- Отец Андрей, чем был вызван протест
Одесской епархии против строительства
собора Украинской греко-католической церкви в
Одессе?
- Когда на сессии Одесского городского совета был поднят вопрос о выделении земли под строительство униатского собора, это вызвало решительный протест со стороны многих депутатов городского совета, являющихся православными. Депутаты не могли понять, в чем состоит необходимость подобного строительства, если в Одессе практически нет представителей данной религиозной организации, в то время, как к канонической Православной церкви принадлежат более 90% жителей Одессы. Ответ для всех ясен - прозелитизм. Было принято решение отложить данный вопрос до рассмотрения на общественных слушаниях.
Вопрос сразу же получил широкий резонанс. Лично к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу в Одесское епархиальное управление стали один за другим обращаться депутаты, представители православной интеллигенции, широких кругов общественности, простые одесситы, выражая свое возмущение тем, что в историческом центре Одессы может появиться собор той конфессии, которая запятнала свою историю сотрудничеством с нацистским оккупационным режимом, благословением эсэсовцев и боевиков так называемой "Украинской повстанческой армии", известной в народе под именем бандеровцев. Вспоминали также и то, что именно греко-католики были среди лидеров тех военизированных формирований, которые устраивали польские и еврейские погромы, осуществляли террор в отношении православного духовенства. У всех, кто приходил к нам, был один вопрос: определится ли Одесская епархия со своим отношением к факту возможного строительства в Одессе униатского собора, возвысит ли Церковь свой голос в защиту позиции православных одесситов? Поэтому заявление пресс-службы Одесской епархии во многом явилось реакцией на потребность паствы, хотя, естественно, и сам владыка Агафангел, и духовенство епархии полностью разделяют тревогу православной общественности в связи с планами греко-католиков в Одессе.
- Вы упомянули такие слова, как "прозелитизм" и "экспансия". В чем она в данном случае, по Вашему мнению, выражается?
- Как я уже сказал, совершенно очевидно, что никакой потребности в строительстве греко-католического храма в Одессе нет. Одесса - город православный. Да, в нем мирно сосуществуют представители разных конфессий и религий, которые имеют в городе свои исторические культовые здания, против возвращения которых, кстати, мы никогда не возражали. Но здесь совершенно другой случай. Хоть сколь-либо заметного присутствия в Одессе греко-католиков не наблюдается. За счет кого собираются униатские проповедники формировать свою паству? Конечно же, за счет православных жителей Одессы, которых будут пытаться при помощи различных хитросплетений уловить в сети унии. Мы хорошо знаем историю унии, знаем, что униаты не гнушались никакими методами в борьбе с Православной церковью. Да ведь и что такое "уния", как не миссионерский проект Ватикана, проект, в сам принцип существования которого заложена идея продвижения католицизма на Восток под маской православной обрядности. Цель, ради которой в свое время была создана Греко-католическая церковь, - это ликвидация Православной церкви и превращение ее в восточный филиал римо-католицизма. Без этих идей становится бессмысленным само существование унии. Когда униаты переносили свою столицу из Львова в Киев, не зря священноначалие Русской православной церкви, духовенство и православный народ так решительно протестовали против этого, предупреждали именно о последующей экспансии греко-католиков в восточные регионы Украины. И вот мы видим осуществление тех справедливых опасений.
- Вы говорите об отсутствии в Одессе греко-католической паствы. В то же время в официальном заявлении Синода УГКЦ упоминается о том, что в Одессе проживает десять тысяч греко-католиков...
- А почему не пятьдесят, не сто тысяч, зачем мелочиться? Если серьезно, то все "данные" о высокой численности проживающих в Одессе греко-католиков взяты буквально "с потолка". Ссылаются на некий соцопрос. Но соцопрос может выявлять чье-то мнение, он не является официальными статистическими данными. Если же говорить о конкретном соцопросе, то его заказной характер подтверждается самой действительностью. В том же соцопросе, проводившемся, кстати, откровенно поддерживающей националистов и раскольников организацией, указывается на то, например, что к канонической Православной церкви в Одессе принадлежит намного меньше жителей, чем к раскольническим структурам. И это в то время, как десятки православных храмов нашего города не вмещают всех собирающихся на богослужение, а два-три храма, незаконно занимаемых раскольниками, стоят пустыми. То же самое можно сказать о единственном в Одессе униатском храме. Могу тут сослаться не только на многочисленные свидетельства очевидцев, но и на личный опыт. Дело в том, что по дороге на службу мне приходится проезжать мимо этого храма. Обычно он закрыт. В праздники же там собирается несколько человек, зачастую польских католических монахинь, присланных, очевидно, для создания массовки. Каково же было мое удивление, когда я прочел в Интернете интервью "канцлера" греко-католической епархии, беззастенчиво утверждавшего, что на службу в тот самый храм стабильно собирается по 300-400 человек! Столь откровенная неправда, произносимая в СМИ человеком, считающим себя священнослужителем, еще раз убеждает в том, что Греко-католическая церковь не намерена отказываться от старого, проверенного иезуитского девиза: "Цель оправдывает средства".
- Как на данный момент развиваются события вокруг проблемы строительства в Одессе собора УГКЦ, в какой стадии находится этот вопрос, ведь поступает самая противоречивая информация?
- После вынесения вопроса на общественные слушания протесты православных одесситов усилились. В рамках подготовки к слушаниям был проведен опрос жителей окружающих домов (что предусмотрено процедурой слушаний). Данный опрос, подчеркиваю, был проведен без всякого участия Одесской епархии представителями депутатского корпуса и общественных организаций Одессы. 80% (жители 600 квартир: район старый, дома двух- или трехэтажные, и 600 квартир - это большой охват для данного района) высказались категорически против строительства храма УГКЦ. Очень важно отметить, что среди остальных 20% не было ни одного активного сторонника строительства храма УГКЦ и ни одного греко-католика. Эти 20% - в основном, те, кто занимает равнодушную позицию, то есть им все равно, будет или нет собор УГКЦ рядом с ними. В конечном итоге в результате активных протестов представителей православной общественности, депутатов Одесского горсовета и подавляющего большинства жителей близлежащего микрорайона Одесский горсовет отменил общественные слушания "на неопределенный срок", обосновав свое решение большим общественным резонансом (в отрицательном смысле).
- Судя по информации некоторых украинских изданий, протест Одесской епархии УПЦ МП против строительства в Одессе греко-католического собора вызвал международный резонанс...
- Упомянутая Вами информация появилась в тех украинских изданиях, которые давно заангажированы своей антицерковной, проуниатской и прораскольнической, националистической и русофобской позицией. Поэтому они предоставляют не объективную информацию, а занимаются собиранием крупиц ненависти к Русской Православной Церкви по всему миру. Так и здесь они стали рупором униатской пропаганды. Каков же пресловутый "международный резонанс"? Говорится о многих греко-католических епископах Европы и Америки, поддержавших УГКЦ в данной ситуации. Но, простите, это очевидный пропагандистский провал: многие - не все. Значит, даже в своей собственной среде возглавителям УГКЦ не удалось добиться единодушной поддержки. Упоминаются также мнения трех (!) экспертов из разных европейских Церквей, причем экспертов далеко не первого эшелона, один из которых с первых слов выдает свое негативное отношение к Православной церкви вообще. Далеко не все даже греко-католические епископы и несколько не самых выдающихся "экспертов", достоинство которых, очевидно, должно вытекать уже из самого факта наличия у них европейских паспортов и членства в определенных западных структурах, - вот и все, чего удалось ценой неимоверных усилий добиться УГКЦ. Ну, а превращение подобной весьма жалкой картины в "международный резонанс" - уже дело пиар-технологий. Кстати, и настоящий резонанс, то есть реальные выступления западных защитников греко-католической экспансии нас бы тоже не испугал. Ведь наша цель - не угодить секулярному Западу, а служить Святому Православию и защищать вверенную нам Богом православную паству.
Кроме того, очень хочется спросить у обеспокоенных мнимым нарушением прав УГКЦ "экспертов": где были они, когда греко-католиками громились западноукраинские епархии Русской православной церкви, когда физической расправе подвергались православные священнослужители и миряне, насильно захватывались православные храмы? Где были они, когда у православных львовян отбирали кафедральный собор? И почему молчат эти "защитники прав и свобод" сегодня, когда во Львове тысячи православных верующих канонической Церкви заставляют молиться под открытым небом, запрещая получить хоть какой-нибудь участок под строительство православного собора?
Помоги вам Бог.
Ирина.