Монофизитские волнения. Святые Савва и Феодосий
Еще до окончания деяний IV Вселенского Собора в монашеских кругах Иерусалимской Церкви начали распространяться слухи о принятии Собором несторианской ереси. Патриарх Ювеналий, подорвавший свой авторитет участием в Разбойничьем соборе 449 года, не мог развеять заблуждение вседоверчивой паствы.
В результате палестинское монашество, возглавляемое египетским чернецом Феодосием, дерзнувшим даже провозгласить себя Иерусалимским патриархом, при поддержке императрицы Евдокии, окончательно обосновавшейся в Иерусалиме, в неудержимом порыве «сохранить» чистоту веры выступило ярым защитником монофизитской ереси. Это злоучение буквально захлестнуло Палестину, прокатившись по ее городам волной беспорядков. Церковный мир удалось восстановить лишь спустя два года при содействии армии императора Маркиана, который в 453 году ввел свои войска в Святой Град. Испуганный монах Феодосий был вынужден скрыться на горе Синай, а патриарх Ювеналий, став господином положения, сразу же созвал Поместный Собор. Осудив все действия скверного Феодосия, Иерусалимская Церковь официально признала все постановления IV Вселенского Собора, обнародованные специальным соборным посланием, обращенным к монашествующим.
Необходимо заметить, что именно при патриархе Ювеналии Иерусалимская Церковь впервые отделила празднование Рождества Христова от Крещения и установила его празднование 25 декабря/7 января. Окончательно эта практика закрепилась в ИПЦ лишь в VII веке.
Однако монофизитским волнениям было суждено вспыхнуть новой силой. Скончавшийся в 474 году император Лев I (457-474) оставил власть своему малолетнему внуку, тезке, Льву (474) – сыну Зинона, ставшему вскоре самодержцем (474-491) после скоропостижной кончины при странных обстоятельствах малолетнего Льва. Но в результате заговора, предводителем которого был полководец Василиск, император Зинон в том же году был вынужден покинуть Царьград и скрыться в Исаврии.
Василиск после того как захватил верховную власть в империи издал в 476 году «Энциклик», опровергавший постановления IV Вселенского Собора, и разослал его по всем поместным церквям для подписи. Этим посланием были вызваны из небытия ушедшие уже казалось навсегда монофизитские волнения в Палестине. На этот раз его предводителями были Маюмский епископ Петр (†488), рукоположенный псевдопатриархом Феодосием, а также чернецы Элпидий, Маркиан и Роман, которых поддерживали такие «монашеские авторитеты» как архим. Геронтий и архим. Лазарь. Монофизиты требовали от Иерусалимского патриарха Анастасия (458-478) подписать Василисков «Энциклик», но результата не достигли.
Чаяния монофизитов едва не увенчались успехом, когда после смерти в 478 году патриарха Анастасия верховную церковную власть захватил Геронтий, самочинно провозгласив себя местоблюстителем. Но промыслом Божиим Иерусалимским патриархом был избран все же православный епископ – Мартирий (478-486).
Узнав, что в Царьграде уже как год была низвергнута власть узурпатора Василиска, и на престол возвратился император Зинон, патриарх Мартирий направил к нему посланников. Однако им не удалось добраться до Царьграда. Они погибли в кораблекрушении. А среди палестинских монофизитов к тому времени назрела схизма: Маркиан раскаялся, вошел под омофор Мартирия с большим числом монахов и разрушил находившийся невдалеке от Фекое монастырь Романа – очаг и рассадник монофизитского зла.
Патриарх Мартирий был поборником IV Вселенского Собора, однако у него не хватило силы духа отвергнуть изданную Зиноном «Унию», умалявшую авторитет Халкидонского Собора. Патриарх вступил в молитвенное общение с Александрийским епископом-еретиком Петром (477-480). «Уния» была подписана и Константинопольским патриархом Акакием (471-489), что стало причиной разрыва с ним отношений со стороны Римской Церкви.
Избранный после Мартирия патриарх Саллустий (486-494) ради «мира во всем мире» также подписал Зинонову «Унию», однако в отличие от своего предшественника непрестанно и бескомпромиссно отстаивал учение IV Вселенского Собора.
11 апреля 491 года скончался император Зинон. Его приемником стал Анастасий I (491-518), который, следуя примеру своего предшественника, также решил унифицировать в империи монофизитов с православными, посредством упразднения постановлений Халкидонского Собора.
К этому времени в Палестине появились новые заступники православия – святые Савва (439-532) и Феодосий (424-529), «ученые мужи иудейской пустыни», исполненной в тот период множеством монастырей.
После смерти Иерусалимского патриарха Илии I (494-516) управитель Палестины Олимпий, стремившийся достигнуть любой ценой соединения православных с монофизитами, желал видеть на Иерусалимском престоле человека расположенного к унии и общению с Антиохийским патриархом-монофизитом Севиром, бывшего доверенным лицом самого императора Анастасия I. Его стараниями восприемником скончавшегося патриарха Илии был избран инок Иоанн, давший Олимпию обещание достигнуть унии.
Вскоре после интронизации Иоанна III патриарха посетил преп. Савва, сопровождаемый большим числом монахов, и просил его отозвать данное им управителю Олимпию обещание, что в результате и произошло. Разгневанный таким поворотом дел император Анастасий I отстранил от дел Олимпия, а на место управителя Палестины назначил давнего поборника монофизитсва и защитника Антиохийского Севира – Анастасия.
Стремясь сломить дух Иерусалимского первоиерарха, новый правитель Палестины арестовал его и всячески пытался заставить Иоанна III вступить в молитвенное общение с Севиром. Для достижения цели был даже использован Кесарийский митрополит Захария, убеждавший патриарха в отсутствии причин для отказа от подобного действия. Дав, наконец, требуемое от него обещание, Иоанн III был освобожден.
В 518 году патриарх Иоанн III созвал в Святом Граде поместный собор, чтобы всенародно провозгласить унию и объединение с Севиром. Получив от патриарха извещение, в Святой Град поспешили святые Савва и Феодосий в сопровождении десяти тысяч монахов из Великой Лавры и других обителей. В соборе Святого Стефана собрались 13 епископов, тысячи монахов, а также племянник императора Анастасия – Игнатий. Председателем собора был сам патриарх Иоанн III. Окруженный по обе стороны бескомпромиссными заступниками православия Саввой и Феодосием Иерусалимский патриарх предал с амвона собора Святого Стефана анафеме еретиков и провозгласил изложенную на четырех Вселенских Соборов православную веру.
Узнав о происшедшем, император настолько разгневался, что тут же повелел схватить виновников срыва унии и немедленно предать их смерти. Неустрашимых монахов спасло лишь то, что император Анастасий I вскоре после этого скончался (518г.), а его место занял православный император Юстин (518-527). Новый император первым делом отменил все преследования православных и возвратил из ссылок изгнанных епископов. В том же году 20 июля в Царьграде был созван поместный собор, на котором были подтверждены постановления IV Вселенского Собора.
Цепной реакцией подобные соборы последовали по всей империи. 6 августа 518 года такой собор был созван и патриархом Иоанном III. Его основными представителями были собравшиеся в Святом Граде со всех концов Палестины монахи, во главе с неутомимым защитником православия Саввой Освященным. Здесь торжественно были зачтены и утверждены постановления IV Вселенского собора и осуждена ересь монофизитства.
В 527 году на престол Византийской империи взошел Юстиниан (527-565). Непрестанно бунтовавшие палестинские самаряне и иудеи решили отделиться от империи и провозгласили своим царем некого Юлиана. Центром восставших был Неаполь. За очень короткое время своими разбойническими набегами они буквально разрушили первую и вторую Палестины. Православных епископов рубили на части и сжигали вместе с мощами мучеников. Управитель Палестины Феодор при помощи полководца Иоанна атаковал восставших и захватил Юлиана, уничтожив при этом 20.000 самарян. Христиане Палестины жестоко отомстили обидчикам за причиненное им зло. Во время возмездий один скифопольский иудей был сожжен заживо. Это происшествие очень огорчило императора, потому что сын сожженного, Арсений, служил при дворе императора и требовал от него наказания обидчиков. В результате Юстиниан отдал приказ строго наказать палестинских христиан.
Подобно своим предшественникам, Иерусалимский патриарх Петр (524-552) прибег к помощи неутомимого поборника православия - святого Саввы, которому тогда было уже 92 года. Святоградский патриарх упросил его отправиться в Царьград и умолить императора сменить гнев на милость. Юстиниан, узнав, что к нему направляется сам святой Савва, сильно обрадовался и еще до его прибытия отменил приказ о расправе над палестинскими христианами. Святой Савва передал императору моления палестинской паствы и поведал ему о беззакониях самарян. Император решил наказать последних и освободил разрушенные самарянами первую и вторую Палестины от налогов. Помимо этого император решил восстановить разрушенные на Святых Местах святыни и украсить их новыми храмами. И действительно, стараниями Юстиниана в Иерусалиме были построены гостиницы для паломников. На склонах горы Елеон был возведен храм Пресвятой Богородицы, как и в Иерихоне, в Диосполе – храм Святого Георгия; были отреставрированы монастыри Святого Фалалея и Святого Георгия; на берегу Иордана были основаны обители Святого Пантелеимона и Лазон, а в Иерусалиме -- Иверская, и многое другое.
Образы сладчайшего старца Феодосия и строгого подвижника Саввы всегда будут занимать особенное место в истории Иерусалимской Церкви.
Новолаврский оригенизм
Когда опасность ереси монофизитства прошла, и в лоне Иерусалимской Церкви наконец наступил долгожданный мир, Палестину захлестнуло новое волнение, вызванное новолаврскими монахами, возродившими оригенизм. Их центром была Новая Лавра. Предводителем оригенистов являлся некий Нонн, которому к 537 году удалось распространить свою ересь в большей части Палестины, переманить к себе некоторых епископов и даже внедриться в непрестанном источнике благочестия – Великой Лавре.
После смерти святого Саввы Освященного защитниками чистоты монашества выступили святые Кириак, Иоанн Исихаст и Варсонуфий. Новолаврские оригенисты очень быстро нашли влиятельных сторонников. В 541 году они под предводительством Ноннна и епископа Леонтия напали на Великую Лавру и избили ее насельников. Некоторые из них бежали к Антиохийскому патриарху Ефрему, который на соборе 542 года впервые осудил оригенистов.
При поддержке епископов Леонтия, Домициана Анкирского и Феодора Кесарийского Нонн потребовал от Иерусалимского патриарха Петра вычеркнуть из диптихов имя Антиохийского патриарха Ефрема. Это требование вызвало огромное волнение в православном мире. Опасаясь влиятельных покровителей оригенистов и осознавая невозможность осуществления их требования, Иерусалимский патриарх Петр тайно призвал архимандритов Великой Лавры и монастыря Святого Феодосия Геласия и Софрония, и повелел им составить сочинение против оригенствующих, к которому бы прилагалось прошение о сохранении в диптихах имени Антиохийского патриарха Ефрема. Этот сочинение патриарх послал самому императору Юстиниану, приложив к нему свое личное послание, в котором подробно описал все злоучения и беззакония оригенистов. Константинопольский патриарх Мина, а особенно представитель Римского папы Пелагий горячо поддержали обращение насельников Лавры Святого Саввы. По этому поводу в 543 году в Константинополе прошел собор, на котором были осуждены Домициан Анкирский, Феодор Аскида и ересь оригенизма в целом.
Окончательно оригенизм был осужден в 553 году на V Вселенском Соборе при Иерусалимском патриархе Евстохие (552-564). Осуждение оригенизма подписали все епископы ИПЦ. Но, как и следовало ожидать, новолаврские оригенисты не приняли решение V Вселенского Собора. На протяжении восьми месяцев патриарх Евстохий пытался переубедить жестоковыйных, но безрезультатно. В 554 году по приказу правителя Палестины Анастасия оригенисты насильно были изгнаны из Новой Лавры, в которой 21 феврале 555 года поселились 120 православных монахов, среди которых был и Кирилл Скифопольский.
Нашествие персов. Завоевание Палестины арабами
После завершения оригенских раздоров Иерусалимская Церковь более пятидесяти лет наслаждалась мирным и спокойным существованием, возводя величественные храмы и обустраивая свои святыни.
К началу VII века Иерусалим становится одним из важнейших торговых центров Востока. Сюда стекаются бесчисленные караваны из Малой Азии, Персии, Африки и Аравии. Быстро богатевший город украшали театры, публичные бани, величественные здания судов, а по ночам он освещался. Иерусалим был исполнен церквей, монастырей и гостиниц для паломников. Газа стала центром неоплатонизма, подарив миру за короткое время известных философов, богословов и поэтов. Новые храмы были возведены в Кесарии, Неаполе, Назарете, Диосполе, Аскалоне и в городах заиорданской Палестины. По всей стране, подобно бесчисленным звездам на небе, рассеялось множество монастырей. Достигнуть такой славы и величия Иерусалимской церкви более никогда не было суждено.
Персы, покорив Антиохию, Апамию, Эдессу, Кесарию Каппадокийскую и Дамаск, в мае 614 года вторглись в Палестину. Захватив Кесарию и Диосполь, они направились на Иерусалим и осадили город. После двадцатидневной осады захватчики покорили Иерусалим и вошли в город, предавая мечу и огню все, что встречалось на их пути. Храм Воскресения был разрушен до основания. Разрушены были все монастыри в черте города и за его стенами. Христиан умерщвляли тысячами, особенно жестоко издевались над монахами. Злочестивцы похитили множество святоградских сокровищ, среди которых было и древо Честного Креста Господня. Патриарх Захария (609-632) среди других был уведен в плен. Иудеи выкупали у персов христиан и прямо на месте умерщвляли их. В Святом Граде умертвили 66509 христиан, в Мамилле – 24518, во рву за городскими стенами – 9809. Огромное количество людей было убито у Сионских врат и в храме святых Козьмы и Дамиана. У овечей купели, Силоамского источника, Давидовой башни и в монастыре Святого Иоанна были найдены еще 4219 убиенных христиан.
Модест, игумен монастыря св. Феодосия, выступил в роли местоблюстителя апостольского престола, приняв на себя заботу об овдовевшей пастве и разрушенном городе. Первым делом священный Модест воодушевил спасшихся от перского избиения монахов и испросил помощи у народа воздвигнуть Иерусалимские святыни. Огромная помощь Модесту в этот тяжелый период была оказана Александрийским патриархом св. Иоанном Милостивым, пославшим в Святой град много денег и тысячу рабочих на восстановление храма Воскресения. К 625 году Модест отстроил сожженные храмы на Голгофе, Святом Гробе Господнем и месте обретения древа Честного Креста. Народ снова стал стекаться к Святым Местам.
В 622 году император Ираклий предпринял первый поход против персов, который, к сожалению, должен был прервать из-за набега на Царьград аваров. Во время второго похода, в 624 году, он вторгся в царство персов и успешно воевал до 626 года, разрушая капища их богов. 12 декабря 627 года император Ираклий одержал решительную победу. Персы попросили мир, первым условием заключения которого со стороны византийцев было возвращение древа Честного Креста и палестинских пленников. После многих лет плена Иерусалимский патриарх Захария возвратился в Святой Град, а император под радостное пение христиан «Спаси Господи люди Твоя…» собственноручно воздвиг на Голгофе Крест, на котором был распят Спаситель Иисус Христос. Измученный пленом патриарх Захария вскоре скончался, и на Святоградском престоле его сменил неутомимый устроитель Святых Мест Модест (632-634).
Тем временем покой и единство православного мира начала разрушать новая ересь монофелитизма, учившая о существовании во Христе двух природ, но одной воли. Эта ересь с поразительной быстротой покоряла умы как восточных, так и западных богословов. Сменивший Модеста Иерусалимский патриарх Софроний (634-638) созвал в Святом Граде поместный собор, на котором монофелитство было единогласно осуждено. Однако голос Иерусалимского патриарха не мог пресечь ереси, потому как она нашла поддержку в лице Римского папы Гонория (625-638).
А этим временем к стенам Иерусалима приближалась другая опасность, еще более ужасная первой – арабские полчища. В 634 году арабы захватили Востры. Не имея возможности противостоять, император Ираклий забрал древо Честного Креста и отступил в Царьград. В 635 году был сдан Дамаск. Один за другим арабам покорялись сирийские и палестинские города. В 636 году у реки Ярмук произошло решительное сражение, при котором византийские войска потерпели поражение. К 637 году арабы захватили буквально все палестинские города за исключением Аскалона и Кесарии. Иерусалим же был осажден плотным кольцом. Видя, что выдержать осаду не удастся, патриарх Софроний решил сдать город халифу Омару (634-644) с условием заключить договор о сдаче города лично с ним. В 638 году Омар прибыл к стенам Иерусалима, и такой договор был заключен. Святой Град был передан арабам.
На этом древняя история Иерусалимской Церкви заканчивается. Несмотря на различные гонения, разрушение Иерусалима римлянами, не прекращавшиеся оригенские споры и монофизитские волнения период первых шести веков по праву может считаться золотым веком для Иерусалимской Церкви. Он даровал ей таких столпов и поборников истины как св. Кирилл Иерусалимский, св. Иларион, св. Евфимий, св. Савва Освященный, преп. Феодосий и многих других. Далее Иерусалимскую Церковь ожидал темный период несчастий и скорби.