Фото: Science Photo Library/Eastnews |
С точки зрения квазинаучной идеологии, с которой мы тут имеем дело, свободной воли просто не существует; нравственность, духовность, совесть — все сводится к чистой биологии. Как говорится в статье, "Вся сложность в том, что генетики пока не могут выяснить, где же находится это самое ядро личности. Более того, предполагают, что его вовсе нет. А суть человека возникает из хитросплетения его генетической составляющей — как смысл романа рождается из сложенных вместе букв. Современная материалистическая картина мира подразумевает, что автора у романа нет — он возник по механическому стечению обстоятельств, а раз так — никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов — по своему усмотрению"
В самом деле, "современная материалистическая картина мира" (в реальности — все тот же позитивизм XIX века, знакомый по образу Базарова из "Отцов и детей") отрицает Бога; но отрицая Бога, нельзя не прийти к отрицанию человека — человеческая личность оказывается очень сложным, но чисто материальным процессом. Как писал британский молекулярный биолог Френсис Крик, "Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определённое поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы - не более чем набор нейронов... хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить". В этой ситуации вмешательство в человеческую личность является не более чем вмешательством в еще один материальный процесс — "никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов — по своему усмотрению". Когда реальность духовной природы человека отрицается, человек превращается из личности, наделенной достоинством и свободой, в "набор нейронов", в предмет каких угодно манипуляций.
Иногда люди думают, что наши представления о мироздании — это что-то отвлеченно-философское, не имеющее отношение к повседневным тревогам и нуждам обычных людей. Это ни в коем случае не так; у "современной материалистической картины мира" есть в высшей степени практические последствия — и в истории эти последствия уже были. В первой половине ХХ века огромным влиянием в развитом мире пользовалась евгеника — вера в то, что поскольку проблемы общества, преступность, алкоголизм и тому подобное обусловлены генетически, их можно решить, препятствуя размножению "дефективных" людей. В результате этой "научной" политики в одних только США было принудительно стерилизовано более шестидесяти тысяч человек; основанием для этого могло быть пьянство, широко трактуемое аморальное или асоциальное поведение, наличие родственников с наследственными болезнями и тому подобное. Своего пика евгеника достигла в Германии при нацистах; как говорил Рудольф Гесс, "национал-социализм — это прикладная биология"
Сейчас евгеника безоговорочно осуждена как "лженаука", приведшая к "грубым нарушениям прав миллионов людей", однако ее корни остаются не выкорчеванными — и лежат они не в науке как таковой, а в той самой "современной материалистической картине мира". Это картина мира, в которой права и достоинство человека могут держаться какое-то время по инерции, но обречены исчезнуть. Достоевский сказал "если Бога нет, то все позволено"; современные энтузиасты говорят "никто не мешает нам" поступать по своему усмотрению. Это обесчеловечивающее мировоззрение апеллирует к науке — и нам стоит сказать об этом несколько слов. С христианской точки зрения человек, конечно, обладает телесной природой — у нас есть нейроны, и нейромедиаторы, и все то, что исследуют ученые; деятельность ученых может быть и полезной, и благородной. Наука, и, в частности, генетика находит пути лечения тяжелых генетических расстройств, облегчает человеческие страдания и спасает жизни. Среди генетиков мирового уровня есть верующие люди — такие как Френсис Коллинз или Франциско Аяла. Однако человек не сводится к своей телесной природе; у нас могут быть определенные генетически заданные склонности — кто-то от природы флегматичен, а кто-то, напротив, вспыльчив — но это условия, в которых мы совершаем выбор; сам выбор остается за нами.
"Современная материалистическая картина мира" никак не может быть научно обоснована — Вы не можете поставить решающий эксперимент и доказать, что "автора у романа нет". Она является предметом веры; более того, она связана с грубой ошибкой в мышлении.
Попробуем объяснить, в чем эта ошибка состоит. Науке присущ так называемый "методологический натурализм" — то есть обращение к рассмотрению исключительно природных причин, при этом природа воспринимается как "совокупность материи, которая движется по определенным неизменным законам". Любые внеприродные и внематериальные объяснения находятся вне области науки. Ученые не ставят экспериментов над ангелами и не замеряют уровень святости; эти реальности находятся вне пределов достижимости научного метода. Вне его достижимости находится и еще одна сверхприродная реальность, хорошо нам знакомая — наша свободная воля. Наука не отвечает на вопрос о происхождении тех самых законов природы, которые она исследует; она принимает то обстоятельство, что мироздание упорядоченно, причем упорядоченно постижимым для человеческого разума образом, не задаваясь вопросом о происхождении такой упорядоченности. Есть вопросы, на которые наука не отвечает — и большинство ученых спокойно это признают.
Ошибка материалистов в том, что они путают этот методологический натурализм с натурализмом онтологическим — то есть верой в то, что в реальности не существует ничего, кроме материи. Это как если бы мы сказали, что, поскольку химия, в рамках своих методов, ничего не может сказать нам о литературе, литературы не существует. Там, где ученый говорит "в рамках моей дисциплины я этим не занимаюсь" материалист бодро заявляет "этого не существует". Это явная ошибка с точки зрения логики — но это и явная ошибка с точки зрения жизненного выбора.
Здоровое общество состоит не из людей с правильным генами — а из людей с правильными душами; из людей, осознающих свою свободу и свою ответственность, людей, приверженных (давайте скажем прямо) заповедям Божиим.