Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Наука, материализм и нравственность

Источник: Радонеж

Фото: Science Photo Library/Eastnews
Фото: Science Photo Library/Eastnews
Недавно в "Огоньке" появилась очередная научно-популярная статья, которая интересна тем, что иллюстрирует определенную популярную мифологию. Журналист выражает краткое содержание статьи в воодушевленном абзаце: "Ученое сообщество готово повести человечество в светлое будущее: генетикам удалось связать работу определенных генов с такими прекрасными качествами, как доброта, щедрость и жертвенность. Нравственность, перейдя из зоны гуманитарных рассуждений в зону медицины, стала доступной для манипуляций с помощью химии и генной инженерии". Речь идет о том, что совесть и нравственность, как "установили ученые" имеет биологическую природу. Дальше статья рассказывает, о том, что определённые гены, по мнению некоторых исследователей, связаны со склонностью к насильственным преступлениям, в то время как другие — напротив, с готовностью к взаимопомощи и сотрудничеству. Насколько эти данные состоятельны с чисто научной точки зрения — вопрос в высшей степени открытый. Но оставим научную критику таких представлений специалистам; для нас важнее их мировоззренческая и этическая сторона. Если поведение людей определяется генами, то вполне можно, взяв у человека кровь на анализ, сказать — вот этот будет неверным мужем и вообще асоциальным типом; а вот этот — напротив, замечательный семьянин, прекрасный работник и честный гражданин. Любой христианин — да и не только христианин — немедленно задаст вопрос: а как же свободная воля? Разве человек не сам выбирает, как ему поступать? Разве это не наше свободное решение — будем ли мы чтить закон и хранить верность в браке?

С точки зрения квазинаучной идеологии, с которой мы тут имеем дело, свободной воли просто не существует; нравственность, духовность, совесть — все сводится к чистой биологии.   Как говорится в статье, "Вся сложность в том, что генетики пока не могут выяснить, где же находится это самое ядро личности. Более того, предполагают, что его вовсе нет. А суть человека возникает из хитросплетения его генетической составляющей — как смысл романа рождается из сложенных вместе букв. Современная материалистическая картина мира подразумевает, что автора у романа нет — он возник по механическому стечению обстоятельств, а раз так — никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов — по своему усмотрению" 

В самом деле, "современная материалистическая картина мира" (в реальности — все тот же позитивизм  XIX века, знакомый по образу Базарова из "Отцов и детей")  отрицает Бога; но отрицая Бога, нельзя не прийти к отрицанию человека — человеческая личность оказывается очень сложным, но чисто материальным процессом. Как писал британский молекулярный биолог Френсис Крик, "Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определённое поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы - не более чем набор нейронов... хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить". В этой ситуации вмешательство в человеческую личность является не более чем вмешательством в еще один материальный процесс — "никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов — по своему усмотрению". Когда реальность духовной природы человека отрицается, человек превращается из личности, наделенной достоинством и свободой, в "набор нейронов", в предмет каких угодно манипуляций.

Иногда люди думают, что наши представления о мироздании — это что-то отвлеченно-философское, не имеющее отношение к повседневным тревогам и нуждам обычных людей. Это ни в коем случае не так; у "современной материалистической картины мира" есть в высшей степени практические последствия — и в истории эти последствия уже были. В первой половине ХХ века огромным влиянием в развитом мире пользовалась евгеника — вера в то, что поскольку проблемы общества, преступность, алкоголизм и тому подобное обусловлены генетически, их можно решить, препятствуя размножению "дефективных" людей. В результате этой "научной" политики в одних только США было принудительно стерилизовано более шестидесяти тысяч человек; основанием для этого могло быть пьянство, широко трактуемое аморальное или асоциальное поведение, наличие родственников с наследственными болезнями и тому подобное. Своего пика евгеника достигла в Германии при нацистах; как говорил Рудольф Гесс, "национал-социализм — это прикладная биология"

Сейчас евгеника безоговорочно осуждена как "лженаука", приведшая к "грубым нарушениям прав миллионов людей", однако ее корни остаются не выкорчеванными — и лежат они не в науке как таковой, а в той самой "современной материалистической картине мира". Это картина мира, в которой права и достоинство человека могут держаться какое-то время по инерции, но обречены исчезнуть. Достоевский сказал "если Бога нет, то все позволено"; современные энтузиасты говорят "никто не мешает нам" поступать по своему усмотрению. Это обесчеловечивающее мировоззрение апеллирует к науке — и нам стоит сказать об этом несколько слов. С христианской точки зрения человек, конечно, обладает телесной природой — у нас есть нейроны, и нейромедиаторы, и все то, что исследуют ученые; деятельность ученых может быть и полезной, и благородной. Наука, и, в частности, генетика находит пути лечения тяжелых генетических расстройств, облегчает человеческие страдания и спасает жизни. Среди генетиков мирового уровня есть верующие люди — такие как Френсис Коллинз или Франциско Аяла. Однако человек не сводится к своей телесной природе; у нас могут быть определенные генетически заданные склонности — кто-то от природы флегматичен, а кто-то, напротив, вспыльчив — но это условия, в которых мы совершаем выбор; сам выбор остается за нами.

"Современная материалистическая картина мира" никак не может быть научно обоснована — Вы не можете поставить решающий эксперимент и доказать, что "автора у романа нет". Она является предметом веры; более того, она связана с грубой ошибкой в мышлении.

Попробуем объяснить, в чем эта ошибка состоит. Науке присущ так называемый "методологический натурализм" — то есть обращение к рассмотрению исключительно природных причин, при этом природа воспринимается как "совокупность материи, которая движется по определенным неизменным законам". Любые внеприродные и внематериальные объяснения находятся вне области науки. Ученые не ставят экспериментов над ангелами и не замеряют уровень святости; эти реальности находятся вне пределов достижимости научного метода. Вне его достижимости находится и еще одна сверхприродная реальность, хорошо нам знакомая — наша свободная воля. Наука не отвечает на вопрос о происхождении тех самых законов природы, которые она исследует; она принимает то обстоятельство, что мироздание упорядоченно, причем упорядоченно постижимым для человеческого разума образом, не задаваясь вопросом о происхождении такой упорядоченности. Есть вопросы, на которые наука не отвечает — и большинство ученых спокойно это признают.

Ошибка материалистов в том, что они путают этот методологический натурализм с натурализмом онтологическим — то есть верой в то, что в реальности не существует ничего, кроме материи. Это как если бы мы сказали, что, поскольку химия, в рамках своих методов, ничего не может сказать нам о литературе, литературы не существует. Там, где ученый говорит "в рамках моей дисциплины я этим не занимаюсь" материалист бодро заявляет "этого не существует". Это явная ошибка с точки зрения логики — но это и явная ошибка с точки зрения жизненного выбора.

Здоровое общество состоит не из людей с правильным генами — а из людей с правильными душами; из людей, осознающих свою свободу и свою ответственность, людей, приверженных (давайте скажем прямо) заповедям Божиим.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

29 июня 2010 г.

Рейтинг: 8.9 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×