Журнал заседания Священного Синода Русской Церкви

от 17 февраля 1997 г.

В заседании Священного Синода под председательством

Патриарха Алексия II Московского и всея Руси

Слушали: доклад Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о положении Православной Церкви в Китае.

Справка: Начиная с 17-го века русские миссионеры просвещали народы Китая. В 1713 году Святейший Синод нашей Церкви учредил Российскую Духовную Миссию в Китае, задачами которой первоначально являлись, кроме пастырского окормления православных в Пекине, научная деятельность и осуществление дипломатических функций. После подписания Тяньцзиньского трактата в 1864 году, предоставившего иностранцам религиозные свободы, стала активно развиваться деятельность российских миссионеров. В 1901 году было принято решение о возведении Начальника Российской Духовной Миссии в Китае архимандрита Иннокентия (Фигуровского) в сан епиекопа, в обязанности которого входило архипастырское окормление православной паствы, проживающей на всей территории Китая, Монголии, Синьцзяна и Тибета. В 1902 году Святейший Синод принял решение о канонизации 222-х китайских мучеников, пострадавших от “ихэтуаней”. С 1918 года Российская Духовная Миссия в Китае была оторвана от каких-либо связей с Родиной и впоследствии подчинена расколу Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. 27 декабря 1945 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви вошли в состав Московского Патриархата дальневосточные епархии на территории Китая согласно просьбам о воссоединении с Матерью Церковью митрополита Харбинского Мелетия и Начальника Миссии архиепископа Пекинского Виктора с их викариями. В июне 1946 года на территории Китая образован Восточно-Азиатский Экзархат Московского Патриархата, включавший в себя Харбинскую и Пекинскую епархии. В 1957 году решением Святейшего Патриарха и Священного Синода была дарована Автономия Православной Церкви в Китае. Китайскую Автономную Православную Церковь возглавил епископ Пекинский и Китайский Василий (Шуан). Во время культурной революции в Китае были закрыты все православные храмы, многие священники претерпели гонения, ссылки, некоторые были убиты.

Православие в Китае начало возрождаться с середины 80-х годов. В 1986 году возобновились богослужения в Покровском храме в Харбине. В 90-х годах активизируются наши контакты с Православной Церковью в Китае. В 1993 году состоялся визит в Китай делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных сношений. С ответным визитом посетила Москву китайская делегация во главе с иереем Григорием Чжу – единственным на сегодня православным священником в Китае. Укреплялись духовные связи между Хабаровской и Харбинской епархиями.

31 января 1994 года вступило в силу “Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР”, позволяющее иностранным священнослужителям совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций и при согласии Управления по делам религии при Госсовете КНР.

Со времени дарования Автономии Китайской Православной Церкви имя Предстоятеля Матери-Церкви - Натриарха Московского и всея Руси неукоснительно возносится за богослужениями во всех приходах Китайской Автономной Православной Церкви. Настоятель прихода в Харбине священник Григорий Чжу Святое Миро и новый антиминс получил из Московской Патриархии в 1996 году.

Постановили:

1. В связи с процессом возрождения религиозной жизни в китайском обществе в более полной мере осуществлять попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви.

2. С благодарением Богу воздать честь и славу мученикам и исповедникам Святого Православия в Китае, которые, пройдя через горнило испытаний, сохранили веру Христову и молитвенную каноническую связь с Матерью - Русской Православной Церковью.

3. Констатировать, что, поскольку в настояшее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви - Патриархом Московским и всея Руси.

4. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений.

5. Праздничными церковными мероприятиями отметить в текущем году 40-летие дарования Автономии Православной Церкви в Китае Матерью - Русской Православной Церковью.

Журнал "Китайский благовестник"

30 ноября 1999 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту