Как, по-вашему, православные дети и молодые люди должны исповедовать свою веру в школах и вузах?
Протоиерей Евгений Соколов (руководитель Миссионерского отдела Архангельской епархии):
Но если вы ведёте себя образцово и при этом люди знают, что ходите в храм, исповедуетесь, причащаетесь, они начинают задумываться, различать в вас стержень. По моим наблюдениям, это влияет.
Нужно, однако, понимать, в какое время мы живём – в странное время. Если человек не матерится, не курит – его презирают. Если хорошо учится, значит, «ботаник». Православный для многих становится живым укором. Меня как-то спросили о моих девочках, студентках, которых я окормляю: «Они сектантки?» То есть нормально одетая девушка, в длинной юбке, закрытой кофте, не выставляющая себя напоказ, вызывает недоумение. А когда не разобрать, кто перед тобой, девица или парень – существо среднего пола, – это считается нормальным. И в этой агрессивной либеральной среде нам трудно найти признание. Я предупреждаю девушек: вы будете как изгои, не в прямом смысле, а в духовном, но этот крест последних времён надо нести. И несут. Мужества им не занимать. Не надо проповедовать словами, метать бисер, убеждать в чём-то. Поведение – высший вид проповеди. Когда видят, что ты не такой, как все, и твёрдо отстаиваешь своё право быть достойным, скромным человеком, это рано или поздно вызовет уважение.
Двенадцать апостолов пришли в мир и бросили ему вызов. Они не пытались быть толерантными, и за это их распинали. Но они перевернули мир.
Протоиерей Пафнутий Жуков (Сыктывкарская епархия):
– Нужно уметь говорить правду. Делать это громко – значит провоцировать, тихо – стесняться её. Правду надо говорить с достоинством, быть самим собой, жить во Христе. Это и есть проповедь.
Мы так учили ребят в православной гимназии. Я советовал им не шуметь, а жить так, чтобы люди, увидев их добрые дела, прославили Бога. Человек, который действительно живёт во Христе, должен быть малозаметен для общества. Если Господь сочтёт нужным, Он сам его всем покажет, а до тех пор не нужно себя демонстрировать. Работать на публику и служить Богу – это разные вещи. На публике служат только гордыней, а Богу служат смирением.
Не нужно стесняться перекреститься перед едой, поклониться, проходя мимо храма. Некоторым, кого дразнят за это, я говорил, что во времена гонений у них были бы серьёзные неприятности. Многие тогда прошли через тюрьмы, погибли. В школах в то время с детей срывали кресты, а сейчас что? Подумаешь, дразнят. Да и нечасто такое случается, школьники сейчас редко высмеивают верующих сверстников.
Ещё нужно учиться прощать, но не превращая это в какую-то постановку, показывая, какой ты хороший. Кому нужно, те заметят, что простил, что не вспыхнул, не стал смотреть с неприязнью на обидчика, не полез в драку. Для мальчишек очень важно в определённом возрасте показать, что они крутые. Но если ты христианин, это не может иметь для тебя значения. Другое дело, если за девушку, за слабого нужно заступиться. Но и тогда без гнева это нужно делать. Решительно, с отвагой, но без злости, не распаляя себя для пущей храбрости. Люди видят, как ты держишься, и если распаляешься, распалятся в ответ, а увидев, что ты хладнокровен, могут и без боя отступить.
Не стоит вступать в богословские споры. В них рождается не истина, а раздоры. Споры чаще всего навязывают невежды, переубедить которых чрезвычайно сложно, часто невозможно. Они отвлекают, мешают. Я гимназистам советовал в таких случаях отвечать следующим образом: «Я в этом не много понимаю, давай я тебе скажу, к кому обратиться, чтобы он ответил, или книгу принесу по теме». Христианину не обязательно быть богословом, уметь красноречиво говорить. Жить достойно – это и есть проповедь.
Протоиерей Сергий Гомаюнов (духовник Вятской православной гимназии):
– Чем больше я с детьми работаю, тем лучше понимаю: то, православная педагогика пытается выразить в правильных словах, правильных теориях, на практике работает очень редко. Многие рекомендации, советы не работают, в реальности всё проще, иначе.
Как себя вести в неправославном коллективе? Есть два столпа, которые помогают держаться. Первый – терпение к тем, кто мыслит иначе, не разделяет твоих убеждений. Мало кто способен выразить свою веру с помощью слов. Чаще люди пытаются играть в православие – есть такой соблазн нести другим то, что ты сам едва знаешь. И тогда возникает заносчивость, люди видят, что ты считаешь их хуже себя. Это, конечно, не исповедание, без терпения оно невозможно.
Второй столп – принимая тех, кто думает иначе, не идти у них на поводу. Это очень серьёзное испытание: школьные, а особенно вузовские отношения втягивают очень сильно, начинают ломать человека. И нужно иметь мужество отстраниться от того, что можно назвать коллективным грехом, коллективным соблазном. Если удастся сделать это, никого не обижая, сохранив добрые отношения с товарищами, тебя будут уважать. Со временем найдутся и друзья, и единомышленники – по-настоящему хорошие люди есть везде. Сам я, когда был в студенческой среде, был ещё далёк от того, что сейчас составляет смысл моей жизни. Поэтому о чём-то вспоминаю с сожалением, но было и много радостного. Именно в то время я познакомился со своей супругой – у нас студенческая семья. Благодарен Господу, что именно в ту пору я получил начатки того, чем сейчас живу.
А сейчас провожаю в эту студенческую жизнь учеников нашей православной гимназии. Состоялось уже три выпуска, ребята поступают в вузы, потом заходят к нам, рассказывают, как там у них складываются дела. Хорошо складываются. Наших ребят очень ценят в вузах и товарищи за неконфликтность, добродушие, и педагоги – за отношение к учёбе, к старшим. Прежде я не мог ответить на вопрос: «Не боитесь ли вы, что, получив образование в тепличных условиях, ваши ребята сломаются, столкнувшись с реальной жизнь?» Ничуть! Я верил, что не сломаются, а потом эта вера подтвердилась практикой. И что самое поразительное: оказавшись в менее комфортной, во многом чуждой среде, наши ребята становятся лучше, чаще ходят в храм, хотя их к этому больше никто не побуждает. Ведь теперь им лично приходится отвечать за свою веру, по-настоящему исповедовать её. Оказывается, мы их этому всё-таки научили. Здесь, в гимназии, мы только сеем, не зная, что взойдёт, унываем подчас, но вдруг видим – всходит. Слава Богу! За наших ребят мне не стыдно.
Почему же священники не исповедают веру своей одеждой? Образом жизни и словами?
Всем известная программа, признанная Мосгорсудом деструктивной и перемещенная из прайм-тайма на ночные часы, вновь обрела шанс вернуться в «детское время». Именно тогда, когда большинство родителей находятся на работе и не контролируют досуг своих детей, отпрыски вновь могут получить неограниченную возможность калечить психическое и соматическое здоровье у телеэкрана.
Заместитель председателя Верховного Суда РФ В.И. Нечаев принял жалобу ТНТ-Телесеть, которая будет рассмотрена в Верховном Суде 5 октября 2010. Два раза ТНТ отказали в принятии дела, но на третий раз Нечаев согласился. Представители ТНТ в кулуарах не скрывают, что это стоило им очень больших денег. Но любому продюсеру, известно, что деньги, вложенные в «дискретное порно» (когда аналогичное прямой порнографии воздействие на состояние аудитории достигается вкраплением откровенных сексуальных сцен в этически оправданные сюжеты), – самые быстрые и прибыльные. При этом можно легко уйти от уголовной ответственности, фактически совершая то же самое преступление – растление несовершеннолетних.
Хотелось бы ещё отметить, что с чужими людьми в такой ситуации проще. Но когда родители не разделяют твоих взглядов - тяжко. Выход всё тот же: терпение и смирение.