Лк, 104 зач., 21, 5—7, 10—11, 20—24
Тогда некоторым, говорившим Иисусу о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
Мы видим, с каким восхищением ученики Христовы смотрят на внешнее великолепие храма. Они показывают Господу, какими он украшен дорогими камнями и вкладами. Им кажется, что на их Учителя это должно произвести такое же впечатление, как и на них. Но когда мы говорим о Храме, мы должны прежде всего думать о присутствии Божием в нем. Христос говорит, что очень скоро все это будет разорено. «Придут дни, в которые из всего, что вы здесь видите, не останется камня на камне». Все будет разрушено.
С каким любопытством ученики выпытывают о времени, когда это великое разорение произойдет: «Учитель! Когда же это будет?» Для нас естественно желать узнать, что нас ожидает в будущем. Но нам следовало бы больше размышлять, в чем заключается наш христианский долг сегодня в перспективе надвигающихся на нас событий, и как мы должны приготовиться к ним. Они спрашивают, какой признак будет, когда это должно произойти. Они не спрашивают, какой признак сейчас свидетельствует, что этих бед не избежать. Их более волнуют будущие знамения приближения исполнения слов Христовых.
Господь предупреждает их о великом противостоянии народов. Человечество ждут кровавые войны. «Восстанет народ на народ и царство на царство». «Будут большие землетрясения по местам и глады, и моры». Речь идет о великих социальных потрясениях и стихийных бедствиях. У Бога есть много различных способов вразумления восстающих на истину и правду людей. Духовные суды принадлежат кончине века, но Бог раскрывает их уже сейчас временными судами. «Будут ужасные явления и великие знамения с неба». Но ужасные явления не должны ужасать нас. Пусть отвергающий Бога мир ужасается, а мы должны предавать себя в руки Божии.
Господь рисует картину скорого разрушения Иерусалима и дает через нее образ бедствий, грядущих на вселенную. Когда ученики увидят осаду Иерусалима, когда святой град будет окружен войсками, тогда можно будет заключить, что его запустение приблизилось. Это будет знамением для верных спасаться бегством. «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, кто в городе, выходи из него. И кто в окрестностях, не входи в него». «Вы должны оставить город и страну, оставленные Богом и преданные на погибель», — говорит Христос. Он предсказывает, какое страшное смятение произойдет тогда среди иудеев. «Это дни отмщения», о которых так часто возвещали ветхозаветные пророки. Теперь все их пророчества исполнятся. И мы видим, что ожидает эту землю. Приближается день гнева Божия. «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни», потому что силы разрушения, исходящие от «человекоубийцы от начала», с особой яростью будут направлены против зарождающейся жизни. Ужас охватит весь народ.
Господь заранее показывает, чем завершится сражение между римлянами и иудеями. Множество иудеев падет от острия меча. Осада Иерусалима, которая произойдет вскоре после Крестной смерти и Воскресения Спасителя — ее начнет Веспасиан в 69-м и закончит Тит в 70-м году, — будет просто избиением защитников города. А остальные будут уведены в плен, и не в один народ, а во все народы. За отступление от истинной веры Бог попускает избранному Им народу подпадать под власть язычников для его вразумления. Точно так же в будущем иудеи рассеяния будут постепенно приобретать власть над народами, отступившими от Христа. От начала до конца — «тайна беззакония в действии». Согласно пророчествам святых отцов, иудеям дано будет осуществить свою мечту о лжемессии незадолго до кончины мира.
«Иерусалим будет попираем язычниками», — говорит Господь. Он будет попираем, «пока не окончатся времена язычников». Это таинственное пророчество святые отцы объясняют двояко. Одни считают, что оно уже исполнилось. Язычникам предстояло овладеть святым градом. Он стал совершенно языческим, пока большая часть языческого мира не приняла христианство. Другие относят эти слова Спасителя к завершению истории мира. Иерусалим будет во власти язычников, пока не придет время Второго Пришествия Христова. И все обратившиеся с покаянием ко Господу язычники и иудеи, совершат переход из царства мира сего в Царство Христово.
Тогда стал Иисус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они — как неумолимое требование. В Евангелии от Матфея Господь восходит на гору, народ остается вдали, внизу. Вокруг Господа только Его ученики, которым Он наедине раскрывает глубину Своего учения. В Евангелии от Луки Господь сходит с горы, где Он молился и избрал двенадцать апостолов. Вместе они сходят вниз, «на ровное место», и их встречает множество учеников и народа. Учение Христово должно быть обращено ко всем, не только к «лучшим ученикам». Принятие его является решающим для спасения. Кроме того, в Евангелии от Матфея заповеди блаженства звучат в третьем лице: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В Евангелии от Луки — во втором лице: «Блаженны вы». В первом Евангелии Господь возвещает Благую Весть. В третьем — суд: этот суд может быть Благой Вестью для одних, и горем для других. Как мы воспринимаем этот дар, сподобляющий нас одной чести с апостолами?
Если бы мы не знали силу любви Христовой, силу Его Слова, мы не смели бы произносить эти Его заповеди блаженства. В них — тайна Церкви, тайна Царства Небесного, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущие, блаженны плачущие». Есть ли у нас мужество жить ради Царства Христова? Эти потрясающие слова открывают нам, что быть христианином — значит следовать за Христом. Ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин., 14, 6). Заповеди блаженства — это то, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы в наших человеческих сердцах воссияла Божественная любовь. Заповеди Блаженства — в центре этого мира печали, несчастий и страданий. Потому что Христос оставил нам Свой мир и Свою радость. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает». (Ин. 14, 27). Он дает нам этот мир и эту радость в час, когда Он идет ко Кресту и Воскресению, и когда говорит нам: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» Он дает нам жизнь. Свою собственную жизнь. Предадим ли мы в ответ Ему себя, оттого что Он так возлюбил нас? Наша жизнь становится живою, когда в ней есть присутствие Божие, когда мы приемлем выбор, который Он сделал за нас. Только благодаря вхождению Бога в наш мир несчастья и смерти можем мы неложно говорить о блаженстве. Кто из нас понимает слова Христа, когда Он обращается к нам: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное»? В этом есть что-то совершенно противоестественное, однако здесь — сердце Евангелия, суть Христовой истины.
Приходилось ли вам встречать людей, только что переступивших порог храма, которые, когда им говорят о заповедях блаженства, отвечают: «Но я это чувствовала всегда, я именно этого всегда хотел, и вот это теперь открывается мне»? Мы должны молить Господа, чтобы Он открыл нам Свою любовь, Свой мир и Свою радость, которые Он заповедал нам иметь даже среди гонений, потому что это является главным признаком христианина. Потому что христианин — это свидетель Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, тщетна вера ваша, вы еще во грехах ваших». Если мы можем возвещать заповеди блаженства и жить причастием Тела и Крови Христовых, это потому что Христос воскрес. Все заповеди блаженства — следствие Воскресения Христова, и все они — как христосование Церкви посреди Пасхи: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Заповеди блаженства начинаются со слов: «блаженны нищие», потому что Христос явил нам прежде всего Свою нищету. Ничего не имеющий, обнаженный на Кресте от Своей славы, оставленный и преданный всеми, — среди этого предательства, среди смерти, среди этой нищеты Он в руки Отца Небесного предает дух Свой. Нет ничего более поразительного, чем это предание Господа Своему Отцу. Это то, что мы должны делать каждое мгновение нашей жизни — предавать себя воле Отчей, которая есть воля блаженства. Господь хочет нашего вечного блаженства. Может быть, кого-то удивляет, как мы смеем столь дерзновенно утверждать, что Господь хочет, чтобы мы были счастливы в этом мире, в таком, каким мы его знаем, но это так, это — абсолютная правда.
В центре нашего мира — воскресший Христос. Он избавляет нас от наших грехов, Он дает нам надежду, Он открывает нам небо. Он дает нам жизнь. Христос воскрес из мертвых, и не стало больше ничего невозможного. Если бы вся жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но заповеди блаженства существуют, потому, что Христос воскрес.
Заповеди блаженства — не бегство от реальности, не сдача всех позиций перед этим жестоким миром. Это торжество Воскресения Христова в нашей жизни, которое ныне сокровенно, но раскроется в полноте в конце времен, когда Господь явится во славе, чтобы преобразить нас. Да будет Господь всегда нашим утешением, милостью и миром, приведением нас в свободу чад Божиих, предающих себя до конца в руки Его. Чтобы уже теперь мы были воскресшими со Христом!