В иконной галерее города Пловдива открыта экспозиция «Храм – дом божественного откровения»

В иконной галерее г. Пловдива (Болгария) открыта экспозиция «Храм — дом божественного откровения»

Здание иконной галереи было построено в 1975 году специально для собрания икон. Теперь полностью возобновлен его интерьер, посетителям внушается сопричастность не столько к религиозному культу, сколько к представлению о предназначении христианского храма.

Музейные специалисты совершили экспедиции по Болгарии с целью обнаружения икон, находящихся под угрозой уничтожения или же употребляющихся не для целей культа.

В экспозиции «Храм — дом божественного откровения» представлены копии стенописей Куленского и Бачковского монастырей и Асеновой крепости. Впервые здесь демонстрируются копии стенописей 30-х годов ХХ века.

Невозможно до конца понять историю болгарских — монастырей, характер их деятельности, место, занимаемое в национальном сознании, не вникнув в глубину исторических судеб болгарского народа. Монастыри Болгарии с самого их основания представляли собой нечто больше чем религиозные институты, глухие обители, куда удаляются от соблазнов мирской жизни, чтобы окунуться в атмосферу религиозного экстаза.

Сто двадцать монастырей Болгарии, сохранившихся до наших дней, являют собой живую летопись культуры, творческого созидания, становления и роста самосознания болгарского народа, летопись его дум и чаяний.

Первые христианские монастыри в Болгарии были созданы в IX веке нашей эры. Прологом просветительской миссии монастырей можно считать 886 год, когда князь Борис - поселил в новопостроенном монастыре Св. Пантелеймона (недалеко от города Преслава) учеников великих Кирилла и Мефодия. Так возникла первая староболгарская литературная школа, вошедшая в историю под названием Плиско-Преславской.

Не меньшую роль сыграл и основанный Климентом Охридским другой монастырь Св. Пантелеймона (в окрестностях города Охрида, ныне это территория Республики Македония), который по праву считается староболгарской «академией».

Именно в монастырях сформировались Тырновская и Килифаревская школы живописи — одни из самых крупных средневековых художественных школ восточного православия.
К концу XVIII века в монастырях появились три новые художественные школы — Тревненская, Самоковская и Банская, развитие которых непосредственно связано с болгарским Возрождением.

Монастыри — это сама болгарская история, начиная с их деятельности по утверждению славянской письменности и культуры, с их важной роли в борьбе против византийских поработителей (XI-XII вв.) и кончая славными, исполненными трагизма страницами, которые были вписаны не только монастырями, но и всем болгарским народом в историю противостояния османскому порабощению.

На пути исторического развития Болгарии ее монастыри играли намного большую роль, нежели привычные религиозные институты. За их стенами философы, писатели, просветители, в том числе и посвященные в сан, хранили и продолжали не просто религию, но культуру народа, впоследствии переросшую в национальное самосознание, которое помогло болгарскому народу уцелеть, выжить, сохранить свою сущность в тяжелые пять веков чужеземного ига.

Особая роль монастырей в многовековой драматической истории Болгарии обусловила то уважение, которым они пользуются и в наши дни.

Патриархия.ru

14 сентября 2006 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту