Толкование Евангелия на каждый день года.
4 февраля

Мк, 48 зач., 10, 46—52

Когда выходил Иисус из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Для Господа конец этой дороги был недалеко. Он уже приближался к Своим Крестным страданиям. Эта встреча заканчивается радостной надеждой для всего человечества. Впервые мы видим Господа, восходящего в Иерусалим, не только с учениками, но и со «множеством народа». Все являются свидетелями этого события.

Оно было столь впечатляющим, что в Евангелии от Марка дается имя исцеленного человека. Вартимей — арамейское имя, которое Евангелист спешит перевести для своего греческого читателя — «сын Тимеев». Его предельная отверженность миром точно обозначена: «слепой сидел у дороги». Но этот человек, сидящий в одиночестве и беспросветной тьме, чего-то ищет и ждет. С потрясающей внезапностью он начинает звать проходящего мимо Господа. Его вопль — выражение великого горя, но также невероятного доверия. Парадокс заключается в том, что этот слепой видит, Кто есть Иисус из Назарета. Он называет Его Сыном Давидовым. Он взывает: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Это не просто слова, это именование Мессии, как свидетельствует Евангелие, когда Господь приводит мнение книжников: «Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?» (Мк. 12, 35). Неизвестно, каким образом Вартимей уже имеет точное представление о Нем. Незадолго до этого Петр в Кесарии Филипповой сказал Своему Учителю: «Ты Христос» (Мк. 8, 29).

Однако слепого грубо одернули. Может быть, толпа, которая хотела просто слушать Христа. Может быть, и ученики, оберегавшие Господа от ненужного общения. Господь же, напротив, останавливается и говорит: «Позовите его». Мы никогда не должны считать человека помехой на нашем пути, ненужной остановкой, когда нам надлежит сделать для него доброе дело. Те, кто вокруг него вначале заставлял его молчать, теперь говорят: «Не бойся, вставай, зовет тебя». Зов благодати дает нам Христос, чтобы мы пришли к Нему. И в этой благодати — великая надежда, что мы обретем то, ради чего мы пришли.

Одним движением сбрасывает слепой свое единственное богатство — верхнюю одежду, покрывавшую его. Современный читатель может не понять этой подробности. Но первые читатели Евангелия отдавали себе полный отчет, что у слепого нищего в Иерихоне не было больше ничего. Ветхий Завет придавал большое значение одежде бедняка. В Законе Моисеевом есть замечательное предписание, обязующее заимодавцев оставлять своим должникам, по крайне мере, верхнюю одежду на ночь (Исх. 22, 25—26). Вартимей, оставивший свое единственное добро, чтобы придти ко Господу, еще прежде исцеления делает то, что евангельский богатый юноша был неспособен сделать. В этот момент он как бы присоединяется к Петру, который говорит о себе и о других учениках: «Вот мы оставили все, и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28). Нищий слепой освобождается от всего, что могло замедлить его движение или помешать ему. Одежда в Священном Писании символизирует личность того, кто ее носит. Святые отцы говорят, что те, кто приходит ко Христу, должны сбросить с себя одежду своей самодостаточности и всякой земной привязанности. И свергнуть с себя, подобно длинной одежде, запинающий нас грех (Евр. 12, 1).

В словах, обращенных к слепому, — как будто предложение выйти из состояния смерти: «Встань!» — в греческом Евангелии звучит как «Воскресни!» Все подробности чудесны. Все происходит так, будто Вартимей уже не слепой. Он встал, он вскочил. Этот прыжок в ночи, в которой он еще пребывает, — порыв веры. Он подбегает ко Христу, преодолевая пропасть, отделяющую его от всех. Господь спрашивает его: «Чего ты хочешь от Меня?» Вопрос кажется излишним, потому что нужда этого человека очевидна. Но Господь всегда уважает свободу тех, кто приходит к Нему. Слепой сказал: «Учитель! чтобы мне прозреть». «Иди, — говорит Господь, — вера твоя спасла тебя». И это значит, что дар, полученный исцеленным, касается не только его физического зрения.

Конец этого повествования не может не впечатлять. Господь видит веру нищего не только в исповедании Его Мессией, но также в готовности принять в своей жизни последствия этого исповедания. Обретя зрение, Вартимей употребляет его для самого главного. Он входит в свет и следует вместе со своим Спасителем по дороге в Иерусалим, по пути Крестных Страданий. Мы не знаем о нем больше ничего. Отныне его история смешивается с историей всякого человека, не упустившего своей возможности следовать за Христом.

Недостаточно придти ко Христу для духовного исцеления. Но когда мы получаем его, мы должны идти вслед Христу. Кто духовно прозрел, тот видит во Христе такую красоту, которая заставляет его бежать за Ним.

Лк, 50 зач., 10, 1—15

Тогда избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

«Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Господь дает им те же наставления, что и двенадцати. Число семьдесят было символическим. Как при избрании двенадцати апостолов Христос имел в виду двенадцать патриархов, двенадцать колен Израиля и двенадцать их духовных вождей, так и здесь. Семьдесят — от числа семь, обозначающего полноту. Семьдесят было число старцев, избранных для помощи Моисею во время странствования богоизбранного народа в пустыне, семьдесят было число членов Синедриона, высшего Совета иудеев. И семьдесят должны были быть помощниками Господа в Его проповеди благой вести. Книга Бытия говорит о семидесяти народах земли, которые соберутся вместе, когда каждый народ войдет в радость Господа своего.

Нам радостно сознавать, что с самого начала у Христа было столько учеников, которых Он мог послать впереди Себя. Как бы ни противились враги Христовы Его проповеди, она все шире распространялась по земле и приносила свой плод. Эти семьдесят, хотя они не сопровождали Господа столь близко как двенадцать, тем не менее были постоянными слушателями Его слова и свидетелями Его чудес. Это те, о которых апостол Петр говорит, что «они находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь» (Деян. 1, 21). Многие из тех, кто были спутниками апостолов, как читаем мы в книге Деяний и в Посланиях, были из числа семидесяти.

Тем не менее Христос говорит: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Жатва обыкновенно — образ последнего Страшного Суда, и жатели представляют Бога и Его апостолов. А здесь жатва — служение проповеди Христовой, и ученики Его — те, кто жнет. Подобное образу рыбной ловли, Царство Божие означает собирание рассеянных чад Божиих воедино, и оно начинается теперь. Велико несоответствие между огромностью этого служения и недостатком служителей в Церкви. Остается только с верою обратиться к Господину жатвы, к Богу, Который Один может разрешить эти неразрешимые затруднения.

Господь посылает их, не скрывая от них предстоящих испытаний. Он говорит: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков». Невозможно лучше сказать о враждебности мира по отношению к Христову стаду. По существу они посылаются на съедение, на то, чтобы стать «жертвами заколения» ради спасения других. Как и двенадцати, Господь заповедует семидесяти всецелое доверие Промыслу Божию. И они не должны тратить время ни на что постороннее, не отвлекаться на решение материальных проблем. Земля никогда не должна заслонять небо. Проповедники слова Божия должны быть всецело сосредоточены на исполнении своего служения, и «никого не приветствовать на дороге». Этот завет напоминает нам наставления ветхозаветного пророка Елисея. Не о том речь, чтобы быть неприветливыми по отношению к кому-то. Но человек Божий не должен медлить или отклоняться от прямого пути. Неразумно предпочитать меньшее большему. Ученики Христовы призваны не просто показать свое доброе расположение к людям, но благость Божию по отношению к ним.

«В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему». «Мир всем», как говорят наши священники за богослужением, «мир на земле», как воспевают Ангелы Рождественской ночи, «мир Христов, всякий ум превосходящий». Не вежливое приветствие всех по дороге, но дар новой жизни от Бога, предлагаемый всем. «И если будет там сын мира — тот, кто открыт к принятию благой вести, — то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится». Они продолжат свой путь с сознанием исполненного долга. Мир возвратится к ним не для того только, чтобы они снова и снова познавали сладость его, но чтобы могли передать его другим — тем, кто сыны мира.

Проповедники слова Божия не должны заботиться о своем пропитании. Они должны есть то, что предлагается им, и не переходить из дома в дом в поисках лучшего и более сытого места. В книге «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»), датируемой приблизительно 100 годом, рассказывается о странствующих из города в город пророках. Канон раннехристианской Церкви был прост и строг: если пророк остается, не работая, на одном месте более трех дней, — он лжепророк. И если пророк, тот, на ком сугубо почивает Святой Дух, просит деньги или еду, он — лжепророк. Труждающийся достоин награды своей, но служители распятого Господа не должны быть искателями роскоши.

Господь дал Своим ученикам власть изгонять бесов, исцелять болезни, проповедовать, что приблизилось Царство Божие. Но они призваны также возвестить суды Божии тем, кто отвергает их и их благовестие. «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам». Не принимайте от них ничего, не будьте должными им ни в чем. Но скажите им: «Приблизилось к вам Царствие Божие». Теперь, когда Царствие Божие приблизилось к вам, и вы не хотите войти в него, ваш грех неизвинителен. Чем больший дар благодати получаем мы от Христа, тем больший ответ должны мы будем дать Господу, ни во что ставя этот дар. «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому», — говорит Христос. Содомиты отвергли предупреждение Лота, но отвержение Евангелия — более гнусное преступление. И Господь напоминает об участи городов, в которых были явлены Его великие чудеса, но жизнь их не изменилась. Если бы Христос пошел в Тир и Сидон, языческие города, то они давно бы, сидя во вретище и пепле, — столь глубоким было бы их обращение, — покаялись. Страшна будет участь тех, кто напрасно приемлет Божественную благодать. Те, кто до неба был вознесен, не воспользовавшись этим вознесением, будут низвергнуты до ада.

Как мы относимся к служителям Христовым, так относимся и ко Христу. «Слушающий вас, — говорит Он, — Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня». Время задуматься о том, что происходит в нашем обществе. Каждому из нас дается возможность лично услышать Самого Христа — слово, которое Он принял от Отца. А противящиеся этому слову, явственно противятся Самому Богу.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×