Мрак наводит враг
Как велико милосердие Господа к нам, грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их и, когда находит, Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возвращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг него располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии через совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники всё остаются грешниками!
Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и выпадают тревоги, то говорят: «Завтра брошу» — и остаются в прежнем положении. Так проходит день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного — и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение — кто знает.