если он обета ещё не давал.

Владыка: Он получает от этого огромную пользу. В нашем монастыре было несколько послушников, которые после нескольких лет послушничества уходили из монастыря, заводили семьи, и жёны их до сих пор благодарят и Бога, и монастырь, и меня – это идеальные мужья, я посоветую молодым людям и девушкам, прежде чем заводить семьи, пройти хорошую пусть немноголетнюю монастырскую школу.

А. Л.: А на деле – это несложно. В миру бытует мнение, что монастырь – это некий клан чернецов, тайный орден, со степенями посвящения. Нет, да вот же они – наши монастыри, все рядышком. Большинство наших читателей их знают, особенно женский монастырь во имя иконы Казанской Божьей матери в п. Мутновском, а мужской монастырь находится вообще в черте Петропавловска, на спуске из п. Сероглазка к Мехзаводу. Там даже ворот нет! Бери благословение у отца настоятеля или у владыки и входи, коли душа просит.

— Наверное, влыдыко, в Вашей жизни часто бывают примеры, когда люди приходят и говорят: «Я хочу быть монахом, владыка благословите».

Владыка: Бывают и часто, я всегда выясняю причины. Пример. Приходит ко мне женщина: «Я устала от мужа, от детей, устала от работы. Хочу остаток дней (а она ещё достаточно молодая) прожить в покое и душевном мире». Я сказал ей, что её проблема – она сама, монастырь не только не избавит её от бед, но и усугубит их. Проблема взаимопонимания с ближним (а ведь именно на это пожаловалась женщина) возникнет в общении с сёстрами, с игуменьей – только сильней: оттуда не уйдёшь, никому не пожалуешься, там – это будет твой крест. Я установил ей молитвенное правило, сказал, когда приходить в церковь, как часто исповедоваться…

— И что стало лучше?

Владыка: Во всяком случае, в монастырь она больше не хочет. Отношения с близкими больше не такие напряжённые.

Есть люди, по которым я вижу, что им подходит монашеское служение.

— Вы это с первого взгляда определяете?

Владыка: Иногда да. Чаще нужно время, чтобы это понять. Но и в том и в другом случае я тщательно испытываю человека.

Был ещё один случай, очень показательный. А связан он с нынешним наместником мужского нашего монастыря в честь Всех святых – с отцом Антонием. Он был студентом 3–го курса, когда пришёл ко мне и сказал: «Хочу в монастырь». Я ответил: «Нет. Походи в наш молодёжный православный клуб». Стал он клуб посещать, и опять: «В монастырь хочу». Я ему предложил с хорошей девушкой познакомиться, нашли девушку. «Что делать?» — спрашивает. «Ты, молодой парень, у монаха спрашиваешь, что делать? Сходи в гости к ней и её матери, посмотри, чем помочь мужчина в доме может». Приходит, всё сделал, опять спрашивает, что дальше. Я предложил девушку пригласить к себе – чтоб борщ сварила, рубашки погладила. Погладила, сварила. «Что дальше?» – он меня опять спрашивает; чувствую, что к семейной жизни пока его не тянет. А тут он как раз оканчивает университет – «в монахи хочу». Спрашиваю, что мама говорит, он отвечает, что мама не благословляет, мама хочет, чтоб в армию пошёл. Я благословил идти в армию. Начал он устраиваться, сначала – к ректору пошёл, тот его направил к начальнику военной кафедры, оттуда — в военкомат – и у всех одинаковое изумление: человек в армию просится! Из военкомата направили на военные корабли искать, кто возьмёт. Обошёл все – никто не берёт. Удивительное дело – здоровый, крепкий физически и духовно парень, сам просится – и не берут. Значит, нет воли Божьей. А тут как раз открывался морской колледж, и директор попросил помочь с преподавателем, я будущего отца Антония, тогда просто Алексея, туда и отправил. Он жил в монастыре, исполнял монашеские уставы, утром, вечером; постился по монашески, а послушание нёс в этом колледже: был зав. кабинетом, две лаборатории вёл, лекции читал, классное руководство имел… Это колоссальная нагрузка – выдержал.

— И это уже не год и даже не два он мечтал о монашестве.

Владыка: Несколько лет всё нёс. И тут как раз мама согласилась отпустить его в монастырь. И только тогда он принял постриг. И ни я, ни он не пожалели об этом, для того, такую проверку человек и проходит, ведь этот шаг он делает навсегда, пути назад нет.

— Многие уходят в монашество молодыми, не создав семьи, не произведя детей. Так получается, монастыри стоят на пути роста нашей и без того худой демографии?

Владыка: Если рассуждать по-мирски, то эта проблема не разрешима. Молодые, хорошие парни «даром пропадают», а их и так мало в стране (не на Камчатке, правда, у нас мужчин больше), общественность не может не возмутиться. Я помню, одна женщина пришла к нам в монастырь, и её глазами — там парни здоровые живут в одиночестве, посвятили себя непонятно чему, эгоисты такие, она и говорит мне: «Такой генофонд пропадает!» Действительно, с позиции светского человека картина несправедлива и возмутительна. Но поверьте – над всем Господь. И если какую-то часть людей предназначил для иночества, значит, оно нужно человеку, нужно народу и обществу. Вся Россия всегда приходила в монастыри, чтобы духовно обогатиться и окрепнуть, почерпнуть чистоты и светлости, накопленных монашеским трудом, утешиться и укрепиться.

М. Д.: Не от монахов у нас семейный кризис, понимаете. Их всего 7 человек на всю Камчатку! Монастырь у нас всего один, а сколько ночных, игровых клубов, казино.

Владыка: Вот они-то по семьям самый большой удар наносят: на 10 браков по статистике 9 разводов.

М. Д.: На Руси ещё было подмечено – где сильное монашество, там – сильные и многодетные семьи, именно потому что люди у монахов учатся.

Мы на примере монашеского жития видим ту часть Царства Божия, которая может быть воплощена на Земле. Все житейские беды становятся настолько неважными, если знаешь, что есть опора в виде монастырей, духовных защитников и окормителей наших.

На этой позитивной ноте и с уверенностью, что все мужчины от нас не уйдут в монастырь, закончим наш разговор и пожелаем добра и мира нашим читателям!

Рейтинг: 9.5 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов)

Новые материалы

Выбор читателей

×