Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

«Всё в этом мире – чудеса Божии»

Беседа с иконописцем Михаилом Морошаном

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Иконописец Михаил Морошан
Иконописец Михаил Морошан
Жизнь самого известного румынского иконописца Михаила Морошана – яркий пример гармонии отношений Бога и человека в современном мире. Господь, услышав молитву матери Михаила, позволил ему служить Себе и открывал ему Себя самым понятным и приятным способом – в иконописных образах. А Михаил год от года преуспевал в этом служении и всегда следовал Промыслу Божию.

– Михаил, как вы стали иконописцем? Как Господь призвал вас на это служение?

– Когда я еще был младенцем, моя мама – женщина высокообразованная и при этом хорошая христианка – очень сильно желала, чтобы ее мальчишки послужили Богу. И когда она у нас с братом заметила проявления религиозности и художественные задатки, то стала молиться Богу о том, чтобы хоть кто-то из нас реализовался в духовном искусстве – стал иконописцем.

Загрузить увеличенное изображение. 1280 x 430 px. Размер файла 349793 b.
 Успение. Фреска М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
Успение. Фреска М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители

По окончании школы я встретил одного большого художника, у которого стал учеником. В это же время я узнал, что наша Церковь готовит иконописцев, работающих в стиле византийского церковного искусства. В 1964 году я подал документы в иконописную школу при Румынской Патриархии. Конечно, нескромно это говорить, но по результатам вступительных экзаменов я был принят первым. В школе большое внимание уделялось не только развитию художественных навыков, но, прежде всего, богословию иконы. По окончании школы патриарх Иустин благословил меня возглавить иконописную мастерскую при Патриархии. Там я проработал три года, потом уехал за границу.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 535 px. Размер файла 249414 b.
 Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
– Куда же вы отправились?

– Я хотел уехать в Бразилию, но на три года остановился в Ливане, где расписал три храма. Оттуда я уехал на Святую Землю, где прожил четыре года, там я расписал еще четыре храма: церковь Благовещения в Назарете, храм Патриархии греков-мелитов в Иерусалиме и еще две церкви в маленьких женских монастырях автономной Французской Православной Церкви. Потом я поехал в Сирию, где расписал церковь во имя святого Иоанна Холмского. Оттуда уже – в США, Канаду, Великобританию, Германию и на Кипр. На Кипре я расписал четыре храма.

– Господь открывает Себя иконописцам особым образом: Он позволяет им писать Свой лик и лики Своих святых, давая через это возможность приблизиться к Нему и познать Его. Как вы росли как православный христианин, занимаясь иконописью?

– Я с детства рос в религиозной семье: мама и папа были очень привержены к Церкви и свято чтили все православные традиции. А самая важная вещь – это материнская молитва о том, чтобы хотя бы один из ее сыновей полностью посвятил себя служению Богу.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 425 px. Размер файла 208118 b.
 Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители

Свой путь иконописца я начал в 18 лет, и уже через короткое время я был признан как первый мастер в этой области, в чем вижу особое попечение Господа обо мне.

Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители

Первые годы своей работы я расписывал храмы вместе с архимандритом Софианом (Богиу) – настоятелем монастыря Антим в Бухаресте. Это был очень духовный человек, старец – и это тоже была милость Божия. Те храмы, которые я расписывал на Святой Земле, – это также часть Промысла Спасителя провести меня по местам, где Он родился, жил, проповедовал и распялся за нас. И то, что после стольких лет работы последним моим трудом стала роспись собора самого почитаемого в Румынии монастыря – Путны, над которой я трудился девять лет, – это тоже не просто так.

Это, пожалуй, самое главное не только в моей жизни, но и в жизни многих, кто связан с этим монастырем.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 100492 b.
 Монастырь Путна – «румынский Иерусалим». Фото: И. Зыбин / Pravoslavie.ru
Монастырь Путна – «румынский Иерусалим». Фото: И. Зыбин / Pravoslavie.ru
– Расписать Путну – «румынский Иерусалим» – это очень дорогой подарок от Бога…

– Я в этом нисколько не сомневаюсь. Я вижу в этом некую божественную мистику и тайну, ведь очень многие иконописцы желали расписать Путну. Была большая битва за то, чтобы иметь возможность украсить этот святой храм композициями из жизни Спасителя и Его святых. Но так получилось, что много лет назад, когда я расписал параклис (небольшую церковь) в монастыре, патриарх Иустин сделал завещание, чтобы главный собор расписывали также мы с моим братом Гавриилом (Гавриил несколько лет назад отошел ко Господу).

– Работа иконописца – это ведь не просто ремесло, а особое служение Богу. Какие качества нужны для этого служения?

– Прежде всего, иконописец должен быть очень хорошим христианином. Нужно полностью подарить себя Богу, чтобы Он дал тебе благодать и силу хорошо исполнять эту божественную работу. А чтобы преуспеть в этих дарах Божиих, нужно вести праведную и чистую жизнь.

Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
– Когда художник рисует картины, то очень многое в его работе зависит от вдохновения. Что для иконописца является такой вдохновляющей силой?

– Есть две основополагающие вещи: быть хорошим христианином и отлично знать художественную сторону дела. Когда ты хорошо разбираешься в анатомии человека, в том, как ставить композицию, то благодать Божия приходит к тебе и через тебя пишет иконы и фрески. Вот секрет моего творчества.

Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
– Какое общение происходит со святыми, когда пишешь их лики?

– Существует сложившаяся иконография написания святых, которая уже представляет угодника Божия определенным образом. Например, какая у святого борода: длинная или короткая, темная или светлая и т.д. А потом уже включается твоя собственная жизнь, когда ты из своего подвига что-то несешь, изображая святого. Если ты сам ничем не потрудился перед Богом, то икона или фреска получится пустая, словно глухой звук разбитого колокола, который уже не трогает за душу верующего.

– Когда вы работаете, то часто ли задумываетесь над тем, что у ваших фресок и икон люди будут возносить свои молитвы Богу и Его святым? Вы думаете об этих людях, о том, как написанные вами образы будут помогать им в молитве?

– Когда пишешь святого, особенно его лик и руки, то всегда должна присутствовать связь с ним, чтобы молящийся у этого образа человек мог полностью поверить в помощь молитвы святого. Всегда нужно держать в голове помысел, что этот святой поможет всем, кто придет к нему за молитвенной поддержкой. У меня никогда не было такого, чтобы во время написания образа я не чувствовал себя ответственным перед Богом за свою работу.

Загрузить увеличенное изображение. 1257 x 394 px. Размер файла 639504 b.
 Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители

Мне тяжело говорить о сокровенном, но… Когда я был на Кипре, ко мне пришла игуменья одного монастыря и попросила написать икону воскресения всех святых. Мне трудно было взяться за эту работу, поскольку я был ограничен во времени, но в итоге я согласился, поскольку все сестры были очень настойчивы в своей просьбе. С Божией помощью за месяц с небольшим я написал эту икону. Когда игуменья увидела законченный образ, она упала на колени и заплакала от радости. Она взяла икону и отнесла в одну деревню в подарок верующим. К иконе пошли люди с различными болезнями, и их вера была настолько сильной, что они исцелялись.

Я думаю, что это происходит и потому, что пишешь икону со всей своей любовью, молитвой и вкладываешь в нее всю свою душу.

– Как святые помогают в работе?

– Когда начинаешь познавать иконопись с точки зрения богословия, когда читаешь жития святых, то особенным образом погружаешься в работу, и она сама идет. Но бывают моменты, когда случаются напасти и искушения, когда не можешь закончить работу. Так было с одной иконой, которую я никак не мог закончить, а дело в том, что ее заказала не очень близкая к Богу семья.

– Какие еще искушения бывают во время работы?

– Часто нападают сон или тяжесть, сопровождаемая мыслью, чтобы оставить работу и доделать на следующий день. Бывает, что очень сильно давит лень. Еще бывает искушение, когда работаешь на лесах, а тебя как будто кто-то оттуда пытается сбросить. Однажды я даже и упал так с высоты десяти метров, будто бы кто-то столкнул меня. Понятно, чья это работа, но Господь бережет.

Загрузить увеличенное изображение. 682 x 800 px. Размер файла 317341 b.
 Роспись храма в Путне. Михаил Морошан
Роспись храма в Путне. Михаил Морошан
– Можно говорить, что в Румынии есть своя школа иконописи?

– Да, конечно. Традиции нашей иконописи сохраняются и передаются в нескольких школах, одна из которых продолжает функционировать при Румынской Патриархии. Я являюсь профессором этой школы.

Наши традиции были заложены еще в XIV–XV веках. После Второй мировой войны они стали возрождаться. У нас были очень большие связи с русской школой и с Православным Востоком: Грецией, Сирией. А известная в Румынии школа Палчек поддерживала не только иконопись, но и свои традиции в светской живописи.

– Какой момент в вашей жизни был самым переломным?

– Красивая и интересная дорога в Бразилию, когда меня пригласили в штат Гояс расписать православный храм. Это было еще в правление коммунистов в Румынии, когда загранпаспорта выдавали на короткое время, и если человек в течение месяца никуда не выезжал, паспорт забирали обратно. У меня был паспорт, но в Бразильском посольстве сказали, что визу надо будет ждать четыре месяца. Я не знал, что делать, так как очень боялся, что отберут паспорт. Один мой знакомый – монах Даниил, который подвизался в очень старом монастыре, основанном еще в IX–X веках в горах Ливана, – предложил поехать к ним в страну, а уже оттуда в Бразилию. Я воспринял это как знак Божий и сделал все так, как он сказал. Так началась заграничная история иконописца Михаила Морошана.

Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
Фрески М.Морошана в румынском монастыре Путна. <br>Фотография предоставлена братией обители
– За тот путь, которым Господь провел вас в этом мире, чем вы благодарны Ему больше всего?

– Всё в этом мире – чудеса Божии. Когда мы имеем помысл оставить что-то после себя для тех, кто придет в этот мир за нами, – разве это не жест величия Божия? Я хотел, чтобы все, что я делал с любовью, приносило радость Богу и людям.

– Роспись главного храма в «румынском Иерусалиме» – это логический венец ваших достижений в иконописи, или вы желаете еще чего-то?

– Я очень сильно хочу расписать какой-нибудь храм в России.

С Михаилом Морошаном беседовал Игорь Зыбин

30 августа 2010 г.

Рейтинг: 7.9 Голосов: 15 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Ирина16 апреля 2011, 00:18
Я тронута этого прекрасного иконописца! Спаси Бог!
Лия12 сентября 2010, 17:36
Просто потрясающе...
Александр из Од. 6 сентября 2010, 15:16
Фрески р.Б.Михаила великолепны и отражают красоту и свет Православной веры!Помощи Божией ему в трудах и в расписывании Русских храмов особенно.
татьяна 4 сентября 2010, 15:34
Храни вас Господь Михаил!Ваши руки с Божьей помощью действительно творят чудеса. Спасибо.
Алексей 1 сентября 2010, 13:44
Спасибо! Помощи Божией вам, Михаил, в этом чудесном искусстве! Храни вас Господь!
Наталья Боровик31 августа 2010, 01:04
С большим интересом прочитала статью. Вот какая сила материнской молитвы. У нас растут 2 сына. Одному из них сказали в центре детского развития что у него талант художника от Бога. Такими словами наверно не разбрасываются... но я не знаю как помочь ему его реализовать. Мы стали ходить в художественную школу и в воскресную школу. В художественной ему не понравилось и мы перестали ее посещать а в воскресную ходим там есть оригами и вообще ему там нравится.
Марина30 августа 2010, 18:28
Спаси Вас Господи!!!
Оля30 августа 2010, 16:50
Спасибо! А какая красивая икона Св. апостола Матфея, какая-то очень добрая. Я просто не могла оторваться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Игорь Зыбин

Новые материалы

Выбор читателей

×