Бухарест, 13 сентября 2006 г.
В открытом письме к депутатам и сенаторам румынского парламента патриарх Румынской Православной Церкви Феоктист попросил освободить высших церковных иерархов от заполнения и подачи налоговых деклараций. По его мнению, это представляет собой "серьезное вмешательство в автономию Православной Церкви и нарушение конституции Румынии".
Он также отмечает, что все доходы, получаемые высшими иерархами Румынской Церкви принадлежат не им лично, а Церкви. "Ни я, ни другие высшие священнослужители не могут иметь собственных доходов", - подчеркнул Патриарх.
Данное письмо появилось после внесения в румынский парламент законопроекта, согласно которому все высшие священнослужители обязаны заполнять и предоставлять декларации о своих доходах. В связи с этим глава Румынской Православной Церкви настаивает на том, чтобы из этого закона было исключено положение о служителях культа.
Заявление румынского Патриарха вызвало неоднозначную реакцию среди румынских парламентариев. Бывший президент Румынии, а сегодня сенатор от оппозиционной Социал-демократической партии Ион Илиеску считает, что государство не должно вмешиваться в дела церкви и должно рассмотреть данную просьбу с большим вниманием и уважением к церкви. Министр юстиции Моника Маковей, в свою очередь отметила, что в законопроекте речь идет не о доходах церкви, а о персональных доходах высших церковных иерархов, и нет необходимости вносить в него какие-либо изменения. Представители Национал-либеральной партии и Демократического союза венгров Румынии придерживаются мнения о том, под данный законопроект должны подпадать все институты, независимо от того, какую роль они играют в обществе. Новый законопроект в самое ближайшее время будет обсуждаться в румынском парламенте и, по мнению многих, вызовет достаточно бурные дебаты.
Две недели назад Высший совет обороны страны принял решение о рассекречивании досье бывшей "секуритате" на служителей культа, включая высших иерархов церкви. Это решение также вызвало много протестов как среди верующих, так и священнослужителей. Многие сравнивают его с "нарушением тайны исповеди".