Сказал Господь: наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
«Наблюдайте за собою», — говорит Господь. Мы должны быть внимательными к тому, чтобы не соблазнить кого-либо на грех. И прощение обид — главный наш долг. «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему». Не замазывай трещин, выскажи все начистоту. Может быть, ты увидишь, что это недоразумение, — у него и в мыслях не было обидеть тебя, а все произошло как бы нечаянно. И тогда ты попросишь у него прощения за свою ошибку. А если обида действительно имела место, и он покается, — прости ему. Забудь об оскорблении и никогда не напоминай о нем. И даже если он не покается, ты не имеешь права затаить злобу и вынашивать месть. Ты должен повторять свое прощение всякий раз, как он повторяет свой грех. И если, положим, он проявит такую распущенность, что семь раз в день согрешит против тебя, всякий раз, как он скажет: «каюсь», продолжай прощать его. Христиане должны быть исполнены духа прощения. Наш Бог, как свидетельствуем мы в Таинстве покаяния, есть Бог кающихся. Мы должны учиться видеть лучшее в каждом человеке, и спешить искать примирения, если возможно, со всеми — там, где речь идет о личных отношениях.
Потому мы все нуждаемся в укреплении нашей веры. Ибо от этого дара зависят все другие наши дарования. «И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру». Наверное, мы не молимся такими словами и с такой силой, но мы не можем не признать, насколько мала порой бывает наша вера, и насколько беспомощными оказываемся мы перед непреодолимой трудностью установить твердую связь между верой и жизнью. Господь знает, что вера Его учеников слаба и мала. Она не достигает даже размера горчичного зерна. В то время, как нет ничего невозможного для истинной веры, когда она вся устремлена к служению славе Божией. Она может даже смоковницу, растущую в земле, пересадить в море.
Как обрести такую веру? Прежде всего, мы должны ясно осознать, где мы находимся. Вера — это предстояние рабов Божиих пред Богом. И мы не можем быть на равных с Ним. Тем более, не можем требовать от Бога, чтобы Он был послушен нашему видению и нашим замыслам. Многие трудности в вере возникают именно из-за этого. От Бога ждут, что Он будет всемогущим исполнителем всех наших обетов и желаний. Бог будет нашим Богом, если Он будет исполнять нашу волю. И тогда — как легко и просто будет веровать в Него!
Но если бы Бог был слугой человека, Он не был бы Богом. И не было бы смысла веровать в Него. Потому что рано или поздно мы предстанем перед реальностью Бога, перед тайной Его советов, и увидим, что они не имеют ничего общего с тем, что мы хотим. И тогда мы откажемся от Бога, мы перестанем веровать в Него — то есть не будем предавать Ему свою жизнь с доверием. Мы хотели Бога по нашему образу и подобию, и вот, пришел день, когда мы убедились, что Бог — совсем другой, и мы не хотим больше Бога.
Осознание этой главной опасности и может стать точкой опоры, из которой будет произрастать наша вера. Пусть эта точка — меньше зерна горчичного, но в ней уже присутствует истинное общение с Богом.
Господь говорит Своим ученикам, что вера умножается не благодаря созерцанию великолепных чудес или ослепительных событий, вызывающих у нас все новые и новые потрясения. Он берет пример, знакомый всякому трудящемуся человеку, раба пашущего или пасущего, который по окончании одного служения должен переходить к началу другого. Нашей главной заботой должно быть хранение истинных отношений с Господом. Ему должны мы предоставлять дар нашего утешения. Никакой раб не может ожидать, что его господин скажет ему: «Пойди скорее, садись за стол». Время дается нам, чтобы мы исполнили наш дневной труд. Позаботимся об этом, а воздаяние придет в свой срок. Подобает, чтобы мы служили и прислуживали прежде Христу, и только потом — себе: «Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам».
Рабы Божии, сподобившиеся служить Христу, должны подпоясаться — освободить себя от всего, что связывает их служение. Такими должны быть служители Христовы. И Господь дал им образ: «А Я посреди вас как служащий» (Лк. 22, 27). «Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк. 10, 45). И на Тайной Вечери Он умывает ноги Своих учеников.
Так умножается вера. Смиренной верностью, постоянством, — изо дня в день, — в бесконечно конкретном исполнении воли Божией, в доверии тому, что предлагает Господь.
Быть «рабом неключимым, ничего не стоящим». Это слово может оскорбить тех, кто видит все в свете значимости своей личности. Но слово Господне — истинно: пред Богом никто не может требовать особенного к себе отношения, если он на самом деле верующий. Наоборот, всякий верующий, тот, кто глубоко и искренне, с благоговейным трепетом предстоит пред волей Божией, — именно оттого что он хранит верность в своем служении, каким бы скромным оно ни было, — сподобляется дара, превосходящего всякое воображение. Бог принимает его на Свой пир веры и, препоясавшись, служит ему как другу. Что значат все внешние чудеса перед самым драгоценным даром веры — видеть Бога и пребывать с Ним?