Мы будем жить в Раю. Часть 1
Мы будем жить в Раю. Часть 2
8 февраля 1981 г.
Сегодня мы — мой отец, г-н Костас Филиппу, некоторые из ребят и я — посетили деревню под названием Кабунзи. Деревня эта находится на границе с Замбией (в районе, где действуют повстанцы). Дорога к ней очень плохая, сплошные лужи и жидкая грязь. К счастью, Господь благословил нас, послав новую машину, подходящую для езды через лес.
Народ в деревне радовался нашему приезду. Накануне из другой деревни прибыл священник с небольшим хором, и нам удалось отслужить утреню в крытой тростником лачуге — местной церкви. Христиане, прикрыв тела старенькой одежонкой, пели и читали православные молитвы Всевышнему. Во время литургии я обратился к ним с короткой проповедью о вреде колдовства, от которого тяжко страдают жители этих мест, пропитанных духом и практикой идолопоклонства, а также о недопустимости многоженства. Правитель этих земель имеет пятерых жен, а глава деревни — двоих или троих. Потом их вожди, мой отец и Костас уселись на табуретки и начали петь все вместе. Женщины танцевали перед ними скромные танцы.
Уезжая, я оставил им лекарства от терзающих их эпидемий заразных болезней. Местный священник остался в деревне, продолжая наставлять ее жителей в вере.
Что касается того зла и беспорядка, которыми диавол старается навредить монастырю,… я выделил комнату в здании колокольни нашего храме одной бесноватой женщине. Она все делает для себя сама, ходит, где хочет, и обычно с ней нет проблем. Иногда она вдруг начинает петь и танцевать и делает это изнуряющее долго, а в остальном все нормально. Она уже в летах и, конечно же, некрещеная, поклоняется идолам. У нее девять взрослых детей, но ни с кем из них она не уживается. С нами она успокаивается. Но когда у нас совершается крещение или освящение воды, в самый момент освящения бесы начинают мучить ее, даже если она находится далеко от нас. Я наблюдал это уже четыре раза. Дважды она бросалась прямо в купель. На вопрос, зачем она это делает, она ответила, что хочет этим изгнать из себя сатану. Все это происходило на глазах обоих крещаемых и других верующих. Я прочел им весьма своевременную проповедь о том, что такая явная реакция бесов служит доказательством схождения на воду благодати Святого Духа. После этого они будут пользоваться святой водой с уверенностью в ее способности развеивать колдовские чары, направленные против них.
Киншаcа, 27 июня 1983 г.
… Ты говоришь, что завален работой. Приезжай сюда и увидишь, что значит "много работы".
Конечно, результаты наших сегодняшних усилий будут видны только через много лет. А пока мы можем лишь вкладывать средства и силы, класть их на алтарь нашей православной Миссии. Благополучие церкви требует многих молитв святых. Всей жизнью своей, своим примером и даже мученичеством они утвердят Церковь Божию в этих местах, коими в буквальном смысле правит Диавол. Да пришлет Господин Виноградника сюда достойных работников, а до тех пор мы будем испытывать Его долготерпение , трудясь в меру своих слабых возможностей и вопреки собственным страстям. Молись только, чтобы нам не опозориться, не оказаться недостойными делателями. Не можем предложить Господу особых талантов. Единственное, что хорошо — все, что имеем, мы отдаем без остатка из любви ко Христу. О. Паисий мне говорит: "Продолжай трудиться, борьба будет долгой, люди в этих местах нескоро окончательно примут христианство" и т.д. Я вижу, что суждение это верно, хоть он сам и не пережил еще ничего подобного на практике.
Господь благословляет наши усилия. Во всех приходах у нас идет катехизация. В Церковь приходят молодые африканцы, но мы не торопимся их крестить, хотим сперва хорошенько испытать, а все потому, что слишком мало у нас кадров и хороших помощников, которые могли бы помочь им укрепиться в вере и положении православных христиан в собственных приходах. Надеемся, что с Божией помощью в ближайшие годы у нас появятся помощники из числа тех шестидесяти молодых людей, что живут сейчас при нашей миссии.
Мы изо всех сил стараемся создать в Колвези небольшую общину верных христиан, с таинствами, регулярными службами, и т.д. И уже виден некоторый прогресс. Где у нас пока дело не сдвинулось с мертвой точки — это в приходах, находящихся на расстоянии 300-700 км. от нас. Ферма наша снабжает миссию овощами и другой снедью (даже мясо есть, и яйца). Слава Богу! У нас всего более, чем достаточно, даже есть чем поделиться с колонией прокаженных, заключенными в городской тюрьме, довольно многочисленными бедными и больными. Обрабатывать угодья под кукурузу очень помогает трактор, он дает возможность благотворить нуждающимся. Сейчас мы заняты строительством мельницы для изготовления кукурузной муки.
В последние несколько месяцев мне приходится одному принимать у всех исповедь. При этом погружаюсь в такую драму существования ближних… Например, многие из местных едят один раз в два-три дня. Как они ухитряются выжить, уму непостижимо! Воистину, птички небесные, которых питает Сам Господь.
Пишу тебе из столицы страны. Со здоровьем у меня не всегда хорошо: иногда приходится бороться с малярией и головной болью из-за солнечного удара, ну и тому подобное. "Слава Богу за все!"
Суббота, 1 июня 1985 г. Пятидесятница
В этот день мы с рассвета до полуночи крестили народ — около ста человек, повенчали 10 пар верующих… Вечером женщины совершали "бдение", готовя угощение к завтрашнему столу. Продукты, в том числе поросенка, принесли им мы. Во дворе храма ночевали шесть христиан из деревни Баде, первые ласточки оттуда…
Церковь Трех Святителей в Ликаси наполнилась новокрещенными и молодоженами. Они с великим благоговением внимали Божественной Службе, впервые причастились Тела и Крови Господа. В такие мгновения "светлость в лицах" у них не поддается описанию. Это реальность здешней жизни, в ней мы черпаем силы для преодоления тяжести ежедневных забот и проблем.
В полдень старые и новые христиане собрались на общую трапезу. Сидели прямо на земле, ели руками, без тарелок, но в простоте сердца, большой радости и благодати Святого Духа. Пятидесятница, начавшаяся в иерусалимской горнице у учеников Господа, продолжается теперь и для наших ста новокрещенных, и для нас самих, так же, как в апостольские времена. Днем отслужили Вечерню с коленопреклоненными молитвами, а чуть позже грузовик отвез двадцать пять человек новокрещенных в их деревню.
Понедельник, 3 июня, день Святого Духа
… Поздно вечером прибыли в Колвези. Здесь оказался Христофор, несчастный христианин, несший на спине в родную деревню (10 км. пути) своего умершего пятилетнего сына. За прошедшие две недели у него во время эпидемии умерло пятеро детей. Я отвез его и его мертвого сыночка на базу миссии. Там мы положили бедного малыша в гробик, накрыли белой простыней и вместе с о. Герасимом отвезли отца, мать и гробик в деревню, хоронить усопшего. У их дома уже ждали люди — и христиане, и идолопоклонники. Последние начали оплакивать ребенка по своему обычаю, скорчившись, катаясь по земле и испуская нечленораздельные крики. Мы их успокоили, отслужили отпевание, сказали проповедь о смерти и воскресении. О. Герасим остался с местными христианами, чтобы провести с ними ночь в молитве.
20 октября 1986 г.
… в эти дни лукавый вовсю старается нас уничтожить: происходят аварии с серьезным повреждением автомобилей, друзья вдруг становятся злейшими врагами, соработники наши доставляют нам множество хлопот и тревог, часто совершенно неоправданно.
Вот я и уединился в келье, наложил на себя строгий пост на столько дней, сколько выдержу, принялся усиленно очищать сердце и непрерывно изучать подходящие к случаю книги Святых отцов. В уме моем прочно укоренилась по крайней мере одна мысль: если нет внутреннего указания на то, что сердце мое просвещено и имеет в себе молитву, нельзя продолжать нести людям Евангелие.
17 июня 1979 г.
Геронда… Следую Вашим советам, чтобы благословение Ваше пребывало на мне, и как только почувствую хоть небольшую холодность и сухость, бросаю все и вместе с ребятами беру четки и молюсь. Это серьезное лекарство, наше единственное утешение в монотонных джунглях здешней жизни. Каждый день я вспоминаю слова о. Авксентия, на любой вопрос отвечавшего: "Молитва, нужна молитва". Как прав он был!
Важно быть верным и цельным, не иметь задней мысли, сохранять жертвенное расположение духа и самоотречение. И намерение оставить свои кости лежать здесь, в земле, принадлежащей этому народу.