7июня 1994г. Священный Собор Епископов Польской Автокефальной Православной Церкви постановил: «1)Во Имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и святого Духа, на Славу Православной Церкви провозглашается Святой Памяти Священник о.Максим Сандович – Священномучеником за Святое Православие, принимая во внимание его истинное почитание и всенародный культ. 2) Могилу о. Максима оставить нетронутой. 3) Днем Памяти Священномученика считать 6 сентября (24 августа по ст.ст.) – день его смерти. 4) Принять текст... тропаря, кондака и величания».
Свмч. Максим Сандович |
Летом того же года освящением креста в с.Ждыни, месте рождения о.Максима Сандовича, начались празднования в честь нового святого Православной Церкви. В десятых числах сентября 1994г. состоялись главные торжества в г. Горлицах – одном из главнейших культурных центров Лемковщины, ставшем местом мученической смерти о.Михаила Сандовича. В Горлицах собрались представители православных лемков (до второй половины XIX в. их чаще называли русинами, а сами они русинами называли себя и позднее) со всех концов мира, включая и далекий американский континент, множество православного народа Польши. В истории Польской Автокефальной Православной Церкви это была первая канонизация святого, увековеченная специальным актом, провозглашавшем: «... к пущей славе Святыя Православныя Церкви в Польше, ради мученическия смерти, блаженно почившего отца Максима Тимофеевича Сандовича, последовавшей 6 сентября (24 августа) 1914 года, во граде Горлицы, ради всеобщего Его почитания среди Народа Божия – изволися Святому Духу (Д. Ап. 15, 28) и нашему молитвенному единодушию признать достойным, угодным Богу и, на радость Христовыя Церкви о. Максима Священномученика, положившаго душу свою за Св. Православие, причислить к лику Святых. Аминь».
Процессия от места мученической кончины о.Максима Сандовича |
Для лемков cвмч.Максим был всегда еще и особым национальным героем, борцом за самобытность своего народа, его духовным пророком. «О. Максим, - говорил в те сентябрьские дни 1994 г. священнослужитель из лемковского села Высовей Владислав Канюк, - явился для нас тем импульсом, который определил наш поворот к Православию. Стал отцом, который начал заново возрождение православного духа лемков». А вот слова лемковского поэта Владислава Грабана из г. Крыницы: «Культ о. Максима среди православных существовал издавна. Он стал духовным вождем лемков. В домах были маленькие портреты – иконки о. Максима. После войны, в горлицком повете, я видел в церквах иконы с изображениями о. Сандовича». Народ по сей день слагает песни и пишет стихи в честь своего небесного заступника. Вот несколько строк из написанной на лемковском наречии и ставшей поистине всенародной «Песни в честь отца Максима Сандовича»:
«Лiто ся тепле кiнчыло,
Горы плакали вересньом.
В жытя Твойго веснi
Вшыткы ся сны переснили».
Мученичество о. Максима Сандовича всегда отождествлялось с трагической судьбой его народа в XX столетии. Максим Сандович родился 31 января 1886 г. в северных пределах Австро-Венгерской империи в русинском (лемковском) селе Ждыня в семье греко-католического пс
Ждыня-родина свмч. Максима |
Процесс над о.Максимом |
Страшные массовые мучения лемков были еще впереди. Их пережила и вдова о. Максима Пелагея Сандович (Григорук), белоруска, дочь сельского священника из села Новоберезова на Подляшье. В концлагере Талергоф, куда после убийства мужа ее и тысячи русинов-лемков бросили австрийские власти, она родила мальчика, также названного Максимом и ставшего православным пастырем.