День сорока мучеников Севастийских в этом году выдался по-весеннему солнечным. В воздухе чувствовалась весна, хотя живописные холмы возле деревни Артемово Пушкинского района Московской области были все еще в снегу.
Длинная речка Сумерь вьется между холмами. Рядом, под березой, источник сорока Севастийских мучеников. За оградой – маленькая деревянная часовня с крестом и фарфоровая статуя Богородицы. В это праздничное утро здесь собралось человек тридцать – участники двух крестных ходов. Они вышли из местного храма Страстной иконы Божией Матери и церкви Спаса Нерукотворного усадьбы «Мураново». Увидеть в этих местах такое оживление – большая редкость. Настоятель обоих храмов иеромонах Феофан (Замесов) уверяет: когда в 1998 году его назначили на приход в Артемовскую церковь, в деревне были прописаны всего четыре человека. Настоящая глушь: ни дорог, ни электричества. Даже не верилось, что отсюда до Москвы всего несколько десятков километров.
Поначалу отцу Феофану приходилось трудно. Но однажды прихожанка храма, монахиня, сказала:
– Не волнуйтесь, батюшка. Будут у вас и дорога, и свет, и источник.
Он не поверил. Вскоре прихожанка умерла. Ее похоронили за алтарем храма. На сороковой день отец Феофан служил панихиду. И неожиданно услышал сильный шум, который доносился с территории садового товарищества от старого колодца. Батюшка удивился и пошел посмотреть, что случилось.
Заглянув в колодец, обомлел: со дна хлестала вода. Сперва батюшка решил, что это подземная река. Такое в здешних местах случается. Но потом вспомнил слова монахини. Обрадовался и решил соорудить часовню. Вот только правлению садового товарищества идея не понравилась. В ответ на уговоры отцу Феофану твердили: «Источник нам не нужен. Массовые паломничества – тоже».
Батюшка расстроился и решил провести чин освящения тайно. 22 марта 2005 года пришел к колодцу, но тот высох.
Ровно через год другой священник храма Страстной иконы Божией Матери иерей Георгий Парамонов подвозил соседку. В разговоре та случайно обмолвилась о новом источнике. Батюшка стал допытываться: что да где. Оказалось, окна его дома выходят как раз в ту сторону. На следующий день, в праздник сорока мучеников, в гости к отцу Георгию заглянул настоятель. Отец Георгий все ему рассказал. Надев резиновые сапоги, оба зашагали по свежим проталинам к лесу. Внизу под березой они и нашли журчащий ручеек. К счастью, это место никому не принадлежало. Весной его расчистили, облагородили. Солдаты из соседних воинских частей вызвались построить часовню. А в прошлом году в праздник Преображения Господня источник освятили в честь сорока мучеников Севастийских.
Места здесь особые. Деревня Артемово известна еще со времен Ивана Грозного. В летописях упоминается как вотчина Свято-Троицкой Сергиевой лавры. После секуляризации церковных земель отошла во владение Пальчиковых. Здесь жил Евгений Боратынский, пока строил по соседству, в деревне Мураново, новую усадьбу. Недалеко всем известная усадьба Абрамцево. Артемово находилось как раз между ними: через него из Мураново в Абрамцево и обратно поэты ходили друг к другу в гости. В обе стороны от Артемово –
И история местного храма в честь Страстной иконы Божией Матери – особая, хотя храм и построен совсем недавно.
Лет 300 назад в реке Сумерь местные крестьяне обнаружили Страстную икону Божией Матери. Там, где явилась икона, возвели часовню. Но в 1933 году советские власти ее разрушили. Чудесным образом явленная икона Божией Матери исчезла.
Спустя примерно тридцать лет пожилым деревенским супругам было открыто, что на месте их дома вырастет храм. Когда они рассказали об этом соседям, те подняли их на смех:
– Скажете тоже: православный храм – при Хрущеве.
Посмеялись – и забыли.
А в начале 1990-х в Артемово приехала монахиня, которая мечтала потрудиться для родной деревни. И пришла ей мысль построить храм. Денег не было. Монахиня собирала подаяние по электричкам. Часть средств выделил район и художественно-производственное предприятие «Софрино». С местом под строительство определились быстро. Когда старожилы узнали, где будет храм, сразу вспомнили пророчество супругов. А одна женщина тогда же призналась, что ее пятилетний сын во время прогулки видел Христа, который благословлял это место.
Стали думать, кому посвятить церковь. Кто-то предлагал – святителю Николаю Чудотворцу, кто-то – Пресвятой Троице. Тогда-то в Артемове и объявилась незнакомая женщина.
– Я привезла вам икону, – сказала она.
Местные увидели Страстной образ Богоматери и ахнули.
Удивились еще больше, когда узнали, откуда образ у приезжей.
Однажды вечером женщина возвращалась домой с работы. Она шла по московской улице быстро, не глядя по сторонам. Но икона Божией Матери на обочине ей сразу бросилась в глаза. Образ стоял, прислоненный к придорожному столбу. Из-под колес проезжавших машин на него лилась липкая московская грязь. Женщина остановилась. Решительно подняла образ, прижала к себе и понесла домой.
Теперь икона хранится в Артемовской церкви, которую и освятили в ее честь.
Еще в церкви крест с частицами мощей более ста святых и Свято-Крестовская икона Божией Матери. Ее в 2004 году передала в дар храму Ставропольская епархия. Это новый образ. Появился он после трагических событий в Буденновске, когда банда Шамиля Басаева захватила заложников в больнице. Тогда же над этим местом жители увидели в небе Пресвятую Богородицу, Которая молилась возле креста.
История появления этого образа тоже связана с чудом.
Незадолго до трагических событий в Буденновскую больницу на операцию должны были привезти мальчика. Но в последний момент ребенка отвезли в Ставрополь. Операция прошла успешно. Но вскоре возле кровати мальчика собрался весь медперсонал: никто не мог понять, почему ребенок во сне плачет и молится за себя и жителей Буденновска.
Потом пришла страшная весть. А мальчик, придя в себя, рассказал, что видел все происходившее в больнице. Его родная сестра Ольга написала икону Крестовской Богородицы. А потом – список, который и хранится в Артемове.
Жизнь в деревне тихая, размеренная. За храмом шумит серый лес, рядом, за плетеной оградой, блеют козы, деловито лают на прохожих дворовые псы – все как сотни лет назад. Только новенькие коттеджи по соседству и несколько иномарок возле храма говорят о том, что цивилизация потихоньку добралась и сюда.
А недавно на источнике появились первые исцеления. Кто-то освободился от мучившего его пиелонефрита. У кого-то пропал диабет и нормализовалось давление. Теперь местные все чаще приходят к источнику за водой.
Отец Феофан мечтает к лету соорудить здесь купальню. А пока от души поливает молящихся студеной святой водой. Те только жмурятся, подставляя головы под батюшкино кропило…