Куда подевались юродивые?

Юродивые странники Михаил и Николай. Фото: Анатолий Горяинов Юродивые странники Михаил и Николай. Фото: Анатолий Горяинов Недавно, поднимаясь по лестнице в редакцию сайта «Православие.Ру», я увидел висящие на стене фотографии, сделанные в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях в 1980-е годы. На одной из них были запечатлены мои старые знакомцы – юродивые странники Михаил и Николай. Михаил на две головы ниже своего соседа. В ширину – такой же, как и в высоту. В жилетке и с цилиндром на голове. Смотрит на нас хитро и весело. Под длинной поддевкой скрыты ноги, ненормально короткие при нормальном торсе. Николай – со склоненной влево головой, длинными свалявшимися волосами и с взглядом затуманенным и печальным. 30 лет назад встретив этот взгляд, я сразу понял: человек, смотрящий на другого человека такими глазами, очень далек от мира сего, и не надо пытаться его вернуть в суетную лукавую реальность.

В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых.

В ту пору каждый молодой человек, особенно городского обличия и одетый не в поношенное советское одеяние полувековой давности, переступая порог храма, привлекал к себе внимание не только пожилых богомольцев, но и повсюду бдящих строгих дядей, оберегавших советскую молодежь от религиозного дурмана. Внимание к нашим персонам мы почувствовали еще у монастырских ворот: человек с хорошо поставленным глазом просветил нас насквозь и все про нас понял. Строгие взгляды я постоянно ловил и во время службы, но при отчитке несколько пар глаз смотрело на нас уже не просто строго, а с нескрываемой ненавистью. Были ли это бедолаги-бесноватые или бойцы «невидимого фронта» – не знаю, да теперь это и неважно. Скорее всего, некоторые представляли оба «департамента». Я был вольным художником, и мои посещения храмов могли лишь укрепить начальство в уверенности, что я совсем не пригоден к делу построения светлого будущего. А вот жена преподавала в институте и могла лишиться места. Так что мысли мои были далеки от молитвенного настроя.

Мир, в который мы попали, был, мягко говоря, странным для молодых людей, не так давно получивших высшее образование, сильно замешенное на атеизме. На амвоне стоял пожилой священник с всклокоченной бородой и в старых очках с веревками вместо дужек. Он монотонно, запинаясь и шепелявя, читал странные тексты. Я не мог разобрать и сотой доли, но люди, столпившиеся у амвона, видимо, прекрасно их понимали. Время от времени в разных концах храма начинали лаять, кукарекать, рычать, кричать дурными голосами. Некоторые выдавали целые речевки: «У, Адриан-Адрианище, не жги, не жги так сильно. Все нутро прожег. Погоди, я до тебя доберусь!» Звучали страшные угрозы: убить, разорвать, зажарить живьем. Я стал рассматривать лица этих людей. Лица как лица. До определенной поры ничего особенного. Один пожилой мужчина изрядно смахивал на нашего знаменитого профессора – знатока семи европейских языков. Стоял он со спокойным лицом, сосредоточенно вслушиваясь в слова молитвы, и вдруг, услыхав что-то сакраментальное, начинал судорожно дергаться, мотать головой и хныкать, как ребенок от сильной боли. Рядом со мной стояла женщина в фуфайке, в сером пуховом платке, надвинутом до бровей. Она тоже была спокойна до определенного момента. И вдруг, практически одновременно с «профессором», начинала мелко трястись и издавать какие-то странные звуки. Губы ее были плотно сжаты, и булькающие хрипы шли из глубин ее необъятного организма – то ли из груди, то ли из чрева. Звуки становились все громче и глуше, потом словно какая-то сильная пружина лопалась внутри нее – с минуту что-то механически скрежетало, а глаза вспыхивали зеленым недобрым светом. Мне казалось, что я брежу: человеческий организм не может производить ничего подобного. Это ведь не компьютерная графика, и я не на сеансе голливудского фильма ужасов.

Но через полчаса пребывания в этой чудной компании мне уже стало казаться, что я окружен нашими милыми советскими гражданами, сбросившими маски, переставшими играть в построение коммунизма и стучать друг на друга. Все происходившее вокруг меня было неожиданно открывшейся моделью нашей жизни с концентрированным выражением болезненного бреда и беснования. Так выглядит народ, воюющий со своим Создателем. Но люди, пришедшие в этот храм, кричавшие и корчившиеся во время чтения Евангелия и заклинательных молитв, отличались от тех, кто остался за стенами храма, лишь тем, что перестали притворяться, осознали свое окаянство и обратились за помощью к Богу.

Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.

– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он, глядя куда-то вбок.

– Так уж помолились, – пробормотал я, не совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.

– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут часовенка рядом. Пойдем.

Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей в глаза и снова тихо промолвил:

– Пойдем, помолимся.

Уверенный в том, что мы последуем за ним, он повернулся и медленно пошел в гору по брусчатке, казавшейся отполированной после ночного дождя. Почти всю дорогу мы шли молча. Я узнал, что его зовут Николаем. Нам же не пришлось представляться. Он слыхал, как мы обращались друг к другу, и несколько раз назвал нас по имени.

Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены, спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли молча, поскольку, кроме «Отче наш», «Богородицы» и «Верую», никаких молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка. (Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были большие проблемы с его прической. Его колтун даже кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и брить наголо.) Разглядывая Николкину фигуру, я никак не мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать, есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась молиться вместе с нашим новым знакомцем. Начал он с Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких, назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына, родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся. Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с именами наших близких и тихо, протяжно затянул: «Господу помолимся!» Потом последовал акафист Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант, прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно, перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он медленно и как бы стесняясь своего недостоинства, дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и вполне разумной. Суть его проповеди сводилась к тому, чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и заблуждениями, полюбили бы Церковь и поняли, что Церковь – это место, где происходит настоящая жизнь, где присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и никогда не оставлять молитвы.

Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд, пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в рассуждении на так называемые «общие темы» дал нам совершенно конкретные советы – именно те, которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что, вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».

Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но общался со мной как со своим братом-странником. Возможно, принимал меня за бродягу-хипаря, заглядывающего в храмы. Таких хипарей было немало, особенно на юге. Он всегда радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о своих перемещениях по православному пространству, сообщал о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых побывал и на которые еще только собирался. Если мы встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову, устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило, непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига, понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув голову, уставился в небо.

Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его называли отцом Михаилом, просили благословения, и он благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко подобает священнику. Поговаривали, что он тайный архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он, опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась пополам и превращалась в складной стульчик. На этом стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.

Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку, истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две лепты».

В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых событий, мы не говорили. Но напроситься к даме, приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился. Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей спасительницей, энергично помогая себе своим складным стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон: «Отец Михаил, помолитесь обо мне!» «Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального бутафора или же сделал сам.

Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове, окруженные морем «белых платочков». Бабульки семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса, колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших иностранных туристов. Те, очевидно, полагали, что происходят съемки фильма-фантасмагории, в котором герои из XVIII века оказались в центре современного европейского города.

Самая замечательная встреча с отцом Михаилом произошла в 1990 году. На Успение я пошел в Никольский храм и увидел его в левом приделе. Он сидел на своем неизменном стульчике. Николки с ним не было.

– Александр, чего я тебя этим летом нигде не встретил? – спросил он, глядя на меня снизу вверх хитро и задорно.

– Да я нынче сподобился в Париже побывать.

– В Париже? Да чего ты там забыл? Там что, православные церкви есть?

– Есть. И немало. Даже монастыри есть. И русские, и греческие.

– Да ну!.. И чего тебе наших мало?

– Да я не по монастырям ездил, а взял интервью у великого князя.

– Какого такого князя?

– Владимира Кирилловича, сына Кирилла Владимировича – Российского императора в изгнании.

– Ух ты. Не слыхал про таких. И чего они там императорствуют?

Я стал объяснять ему тонкости закона о престолонаследовании и попросил его молиться о восстановлении в России монархии. И вдруг Михаил ударил себя по коленкам обеими руками и закатился громким смехом. Я никогда не видел его смеющимся. Смеялся он, что называется, навзрыд, всхлипывая и вытирая глаза тыльной стороной ладоней.

Я был смущен и даже напуган:

– Что с Вами? Что смешного в том, чтобы в России был царь?

– Ну, ты даешь. Царь. Ишь ты. Ну, насмешил. Царь! – продолжал он смеяться, сокрушенно качая головой.

– Да что ж в этом смешного?

– Да над кем царствовать?! У нас же одни бандиты да осколки бандитов. И этого убьют.

***

Недавно я рассказал о том, что хочу написать о знакомых юродивых моему приятелю. Я описал ему Михаила и Николку.

– Да я их помню, – сказал он. – Они у нас несколько раз были. Ночевали при церкви.

Его отец был священником. Сам он ничего толком рассказать о них не мог, но обещал отвезти к своему отцу. К сожалению, и отец его не смог вспомнить какие-нибудь интересные детали.

– Да, бывали они в нашем храме. Но тогда много юродивых было. Сейчас что-то перевелись.

Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот только юродство Христа ради теперь большая редкость. Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь. Многое изменилось в наших храмах. Прежнее большинство бедно одетых людей стало меньшинством. В столичных церквях появились сытые дяди в дорогих костюмах с супругами в собольих шубах. Вчерашние насельники коммунальных квартир вместе с некогда счастливыми обладателями номенклатурных спецпайков выходят из церкви, приветствуют «своих», перекидываются с ними несколькими фразами и гордо вышагивают к «Мерседесам» последних моделей, чтобы укатить в свои многоэтажные загородные виллы…

Я не завидую разбогатевшим людям и желаю им дальнейшего процветания и спасения. Многие из них, вероятно, прекрасные люди и добрые христиане. Вот только когда я сталкиваюсь на паперти с чьими-то холодными стеклянными глазами, почему-то вспоминаю Николку с его кротким, застенчивым взглядом, словно просящим прощения за то, что он есть такой на белом свете, и за то, что ему очень за нас всех стыдно.

Где ты, Николка? Жив ли?

Александр Богатырев

13 сентября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий18 октября 2016, 15:24
Мир всем, есть книга в пдф формате, кому нужно пишите мне вконтакте: https://vk.com/invisible777
Михаил 9 февраля 2015, 22:19
С Божьей помощью сегодня побывал на могилках иерея Николая Трубина и схимонаха Иулиана на Новолелековском кладбище г.Кировограда!
Руслан10 декабря 2014, 22:49
Ребята. всем здравствуйте! Прошу Вас помогите мне найти книгу Жизнеописание Николая Трубина. Нигде не могу найти, заранее всем благодарен!
Мира Вам и благодати Божией!
Валерьян23 апреля 2014, 18:06
Не похож Николай на того священника из кировограда,лица разные совсем. какая-то ошибка.
р.Б. Павел18 марта 2014, 01:58
Может быть кто-то знает, еще какие-нибудь подробности об о.Михаиле? Спасибо.
Светлана21 сентября 2013, 20:47
Много лет спасаюсь молитвами батюшки Николая Трубина, а моя дочь, которая с трех лет не разговаривает и признана умственно отсталой - поет, когда видит фото батюшки Николая.
Борис10 июля 2013, 22:33
Человека дозволено знать до той глубины, где не теряется его прозрачность. Стоит же соблазниться камушками на его потаенном дне, там же вас ждет и муть неприятного ила. Негоже нырять туда, где глаз не находит света. Мало того - еще и ногами можно поскользнуться на слизи, которой обыкновенно бывают защищены эти манящие камни. Собственно слизь и предъявляет их ныряльщику в кажущейся необкновенности. Но оступившись на них, он понимает, что именно эта опасная глубина и назвала когда-то потемками чужую душу...
людмила29 января 2013, 15:50
слава богу что есть у нас на руси светлые души любящие господа спасителя и пресвятую деву марию и молящиеся за россию за спасение и всех православных люди россии а не нибировцы пробудитесь от сна от дурмана славь те спасителя нашего иисуса христа и его матерь пречистую что они не оставляют нас в пропасти в пасти зверя антихриста слава тебе пресвятая троица и господь наш иисус христос с пресвятою девою и всеми святыми и юродивыми молящихся за нас грешных спасти россию и всех любящих господа и его матерь
Галина27 октября 2012, 23:54
С огромным интересом прочла статью о юродивых Николае и Михаиле. Оказывается, они и в правду священники! Какие люди жили вместе с нами, а многие и не знали о них. Да что там! И о Боге ничего не знали...
Natalya19 января 2011, 14:04
Spasibo bolwoe! Statja zame4atelnaja, pro4itala na odnom duxanii. A gde v interne mogno najti knigy o batjuwke Nikolae? I kak ona nazivaetsja? Spasibo zaranee.0 Slava Bogy za vse!
ольга15 октября 2010, 20:31
Спасибо большое. Мне Господь благословил знать батюшку Николая. Его святыми молитвами мы и спасаемся. Он был и остается сильным молитвенником за нас грешных.
Спаси Вас Господи.
Светлана12 октября 2010, 18:26
Батюшка умер давно 14 ноября 1997 года. Похоронен в г.Кировограде. Его духовные чада собирают о нем всю информацию о подвижнической жизни
Светлана Артвих12 октября 2010, 17:10
Спаси вас Господи, Александр. Я ещё ни разу не читала вашу статью о нашем дорогом батюшке Николае Трубине, хотя вышло о нем уже три книги . Вторая есть в интернете. Бютюшка Николай Царство ему небесное умер 14 ноября 1997 года. Это был святой человек, великий праведник и молитвенник за нас грешных. Похоронен в г.Кировоград, Украина.
Виктор11 октября 2010, 00:24
В нашей многоэтажке живет одна пожилая женщина по внешнему виду ткая же, всегда укутана и с тачкой. Ходит по району и ворчит, а иногда и выкрикивает какието тексты. На против какого-нибудь человека остановится и несёт такую несусветицу, что люди по скорей хотят уйти, только чтоб умолкла. Ну а мне, и в таком же порядке довелось от нее услышать то, что мог бы знать только я и сказанно это было так, чтоб не для посторонних ушей ,хотя и громко. Теперь мы с ней приветствуемся.Она хоть и тяжело больна, но душа у нее светлая, а давит ее тот мир в котором она своими мыслями пребывает.И иногда я ее вижу такой, что имое чорствое сердце рвется.
Ольга 9 октября 2010, 17:34

Вспомнилось. Один юноша, больной падучей болезнью, во время службы в Храме, когда наши глаза встретились случайно, ткнул в сторону моих глаз двумя растопыренными пальцами, а потом стал пальцами вниз по столпу перебирать, как ножками. Пока я, наблюдая за его рукою, глаза долу не опустила.А он - бух на колени рядом с батюшкой посередь Церкви, и лбом об пол... Батюшка только в сторонку подвинулся, а матери его поднять и в сторону отташить не позволил. Меня до глубины души поразил глубокий, светлый и осмысленный взгляд больного юноши.Теперь на службах стараюсь глаза долу держать.
Судя по отзывам, схимонаха Михаила и отца Николая, многие люди почитали? Нестяжательность Христа ради нынче и правда редкое качество. Статья хорошая, комментарии со ссылками еще интересней. Дай Бог нам всегда сохранять бдительность, различать кликуш и юродивых, и в каждом человеке видеть образ Божий.Спасибо.
Валентина 9 октября 2010, 16:20
Статья очень замечательная. Только жаль, что вы вспомнили об отце Николае слишком поздно. Он умер молодым. Был священником в храме Покрова Пресвятой Богородицы в г.Кировград на Украине. Отец Николай очень любил молиться. Молился в заброшенных храмах и их потом открывали и восстанавливали. Так было и с тем храмом, где он служил перед смертью.
Владимир 9 октября 2010, 10:30
Очень добрый и светлый документальный рассказ.Спаси Господи.
Евгений24 сентября 2010, 10:56
Спаси господи за статью!
И благодарю "иии" за ссылку!
...насчет богачей: все люди разные, у каждого свой путь. У нас в храме есть алтарник богатый, на крузере V8 ездит, так он и жертвует, не жалея, на храм(а может и ещё кому), а себя не выпячивает. Знаю про ещё одного жертвователя( батюшка другого храма поведал) - на свои деньги построил воскресную школу при храме в селе Кудиново. Не школа - дворец для духовного детского творчества!
И знаю человека небогатого, но и не нуждающегося, пожалевшего 1000р для детского приюта, прости его Господи и просвети!
Андрей23 сентября 2010, 14:01
Спасибо за статью!Спаси и Сохрани Вас Госпади!!!
Anna22 сентября 2010, 21:17
Очень понравилась статья! Спаси, Господи!
У меня вопрос к о. Владимиру: как можно с Вами связатьсяи откуда Вы знаете матушку Марию? Заранее благодарю!
Дмитрий22 сентября 2010, 07:25
Спасибо!И Храни Господи Россию!
Юродивые есть и в наше время но они частично скрыты Господом....юродивые это молчащяя совесть большенства народа,мы как бы боимся признатся себе а они помогают окрыть в нас то что замурованосуетой века сего...
Если кто может понести этот труд собрать во едино всех Христа ради Юродивых и написать икону или книгу с сохранившимися фотографиями,воспоминаниями....их жизнь это молитва за нс грешных....
Они есть ,так же как есть и жив Господь!!! Внимайте...
Р.Б.Елена21 сентября 2010, 06:59
Осталось очень теплое чувство от прочтения статьи и легкий оттенок грусти о том что ,дейсвительно, юродивых сейчас стало меньше. Автору посчастливилось встретить и общаться с Божьими людьми. Фотография -чудная. Лица Михаила и Николая и весь их облик-светлы ,трогательны.Кофточка у Михаила -как бы в маленьких крестиках. А пальцы у Николая действительно,как пишет Vladimir ,как будто сложены для крестного знамения. Автор в своей статье написал все верно. Я не согласна с теми ,кто пишет что то о "предпоследнем абзаце". Я считаю, что Александр Богатырев абсолютно искренен в конце статьи ,когда говорит что не завидует разбогатевшим людям и желает им спасения.Просто мы должны понять, что мы (кто называет себя православными)нынче ,когда нет гонений на Церковь и верующих, стали слишком сытыми,спокойными,богато одетыми. Стоим вроде в храме на службе-а внутри у нас что?О чем думаем ?Всегда ли о Боге и освоих грехах?Или больше о том как мы выглядим ,достаточно ли благочестиво? КО МНЕ ЭТО ОТНОСИТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. Юродивые нам показывают в числе прочего и то ,о чем человек должен заботиться в первую очередь -о внешнем или о внутреннем своем состоянии.Простите меня.
ludmila20 сентября 2010, 16:11
SPASIBO za stat'u.
Анатолий19 сентября 2010, 20:20
Прекрасная статья!

А о. Михаил, если присмотреться, уж очень внешне напоминает нашего нынешнего Предстоятеля. Может, это и есть его настоящеее alter ego - подлинный путь, от которого он когда-то отказался?
M. 19 сентября 2010, 18:57
Govorili, shiarhimandrit Mihail - rodstvennik Romanovim. Perezhyil razgon K.-P. Lavri pod pistoletami.
Avtor19 сентября 2010, 14:17
Меня зовут Александр. В Кировограде вышла книга "Жизнеописание иерея Николая Трубина" (это тот самый юродивый Николка с вашей фотографии).Мне Господь благословил быть в числе тех, кто трудился над сбором информации и изданием этой книги. Сейчас готовится 4-е дополненное издание этой книги.Если кто знал странника Николая и о.Михаила и желает дополнить своими воспоминаниями и фотографиями этих подвижников новую книгу, пишите на наш почтовый ящик galateya2@bigmir.net Мы дополним вашими сведениями книгу и в подарок вышлем вам ее экземпляр.
Нина19 сентября 2010, 01:37
Спасибо большое автору, очень интересная статья.Дай Бог здоровья.
иии17 сентября 2010, 19:24

Жизнеописание иерея Николая Трубина
http://www.elisavetgrad.ru/index2.html
иии17 сентября 2010, 19:21
Да сейчас в Париже обитает один юродивый русский священник Андрей Моисеев, он обычно у Сан Жерман около полудня помбирается...
иерей Владимир17 сентября 2010, 13:08
отец Николай последние годы жил в Кировограде у схимонахини Марии, которую постриг схиархимандрит Михаил. Там есть его келия.
Скурат16 сентября 2010, 18:34
to Vladimir:
Уважаемый Vladimir, уж насколько я привычен читать текст в транслите, но Ваш текст более менее понял лишь с нескольких попыток. Если у Вас нет русской расскладки, есть отличный сайт translit.ru, где легко можно набирать латиницей, а текст переносится в кириллические символы. Ну и о главном: Вы похоже ошиблись в адрессации :) Судя по вашему тексту, думаю это было Владимиру. Но в целом да, согласен, самого подобная мысль посетила. случайностей не бывает
Вячеслав16 сентября 2010, 16:58
Хорошая статья. Я прочел дважды. Сложно было сдержать слезы.., так автору удалось передать свои мысли относительно вопроса юродства, описательная часть по поводу атмосферы прошлых лет заставила многое вспомнить и о многом поразмышлять. Фото исключительное - до самых мелочей, в нем столько информации (!), которую способен увидеть только православный человек. Спаси Вас Господи!
Марина16 сентября 2010, 15:49
Статья отличная. И последний абзац в тему.
Vladimir16 сентября 2010, 02:32
2 Скурат,

Eto vam Bog pokaziuval kak nepostoyanniu veschi v etom mire, i ne nyzhno imet' k nim pristrastiya a biud' xlodnokrovnium kogda chto nibyd' s nimi slychaetsya. Mozhet biut' etot "mniiui" iurodiviui eto Vam i pokaziuval. Tol'ko Bog syd'ya mnimiui on ili net, na Straschnom Syde yznaem.
Екатерина15 сентября 2010, 22:10
Спасибо большое. Дай Бог здравия трудившимся над этой статьёй!
р. Б. Александр15 сентября 2010, 21:39
О. Михаил- схиархимандрит. Похоронен в Ростове-на-Дону.
Скурат15 сентября 2010, 12:07
С одной стороны статья интересная, но с другой... У меня вопрос к автору: Вы с Марса что ли прилетели? А то вы так тщательно подчеркиваете "милыми советскими гражданами, сбросившими маски, переставшими играть в построение коммунизма и стучать друг на друга." Я конечно понял, что в Союзе все именно такими и были и только и делали, что строчили доносы друг на друга круглыми сутками. Вы естественно не такие, случайно оказавшие в этой "проклятой стране".
Мне почему-то кажется, что вы неправильно поняли Михаила. Он смеялся как раз над т.н. "императорами" и думаю вам также показал, мол над кем царствовать? В России ведь одни бандиты и отморозки. Те которые только и умеют строчить друг на друга доносы. Как-то так.
Извините.
Владимир15 сентября 2010, 09:22
А у нас в Виннице время от времени появлялся батюшка, который выдавал себя за юродивого. Его все приглашали переночевать, записки давали - просили помолиться, а он у людей в доме воровал понемногу. Теперь уж многие знают и он долго не появляется в городе. Вывод прост - будьте бдительны. Под личиной юродивого может прятаться и прохвост.
Андрей15 сентября 2010, 07:08
Есть у нас в России юродивые,которые молятся за всех нас. А нам всем народом каяться надо и Господь помилует нас. Спаси Господи Россию нашу и нас грешных помилуй.
грешный раб Божий Андрей. Простите.
Vladimir14 сентября 2010, 23:47
2 Священник Константин,

A drygoi chto?
Лия14 сентября 2010, 21:07
Да, предпоследний абзац не радует...
И этот как-то тоже: кричавшие и корчившиеся во время чтения Евангелия и заклинательных молитв, отличались от тех, кто остался за стенами храма, лишь тем, что перестали притворяться, осознали свое окаянство и обратились за помощью к Богу.
Так уж все за стенами храма - притворявшиеся. Весьма огульно как-то. А про Миколку и Николая -просто прекрасно.
Евгений14 сентября 2010, 12:32
Спасибо Вам за статью....
Священник Константин13 сентября 2010, 23:02
Николка о котором идёт речь к сожалению уже умер, в 1997г. На этой фотографии он юродивый странник. Но со временем он стал священником, и служил в Кировоградской епархии на Украине.
Последние года перед смертью он служил в Свято-Покровском храме г. Кировограда. Я знал его лично, и не один год был рядом, так как был в то время был панамарём в этом храме.
Похоронен он на лелековском кладбище г. Кировограда. Сейчас уже издана книга "Жизнеописание иерея Николая Трубина" в которой рассказывается о его жизни, и приводятся воспоминания его духовных чад. В этой книге есть и эта фотография.
Если кого-то интересует более подробная информация пишите на мою эл. почту. По возможности постараюсь ответить.
shp-konstantin@yandex.ru
Игорь13 сентября 2010, 21:49
В период своей жизни, когда многие от меня отвернулись, но Бог был со мною, одна женщина (в народе о ней говорили ненормальная, с ума сшедшая) встретившись со мной взглядом, подошла издалека, и совершенно ясными глазами и вразумительным голосом сказала: "У тебя всё будет хорошо". Это Бог со мной, через эту женщину говорил. Был очень благодарен этой женщине. До сих пор её вспоминаю, прошло около семи лет, с благодарностью.
Дмитрий13 сентября 2010, 18:13
А мне не по себе, когда я вижу священнослужителей, садящихся в свои дорогие мерседесы и кадиллаки. Это не идет на пользу Церкви.
Александр13 сентября 2010, 17:48
Видел я ТС лавре прошлой зимой странного мужчину. Был он на инвалидной каляске, но одет в женские зимние вещи. Значние увиденному не предал. Но выглядело все очень странно
ирина13 сентября 2010, 16:34
Спасибо, читать интересно, тема важная. В стране ничего не изменилось по отношению к людям и больным, и здоровым, и юродивым... Они наверное в дур.домах, где они никому не нужны и о них никто не заботится.
Марина13 сентября 2010, 15:40
Повезло Вам! Спаси Господи!
Наталия13 сентября 2010, 14:17
Автору огромное спасибо за статью. Прости нас Господи за то, что неможем слушать и главное выполнять Твою, Господи волю!
Иван13 сентября 2010, 10:31
Очень хорошая и добрая статья, жаль холодом предпоследенго абзаца убили все тепло.
И оправдание, мол желаю богачам спасения, выглядит скорее дежурной фразой.
Vladimir13 сентября 2010, 01:58
Interesno kak y Николаya na photographii pal'ziu slozhanniu v Krestnoe znamenie
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×