Наставники в невежестве

Источник: Радонеж

В сети интернет появилось (и вызвало живое обсуждение) интервью хорошо знакомого нашим телезрителям Владимира Познера. Если хоть что-то могло бы успокоить тех наших сограждан, которые паникуют по поводу наступления в России мрачного царства православного фундаментализма, а также клерикализма, домостроя и шариата, то это как раз такое интервью - человек, регулярно выступающий на первом канале, находящийся в превосходных отношениях с властями, заявляет: “Я думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия”. Впрочем, похоже, что эту категорию граждан не может успокоить вообще ничего; они, как сказал еще Ветхозаветный Пророк, “как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. (Ис.57:20)”

Но интервью Познера интересно как свидетельство верований определенной части нашего, условно говоря, “образованного класса”. Слово “образованный” тут надо употреблять со многими оговорками, потому что один из основных признаков этого класса - его необразованность. Как это не покажется странным, но у нас сложилась ситуация, когда люди, выступающие на миллионные аудитории, и при этом выступающие в качестве экспертов, людей знающих и серьезных, демонстрируют как глубочайшее невежество в отношении самых базовых фактов истории и культуры, так и полную неспособность к последовательному, логическому мышлению. У этих людей, в свою очередь, есть довольно многочисленные поклонники, склонные воспринимать все их речения за чистую монету, за эталон интеллигентности, образованности и даже личной порядочности.

Но рассмотрим конкретные высказывания Познера, начиная с уже приведенного - “Я думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия”. Это фраза не оригинальна - она просто повторяет высказывания американского романиста Гора Видала "Величайшим бедствием из выпадавших на долю Запада была христианская религия". На эту фразу уже был дан подходящий ответ: "Тот факт, что "величайшее бедствие" не выпало на долю Запада, а попросту создало Запад в том виде, в котором мы можем его наблюдать, видалов не интересует". Точно также познеров не интересует, что Православие не "случилось" с Россией — оно создало Россию и русский народ. "Повесть временных лет" описывает конгломерат славянских и финно-угорских племен, с которых собирает дань "русь", воинская верхушка, носящая скорее скандинавские, чем славянские имена. Формирование славяноязычной общности, называвшей себя "русскими людьми" происходит уже после Крещения и под его несомненным влиянием, и эти "русские люди" с самого начала определяют себя как "православных христиан". Никакой "доправославной" России, которая затем приняла Православие, и это-де явилось для нее трагедией, просто не существовало.

Впрочем, невежество Познера не ограничивается русской историей; в том, что касается истории Западной Европы, он выказывает столь же глубокую неосведомленность. Рассуждая об ужасной нетерпимости и ксенофобии русских XVI в, он явно не знает, как дела в это время обстояли в Западной Европе — а обстояли они либо также, либо намного хуже. На фоне Реформации и последовавших войн и гражданских смут Московское Царство выглядит почти оазисом. Впрочем, такое отношение к истории не является личной особенностью Познера — для определенного круга людей то, что в России XVI в. существовало пыточное следствие является свидетельством извечной дикости русских; а то, что точно такое же пыточное следствие существовало, скажем, в Англии (да и по всей Европе) никаким свидетельством о Европе не является. Иван Грозный — страшное порождение Православия; в то время как Генрих VIII — прекрасное дитя просвещенной Европы. Разгром Новгорода навеки погубляет Россию в глазах всякого мыслящего интеллигента; Варфоломеевская Ночь — нет, отнюдь не делает Францию менее прекрасной. Впрочем, складывается впечатление, что наша просвещенная интеллигенция просто ничего не знает ни о Варфоломеевской Ночи, ни о Генрихе VIII, ни других мрачных и кровавых страницах европейской истории и искренне полагает, что все ужасы мировой истории сосредоточены исключительно в России.

Познер в своем интервью также озвучивает два любимых у нас тезиса, которые идут в связке и почему-то никто не замечает их противоречия. 1)Православие это плохо, потому что в России Православие и все плохо, а в Западных странах Католицизм и, особенно, Протестантизм и все хорошо. (Похоже, что нашу интеллигенцию тяжело травмировало чтение заголовка книги "Протестантская этика и дух капитализма". Именно заголовка, поскольку содержание книги прямо противоположно популярным у нас взглядам) 2)религия это вообще плохо, а атеизм хорошо. Но ведь в России 70 лет был именно любезный Познеру атеизм! Все это время ненавистное Православие было лишено возможности оказывать какое-либо влияние! Несколько поколений выросли свободными от тлетворного православного воздействия. Где же прекрасные плоды этого?

В самом деле — Познер много жалуется на худые нравы наших современников; но ведь эти люди выросли отнюдь не при господстве Православия и отнюдь не православное воспитание получили; они - как и их родители, и родители их родителей — были воспитаны в том самом "научном атеизме" приверженцем которого является Познер. Однако искать у Познера — и единомысленных ему — логики — это все равно, что искать у него знаний.

Каким образом, демонстрируя столь глубокое невежество, можно считаться интеллигентным и образованным? Похоже, проблема в утрате критериев того, что значит быть образованным и думающим человеком. Если в общем случае признаком принадлежности к образованным и думающим людям является знание определенных базовых фактов, знакомство с определенными текстами, умение логически рассуждать, то для определенной части нашей (интеллигенции? образованщины? трудно подобрать подходящее слово) важны другие критерии, главный из которых — маска брезгливого высокомерия по отношению к России, ее истории, культуре и народу, и, особенно, по отношению к ее святыням. Русофобия — и, как важная часть ее, фобия по отношению к Русской Церкви — настолько важный знак принадлежности к "своим", к "думающим", что какие-либо знания тут просто излишни.

Что нам, православным людям, делать в такой ситуации? Ну, для начала не побояться взять на себя роль того мальчика из сказки Андерсена, который воскликнул "А король-то голый!" Крайняя самоуверенность может, какое-то время, успешно прикрывать невежество и глупость — людям может казаться, что человек, говорящий с таким апломбом, знает, о чем говорит. И нам стоит обратить внимание на очевидное — на дикарское невежество как Познера, так и других наших борцов с Православием.

Алексей Харитонов

Источник: Радонеж

24 июля 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Секта познеритов Секта познеритов
Сергей Худиев
Недавно в сети появилась статья телеведущего Владимира Познера, в которой он повторяет ряд своих уже известных тезисов. “Россия пошла по пути православия, тем самым обрекая себя на отсталость и оторванность от остального иудейско-христианского мира” и тому подобные.
О слепой вере в мифы О слепой вере в мифы
Сергей Худиев
Мифы нашей интеллигенции сохраняют нечто от мифа в «высоком» смысле — они тоже пытаются объяснить смысл истории и место человека в ней. Один из таких мифов активно проповедуется известным телеведущим Владимиром Познером. Г-н Познер убежден, что одна из величайших трагедий для России — принятие Православия.
Добрые и злые Добрые и злые
Дмитрий Соколов-Митрич
Свободного человека, которым, безусловно, считает себя Владимир Владимирович, не должна удивлять реакция других свободных людей на его свободные высказывания. Иначе получается, что свои свободолюбивые принципы он распространяет лишь на себя самого. И это на самом деле синдром не одного только Познера. "Интеллигентным и порядочным" людям России, что бы там они ни говорили о правах человека, как-то генетически свойственно отказывать окружающем в праве на свое мнение и вообще - говорить с ними как с равными. Это высокомерие неистребимо в России так же, как и столь ненавистное Владимиру Познеру православие.
Познер как супергерой Познер как супергерой
Руси в 988 году не стоило креститься в православие, потому что от православия уровень жизни понижается. Лучше бы стали католиками или протестантами. Гетто для иноверцев придумал Иван Грозный по подсказке церкви. Запад веками обоснованно считает Россию непредсказуемой и агрессивной. При распаде Советского Союза не было потеряно ни одного человека.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×