Серия убийств сотрудников милиции в Приморье примечательна не просто как громкое преступление. У многих так называемые «приморские партизаны» вызвали сочувствие и поддержку. В СМИ появляются аналогии с террористической деятельностью конца XIX – начала XX веков, некоторые предвидят надвигающуюся гражданскую войну. Ситуацию комментируют протоиерей Димитрий Смирнов, проректор ПСТГУ священник Георгий Ореханов, профессор МДА Алексей Светозарский и историк Владислав Петрушко. Криминал или борьба за справедливость?
.
Вдова убитого милиционера Ирина Карась. Фото: Алексей Майшев / Русский репортер
Криминал или борьба за справедливость?
Священник Георгий Ореханов |
Из истории террора
Поэтому же, полагают эксперты, неправомерно сравнивать «приморских партизан и, скажем, народовольцев. Владислав Петрушко комментирует: «Мы точно не знаем мотивов действий «приморских партизан». Говорят, что это – борцы против коррупции в рядах милиции, но возможно, что это просто криминальные элементы, которые прикрываются лозунгами. Даже если это действительно протест против коррупции, этот террор резко отличается от того, который был в конце XIX века. Те акты были резко политическими, направленными против верховной власти. Сейчас это борьба против низовых органов власти, милиции. Не надо забывать, что террор XIX века – порождение определенной идеологии, а говорить, что какая-то идеологическая подоплека существует у «приморских партизан», пока не приходится». С ним солидарен священник Георгий Ореханов: «Я бы не стал отождествлять эти случаи и с терроризмом, который имел место в Российской Империи конца XIX – начала ХХ веков. Те акции были вызваны другими обстоятельствами, и тот всплеск терроризма, который приходится на вторую половину 1880-х гг., сменил другое явление – хождение в народ. Это была попытка определенного круга интеллигенции изменить Россию так, как они себе это представляли. Первоначально они выбрали мирный вариант – попытку сближения с народом, которая увенчалась полной неудачей. И тогда, как указывает философ Георгий Федотов, мирный вариант сменился террористическим «срывом». Там причины были более идейного порядка, более серьезные, более системные. Поэтому проводить параллель между той и сегодняшней ситуацией я бы не стал. То же самое я бы сказал о террористических акциях начала ХХ века в связи с так называемой первой русской революцией. Конечно, это была уже организованная борьба против неугодного режима, но причины были другими. Сейчас имели место покушения именно на работников милиции, а в начале ХХ века – не только на полицейских, но и на чиновников самого высокого ранга – то есть это был вооруженный террористический протест против власти в целом».
Ждать ли нам гражданской войны?
Историк Владислав Петрушко |
О необходимости твердой позиции, также ссылаясь на опыт истории, говорит Владислав Петрушко: «В истории были примеры оправдания террора как такового – напомним, какая эйфория царила в России после Февральской революции 1917 года и чем это буквально через несколько месяцев обернулась. Попытки оправдания террористов-народовольцев – это, конечно же, всегда было свойственно русской интеллигенции, которая ратовала за ненасильственные методы. Но государство – это аппарат необходимого насилия. Оно не может быть абсолютно гуманным, потому что всегда есть какое-то зло, с которым надо бороться. Вспомним князя Владимира, стоящего у истоков российской государственности. Он, проникшись христианскими идеалами, отменил смертную казнь, но потом представители Церкви были вынуждены уговаривать князя вернуть ее, потому что все оборачивалось не заповедью «не убий», а ее противоположностью: размножившиеся бандиты, разбойники, грабежи и убийства. У всего есть обратная сторона: мы помним о заповедях, но нам никуда не деться – в государстве и обществе необходимо принуждение по отношению к тем, кто нарушает закон. Мир во зле лежит – к сожалению, иначе невозможно существовать».
Однако гражданскую войну Владислав Петрушко считает маловероятной: «Я верю, что русские люди достаточно сознательны, особенно после всего, что Россия пережила в ХХ веке. Вряд ли подобные случившемуся в Приморье прецеденты перейдут в активное противостояние власти. Надеюсь, наш народ уже не способен разделиться внутри себя и перейти к гражданской войне. Локальные нестроения возможны, но в масштабе страны – не думаю».
Когда в России будет гражданское общество?
Протоиерей Дмитрий Смирнов |
«Гражданское общество – это не то общество, которое берет автомат, – уверен протоиерей Дмитрий Смирнов. – Нужна инициатива масс. Когда власть видит, что не отдельные люди берутся за вилы, а есть движение народа в виде стачек, забастовок, шествий – того, что разрешено законом, она идет на уступки. В противном случае ничего не будет. На уровне отдельных людей это не решается».
Владислав Петрушко также выступает за общественные движения и организации: «У нас сейчас отсутствует нормальное профсоюзное движение, общественные объединения, которые бы отстаивали интересы каждого и с которыми бы считалась власть. Такие объединения надо создавать, за них бороться. К сожалению, пока инициативы со стороны наших граждан не видно, они пассивны». Но не менее важно, по его мнению, присутствие нравственного авторитета: «Классический пример удачной гражданской формы протеста – Индия, когда Махатма Ганди организовал мирный протест против английского господства. Мне кажется, когда за таким акциями стоит нравственный авторитет, это дает больший эффект, чем подобная партизанщина». «Правовое сознание у нас очень тяжело формируется, – признается он, – мы все это видим. Быть законопослушными, находиться в правовом поле – единственный выход, несмотря на коррупцию, бюрократию, другие неприглядные стороны нашей власти. Иначе будет хаос, анархия, беспредел. У случившегося есть еще один важный аспект, независимо от того, идейные ли это борцы или уголовники. Даже если допустить, что это идейные борцы, все равно, едва ли для нашей страны и народа эти методы могут найти оправдание. Даже если люди борются за позитивные идеалы, бороться такими способами значит расшатывать нашу государственность, основы России. Если государство будет разрушено, воцарится анархия и хаос. При этом надо представлять себе масштаб: если это случится со всей Россией, то последствия будут катастрофическими не только для нее, но и для всего мира. Мы – гигантская ядерная держава, и страшно предположить, что будет, если наша государственность, пусть и плохая, будет разрушена».