Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Покровского храма города Лукоянов Нижегородской области

Лукоянов, 2 августа 2010 г.

2 августа 2010 года, в праздник пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лукоянов Лукояновского района Нижегородской области.

По окончании чина великого освящения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Якутский и Ленский Илия; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществ; священник Михаил Минюхин, благочинный Лукояновского округа Нижегородской епархии, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

На богослужении присутствовали: инициатор строительства храма главный советник управления Президента РФ по кадровым вопросам и правительственным наградам В.Н. Губанов; первый заместитель министра внутренней политики Нижегородской области А.А. Кавинов; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда; председатель Законодательного собрания Нижегородской области П.Н. Лунин; глава администрации Лукояновского муниципального района В.К. Аганин; глава администрации г. Лукоянов И.М. Большакова; глава местного самоуправления Лукояновского муниципального района В.И. Яблоков; глава местного самоуправления города Лукоянова, председатель городской думы В.А. Гусев.

Приветствуя Святейшего Патриарха у входа в храм, учащиеся школы № 2 преподнесли Его Святейшеству фотографию «Группа служащих в депо Лукоянов Московско-Казанской железной дороги», сделанную фотографом М. Дмитриевым в 1910 году. Памятное фото включает изображения зданий железнодорожного вокзала и депо и портреты каждого из служащих, в их числе портрет машиниста-механика Василия Степановича Гундяева, деда Святейшего Патриарха — церковного активиста, прошедшего через аресты и лагеря и принявшего священный сан. Фотография столетней давности хранилась у одной из жительниц Лукоянова.

Во время Божественной литургии при чтении сугубой ектении было возглашено дополнительное прошение о ниспослании дождя. Также Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о ниспослании дождя.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сослужащие архиереи и представители светской власти поднялись на трибуну, установленную около храма. Здесь Святейшего Патриарха приветствовал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыка подарил Его Святейшеству икону святых Кирилла и Мефодия. Также Предстоятеля Русской Церкви приветствовал П.Н. Лунин.

Далее состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с заводом «Красное Сормово» Нижегородской области. Патриарх ответил на приветствия работников завода и обратился со словом к собравшимся на площади жителям Лукоянова.

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал образ Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки с изображением преподобного Серафима Саровского.

Затем состоялось награждение благотворителей, принимавших участие в восстановлении храма. Во внимание к значительному вкладу в восстановление Покровского храма г. Лукоянов Нижегородской области заместитель директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков М.Ю. Кийко и главный советник управления Президента РФ по кадровым вопросам и правительственным наградам В.Н. Губанов были награждены орденом преподобного Серафима Саровского II степени; глава администрации Лукояновского муниципального района В.К. Аганин и предприниматель О.Д. Звягин были удостоены ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

***

Покровский собор — каменный, трехпрестольный, с колокольней, был построен в 1834 г. по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова).

Храм строился в течение 10 лет на пожертвования частных лиц, а также за счет государственных средств, которые были выделены по Высочайшему повелению императора Николая I в связи с обращением жителей города. Всего на постройку собора было израсходовано 72 572 рубля.

Собор имел три престола: главный — Покрова Божией Матери (освящен в 1834 г.) и придельные в трапезной части — во имя Всех святых и святителя Николая Чудотворца (освящены в 1826 г.).

В 1923 г. собор захватили представители церковного обновленческого раскола. В 1927 г. договор властей с обновленческой общиной «за отказом самих верующих ввиду их малочисленности» был расторгнут.

В 1931 г. Лукояновский горсовет принял постановление использовать здание бывшего Покровского собора под городской Дом культуры. В 1930-е гг. по причине аварийного состояния здание собора было разобрано.

* * *

В начале XX столетия дед Святейшего Патриарха Кирилла — Василий Степанович Гундяев (1878-1969 гг.) работал в городе Лукоянове механиком-машинистом на Московско-Казанской железной дороге. Родился он в селе Оброчное, которое в дореволюционный период входило в состав Лукояновского уезда. Его отец Степан Трофимович Гундяев, родом из Астрахани, в 1870-х гг. переехал в Нижегородскую губернию.

В семье Василия Степановича и Прасковьи Ивановны Гундяевых воспитывалось семеро детей: четыре дочери, два сына и приемная девочка-сирота. В их доме была большая библиотека святоотеческой, богословской, философской и классической литературы. Василий Степанович был человеком глубоко верующим, постоянно делал пожертвования в самые различные церкви и монастыри, в том числе и на Святую Гору Афон.

В 1920-е гг. Василий Степанович организовал рабочих-железнодорожников в самостоятельный приход при Лукояновском Свято-Тихоновском женском монастыре. Он выступил инициатором создания «Союза приходов Лукояновского уезда» и входил в состав членов местного епископского совета.

В.С. Гундяев и его брат Григорий Степанович были активными участниками борьбы Церкви с обновленческим расколом. В 1922 г. за выступления в защиту прав верующих все активные пастыри и миряне г. Лукоянова во главе с Преосвященным епископом Лукояновским Поликарпом (Тихонравовым) были арестованы по обвинению в антисоветской агитации, противодействии изъятию церковных ценностей и религиозном фанатизме. В числе первых узников в Соловецкий лагерь особого назначения на пять лет был сослан В.С. Гундяев. Вернувшись из ссылки, он стал заниматься спасением и сохранением православных святынь Лукоянова. Чтобы не допустить закрытия женского монастыря и уничтожения его храмов Василий Степанович неоднократно ездил в Москву с обращениями во ВЦИК. В 1931 г. он вновь был арестован и впоследствии прошел несколько тюрем и ссылок.

В середине 1950-х после освобождения из лагеря В.С. Гундяев принял сан священника и более десяти лет прослужил на приходе в селе Уса-Степановка в Башкирии. Под конец своей жизни он возвратился к себе на родину в село Оброчное в республике Мордовия, где и был похоронен на местном кладбище.

Отец Святейшего Патриарха Кирилла Михаил Васильевич Гундяев (1907-1974 гг.) родился в Лукоянове. Учился в местной железнодорожной школе имени Георга Стефенсона. С раннего детства он мечтал стать священником. После окончания школы Михаил Гундяев остался жить в родном городе, чтобы проходить послушания у викарного епископа Сергия (Мельникова), который служил на Лукояновской кафедре с 1923 по 1925 гг. Он исполнял при владыке обязанности иподиакона и секретаря.

Впоследствии, имея твердую веру и убеждения, в 1926 г. он отправился в Ленинград для поступления на Высшие богословские курсы, но закончить их не сумел по причине закрытия. Затем его призвали в ряды Красной Армии. По возвращении в Ленинград он стал работать и учиться на Механическом техникуме. В 1934 г. за свои религиозные убеждения он был арестован и сослан на Колыму.

В предвоенные годы Михаил Васильевич Гундяев трудился на ленинградских предприятиях, пройдя путь от токаря до техника-технолога, конструктора и начальника цеха. Во время Великой Отечественной войны он пережил блокаду Ленинграда, а затем был эвакуирован вместе с заводом, на котором работал, в г. Горький, и до конца войны служил военным представителем на Сормовском заводе, выпускавшем танки. Вернувшись в Ленинград, в 1947 г. он стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище.

Невзирая на безбожную власть, вопреки жесткому противодействию богоборческих сил и обстоятельств в России XX века по многовековой традиции продолжали складываться династии священнослужителей. Одной из них стала семья иерея Василия Степановича Гундяева, формирование которой началось в городе Лукоянове.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

2 августа 2010 г.

Рейтинг: 2 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новые материалы

Выбор читателей

×