Сказал Господь Своим ученикам: в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Господь говорит о Своем Втором Пришествии, когда Он придет судить мир. Ученики смешивают разрушение Иерусалима и конец мира, как если бы храм должен был стоять, пока стоит мир. Господь исправляет эту ошибку. Он говорит о конечном распаде нынешнего состава мира: «В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего». Звезды спадут с неба как осенние листья. «И силы небесные поколеблются».
Некоторые толкователи обращают внимание на то, что в древности солнце, луна и звезды были языческими божествами, символами идолопоклонства. Окончательная победа Бога означает их разрушение. Об этом завершающем торжестве Христа, Царя мира, говорит апостол Павел: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15, 24).
И будет видимое явление Господа Иисуса Христа, Которому принадлежит Страшный Суд последнего дня. «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою». Всякое око узрит его. И Господь соберет всех избранных Своих. Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров». Они будут взяты от края земли и приведены до края неба. Сохранившие верность Господу будут перенесены безопасно — от предельных границ пленения до предельных границ Земли Обетованной. Испытания кончины мира закончатся. После дней печали и скорби наступит день света, и явится торжество Сына Человеческого и избранных Его. Исполнится в полноте и навеки то, ради чего Сын Божий простер руки на Кресте. Это будет чудесный день долгожданной победы над злом. Торжество жизни над смертью, явленное в вечной Пасхе Господней. Это будет новый мир, давно возвещенный, когда «всякая слеза отрется, и смерти больше не будет» (Откр 21, 4). И это будет день правды и истины. «Праведники просветятся как солнце».
Что касается пророчества о разрушении Иерусалима, оно исполнится очень скоро. «Когда ветви смоковницы становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето». Деревья и растения несут в себе знамение прекрасного времени года задолго до его прихода. Самые малые смоковницы — род притчи в действии. Ее почки возвещают о лете, как катастрофы, гонения и последние испытания — то, о чем говорит Христос. Когда вы увидите иудейский народ погрязшим в войнах, обманутым лжехристами и лжепророками и вызывающим все большее недовольство римлян, «знайте, что близко, при дверях». Ученикам дана возможность разгадывать знамения времен. Как простому деревенскому жителю, по данным его наблюдений за природой, предвидеть опережение или запоздание прихода лета. Слово Господа исполнено глубокой таинственности. Идет ли речь о разрушении Иерусалимского храма, о котором спрашивают ученики Господа, или о других потрясениях, открывающих новую эру. Или о Втором Пришествии Сына Человеческого. Господь говорит, что это «близ, при дверех».
Он говорит об этом не для того, чтобы запугать их, — это возвещение судов Божиих, заключающих тайну и самодержавное владычество Бога: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Господь возвещает, что будущее, исполненное скорбей, устремлено к радостному концу. Но это не произойдет сразу. Завтрашний день будет таким, каким люди соделают его.
Последний этап истории человечества — великая Пасха — будет трудным переходом. Бессмысленно строить научные предположения о кончине мира. Наступит ли оледенение земли или мир погибнет от внезапного солнечного взрыва? Или от ливня астероидов и комет, внезапно упавших на землю? Или человек уничтожит свою планету ядерной силой? Этот переход будет не только мучительным, но прежде всего внезапным. Мы должны бодрствовать и молиться, ибо никто, никакой гуру, никакой Нострадамус, никакой толкователь Писаний не сможет сказать: «Вот он, этот час!» Более того, будут знамения, наподобие сатанинских мечтаний, наступающего зла, и явление многих лжепророков и лжечудес.
Таков «день Господень», возвещенный Писанием. Однако не забудем, что хотя этот день придет так, как написано о нем, он уже здесь. Он начался в вечер Великой Пятницы, когда солнце померкло, и он раскрылся зримо в Воскресение, когда зло было побеждено и смерть сокрушена Первенцем из воскресших. Земля уже рождает сынов Божиих для вечности. Она — уже в муках рождения.
Задолго до конца времен каждый из нас должен пережить свою личную Пасху, и каждый день приближает неизвестную дату нашей смерти. Малые катаклизмы — для других. Но мучительный апокалипсис — для того, кто уходит. Последнее предсмертное сражение человеческого духа со злом, страх перед неизвестностью, физические страдания, внутренний бунт, вдохновляемый сатаной, любимая земля, покидаемая навсегда, — конец каждого человека предваряет уже общую кончину человечества.
Однако конец времен — это более торжество, чем катастрофа. Расцветающая смоковница возвещает о лете, а не о зиме. «Не бойтесь, — говорит им Господь, — но исполняйтесь надеждой». Пройдя через революции и войны, через лагеря смерти, через ад на земле, все, кто примет спасение, станут вместе. «И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба». Это будет праздников праздник. Миллионы, миллиарды людей в радости друг друга обнимут, и радости вечной Пасхи не будет конца. Все спасенное человечество приобщится любви Пресвятой Троицы.
Вся Церковь, Невеста Христова, вступит в вечный брак со Своим Небесным Женихом, Который отрет всякую слезу с ее очей (ср. Откр 21, 2—17). Этот конец мира уже начался. Потому — отложив всякий страх перед грядущим, будем мужественно проходить через все испытания и вместе с первыми христианами из глубины сердец взывать: «Маранафа! Ей, гряди, Господи Иисусе!»
«Не прейдет род сей». Неужели Господь ошибся, говоря, что это произойдет при жизни этого поколения? Но эти слова Его относятся не ко Второму Пришествию, а к гибели Иерусалима. Потому что дальше Господь говорит, что не знает, когда будет день Его Второго Пришествия. Святые отцы свидетельствуют, что даже если антихрист будет уже на пороге храма, и народ, видя мерзость сатанинскую, с ужасом и покаянием обратится ко Господу, враг будет отброшен, и история продлится ради спасения многих. Время кончины мира приближается или удаляется, в зависимости от духовного состояния человечества. Но «не прейдет род сей» — род христианский, — как явится Спаситель.