Память 20 мая/2 июня
Преподобный Стефан родился в бедной и набожной семье в селе Кути, в Никшичской жупе. Отца его звали Радое, а мать Марией. Еще юношей он ушел в монастырь Морача, где принял монашеский постриг и впоследствии был возведен в сан диакона. Со временем благодаря своей подвижнической жизни и авторитету, который он имел среди братии, он становится игуменом этого монастыря.
Озлобленные турки все чаще стали нападать на монахов и грабить монастырское хозяйство. Ища покоя и уединения, Стефан оставил Морачу, и, перебравшись в Трманье (Ровци), продолжил свои подвиги. Здесь, в месте, которое до сих пор носит название Челиште [от сербского ћелиja – келья], он устроил себе келью в одной из пещер. Однако «варвары колашинские» – турки из Колашина – прознав про его убежище, и здесь стали досаждать преподобному. Святому помогали пастухи-христиане, которые защищали его от неверных и приносили пищу. Ночи подвижник проводил в неизвестных туркам горных укрытиях. Так, в подвиге и молитве Стефан прожил здесь семь лет, подвергаясь многоразличным испытаниям и лишениям и во всем уповая на милость Божию.
Спасаясь от нападений турок, около 1660 г. прп. Стефан перебрался в «пределы Скендерийские» и поселился в земле черногорского племени Пиперов, в «одном поприще» от села Црнци.[1]Здесь он построил себе в пустынном месте келью возле источника, а затем и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему присоединилось несколько молодых подвижников, для которых он стал учителем и духовным наставником. На этом месте прп.Стефан прожил тридцать семь лет, ведя строгую подвижническую жизнь, вплоть до самого своего преставления, которое произошло 20 мая 1697 года. Тело святого было похоронено его учениками возле алтаря храма.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы Спустя четыре годы после его блаженной кончины над могилой прп. Стефана начал появляться таинственный свет, а вскоре преподобный и сам явился во сне одному священнику. После этого явления из Подгорицы прибыл пресвитер для того, чтобы вместе с монахами обители открыть могилу святого. Тело преподобного было найдено нетленным. Святые мощи были положены в кивот и перенесены в храм Св. Архангелов. Узнав о мощах прп. Стефана народ изо всех краев приезжал поклониться им. При этом среди паломников были не только православные сербы, но даже турки. По молитвам святого многие получали утешение и исцеления от недугов. Из-за постоянной опасности от турок христиане хотели перенести мощи преподобного в более безопасное, но сам святой воспротивился этому. Мощи прп. Стефана и по сей день почивают в основанном им монастыре Челия Пиперская в кивоте изготовленном Петром Чолановичем в 1908 г. В 1749 г. находившйся в то время в Челии будущий епископ Парфений Павлович написал тропарь и кондак прп. Стефану.
Почитание прп. Стефана Пиперского быстро распространялось по Черногории, Боке и другим сербским землям, а также часто встречалось среди албанцев и турок. Иеромонах Стефан, служивший в монастыре Градиште, сообщает, что в 1796 г. владыка Петр II по заступничеству прп. Стефана одержал победу над войском Мехмеда-паши.[2]Так, преподобный Стефан петерпевший при жизни много лишений и невзгод, после своего преставления стал защитником и ходатаем пред Богом за сербский народ в его борьбе за спасение и свободу.
Частичка мощей прп. Стефана Пиперского находится в алтаре собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске.
[1] Слободан Милеуснић. Свети Срби. Нови Сад: Прометеj, 2000., с.157