На днях в Интернете было опубликовано письмо жителей поселка Соловецкий руководству России. Авторы документа просили защитить их от притеснений со стороны насельников знаменитого монастыря. Примерно в те же дни появилось альтернативное обращение, также подписанное жителями Соловков, в котором они, напротив, благодарили патриарха Кирилла за внимание к проблемам архипелага.
О том, насколько реальны опасения части соловецких жителей, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал заведующий сектором Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева, начальник Соловецкого отряда Морской арктической комплексной экспедиции Вячеслав Столяров.
–
В настоящее время в интернет-ресурсах развернулась
полемика вокруг опубликованного 17 августа текста
«Жалобы» жителей Соловков «из-за
религиозных притеснений на родине». Что Вы
можете сказать по этому поводу?
Вячеслав Павлович Столяров, руководитель сектора исследований культурного и природного наследия Соловецкого архипелага и Беломорья. Фото: heritage-institute.ru
– Я не соловчанин, не прописан здесь, но вот уже более двадцати лет занимаюсь научными исследованиями наследия архипелага, веду мониторинг социальных процессов, протекающих на Соловках. По роду службы мне достаточно часто приходится здесь бывать. В этот приезд в августе я принимал непосредственное участие в подготовке заседания комиссии по восстановлению наследия Соловецкого архипелага при президенте России. И, так уж случилось, я являюсь непосредственным свидетелем тех событий, вокруг которых ведется полемика.
Первое впечатление, которое сложилось у меня от чтения «Жалобы соловчан» – недоумение и удивление. Автор документа, цитируя слова, произнесенные губернатором Архангельской области Ильей Филипповичем Михальчуком, на их основании утверждает, что Церковь собирается ограничить туристический бизнес на Соловках и лишить местное население летних туристических заработков. Следует заметить, что губернатор никогда не являлся сотрудником Русской Православной Церкви, не входил в ее руководство и не делал от имени Церкви никаких заявлений.
Составитель «Жалобы», вероятно, не понял, что губернатор Михальчук говорил именно о возможности увеличения количества туристов и паломников на архипелаге. К числу гостей, которых сейчас могут принять гостиницы и квартиры местных жителей Соловков, планируется прибавить поток туристов, база для которых будет организована в поселке Летняя Золотица. Никто не собирается (и не в праве) национализировать частные гостиницы архипелага, и уж тем более, квартиры и дома местных жителей. Вроде бы при увеличении общего потока туристов и паломников должны увеличиваться и заработки местные жителей, занятых в сфере обслуживания? «Угрозы лишения летних туристических заработков» для жителей Соловков не существует.
У меня лично планы администрации Архангельской области вызывают сомнение по другой причине – не нанесем ли мы при увеличении числа приезжающих непоправимый ущерб хрупкой северной природе архипелага? Заработки заработками, но Соловки являются общенациональным достоянием России и планеты, а не только «малой родиной» местных жителей и населенным пунктом Архангельской области.
– Авторы «Жалобы соловчан» сообщают, что монастырь причастен к ликвидации местного поселкового клуба, к запрету показа кинофильмов и проведению увеселительных мероприятий, к закрытию детского яхт-клуба и самозахвату памятников, к снижению заработной платы работников музея и разрушению соловецких дорог. Картина разворачивается довольно безрадостная. Какой видится эта ситуация Вам?
– Могу высказать свое личное впечатление, которое может несколько обидеть местных жителей. Слава Богу, что государство и областные власти обеспечивают финансовую поддержку инфраструктуры поселка Соловецкий и дотируют коммунальные расходы местного населения. Совсем недалеко отсюда, на Беломорье, я видел поселения, пришедшие в запустение от недостатка средств, которые не то что детского яхт-клуба не имеют, но и школ, больниц и многого другого, что есть на Соловках. И нет у этих сел, расположенных на материке, регулярного сообщения с Архангельском. Жителям сельского поселения «Соловецкое» можно позавидовать: они живут среди памятников мирового уровня, и качество жизни соловчан напрямую зависит от этих памятников, которые на протяжении веков возводил здесь монастырь. Как мне помнится, именно об этом недавно говорил патриарх Кирилл: «Не было бы на Соловках монастыря – и ничего бы здесь не было». Вот так эта ситуация мне видится.
Могу только добавить, что сельский клуб, который содержит соловецкая администрация на свои небольшие средства, продолжает работать в рамках местного бюджета. Посещая Соловки, видел я, что проводятся там и «развлекательные мероприятия», и дискотеки для молодежи. Что касается детского яхт-клуба, морские классы при Товариществе северного мореходства были закрыты по причине отъезда их руководителя. Монастырь их и не открывал, и не закрывал.
Действительно, яхтсменов просили не кататься в акватории Святого озера. И здесь я могу высказать такое мнение: кроме Святого озера, у стен древней обители существует на Соловках несколько десятков озер и закрытых морских заливов, пригодных для парусного спорта и безопасных для плавания. Два года назад на Святом озере проходила детская парусная регата, и именно ее организаторы признали, что совершили ошибку, проводя спортивные соревнования в святом месте, где регулярно проходят крестный ход и освящение воды. Да и клуб соловецкий пора выводить из охранной зоны памятников монастырской культуры. И не проводить под стенами монастыря массовых мероприятий, разрушающих историческую среду.
Мог бы прокомментировать сюжеты о разрушении соловецких дорог и о снижении заработной платы сотрудников музея, обсуждавшиеся планы переселения соловчан в новый поселок и многое другое, упомянутое в обращении… Факты, беспокоящие местное население, налицо, но связь их с деятельностью монастыря, на мой взгляд, существует только в воображении составителя «Жалобы». Мне кажется, что писал ее человек искренний, но заблуждающийся, не сильно разбирающийся в том, что сейчас происходит на Соловках и вокруг них. К сожалению, публикация этого текста? и тем более сбор подписей под ним, может ввести в заблуждение как жителей Соловков, так и читателей Интернета.
– В обращении сказано, что жители Соловков требуют разработки и общественной публикации программы развития архипелага, «которая учитывала бы не только интересы церковников и власть предержащих, но интересы всего населения поселка, мнение экспертов туризма и специалистов музейного дела независимо от его религиозной, этнической и политической принадлежности. Потому что мы и есть – народ России». Что Вы к этому можете добавить?
– Программа восстановления исторического наследия Соловецкого архипелага, учитывающая интересы большинства жителей поселка, как раз и обсуждалась 21 августа на заседании комиссии по сохранению наследия Соловков под председательством Патриарха Кирилла, который по окончании ее работы заявил: «Мы приняли достаточно подробную программу действий по восстановлению монастыря, скитов, по радикальному изменению жизни поселка Соловецкий. Невозможно восстанавливать только один монастырь, чтобы рядом люди жили так, как они сегодня живут. Не может на фоне величественного русского монастыря быть образ человеческой немощи. Поэтому мы договорились о комплексном восстановлении всего Соловецкого монастыря, об особых мерах по защите окружающей среды, чтобы природа не пострадала от прибытия многих и многих туристов, паломников, чтобы мирно и спокойно могла протекать жизнь местных жителей во взаимодействии с монастырем».
Что к этому добавить? Добавить могу то, что и я лично тоже принадлежу к народу России, и тысячи человек, приезжающих ежегодно на Соловки, независимо от религиозной, этнической и политической принадлежности, – тоже народ России. И Соловецкий архипелаг – национальная святыня России, сердце которой – православный Спасо-Преображенский монастырь, который мы, народ России, защищали, и будем защищать от недругов.
Соловчане, подписавшие «Жалобу», сообщают, что им «стыдно наблюдать, как под термином «модернизация страны» происходит архаизация сознания народа, разбазаривание музейных ценностей, клерикализация государственных функций». Позволю усомниться, что такие явления существуют сейчас на Соловках, и «народ» поселка может это наблюдать. Несомненно одно: именно Православная Церковь способна сейчас добиться улучшения условий жизни в поселке Соловецкий. На чьей же стороне оказались обманутые соловчане, подписавшие «Жалобу»? Какой путь они выберут? Самое легкое – написать жалобу президенту и ожидать манны небесной. Но мне кажется, что настает благоприятное время сотрудничества монастыря, музея и местного населения в совместной работе по восстановлению нашего общего исторического наследия на благо всей России. Было бы желание трудиться, а деньги на зарплату найдутся.
Конечно в 20 веке в период безбожия он временно утратил свое религиозное значение для части населения России и ее властей в первую очередь, но от этого не перестал быть Величайшей Православной святыней нашего народа, кроме того он стал еще русской Голгофой и все это нужно учитывать при формировании стратегии развития этой территории.
Я сама бывая на Соловках удивлялась поразительной двойственной природе, где с одной стороны монастырь, паломники, религиозная жизнь, а с другой местное население с их желанием заработать, да и вообще жить так, как на материке не считаясь, что это святое место. Однако не хочу никого обвинять, компромисс найти можно и нужно, но здесь и церковь должна потрудиться, в частности относительно местной молодежи по части просвещения и воцерковления. Очень печально было наблюдать местную молодежь с пивом, сигаретами и семечками у святых мест. А ведь они - будущее.
Спасибо автору стаьи за справедливые комментарии событий, самое главное нельзя противопоставить интересы местного населения и монастыря, надо выстраивать конструктивный диалог, ведь все местные - это такой православный народ и с ним нужно работать.