/p>
Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, или обитель святого Затвора, был основан монахом Неофитом. Он родился в местечке Левкара в провинции Ларнака в 1134 году, а в возрасте восемнадцати лет был принят послушником в обитель святителя Иоанна Златоуста в Кутзувенди, лежащей у южного подножия горного массива Пентадактилоса, возвышающегося над Никосией. Неофит подвизался в этом монастыре с 1152 по 1158 год.
Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибывает паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходит палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».
Укрепленный видением, Неофит вернулся на Кипр и стал искать тихое и уединенное место для подвигов. Таким местом оказалась пещера близ источника и реки, в девяти километрах на северо-запад от Пафоса. Поселившись здесь в июне 1159 года, Неофит постепенно стал обустраивать место своего затворничества. Он полностью заложил вход в пещеру, выходивший на восток, и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью, такой, какой мы видим ее и сегодня, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол.
Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика, так что в конце концов, начиная с 1170 года, жилище отшельника постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря.
Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным (в обители Кутзувенди Неофит получил только начальное), эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра. Большая часть его сочинений – девять из шестнадцати книг – были обнаружены в библиотеках за пределами Кипра; они составили сборник под названием «Творения преподобного Неофита Затворника», недавно изданный заботами основанного им монастыря.
Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания-изучения, процесса получения систематического духовного образования, который ради более пристального наблюдения за духовным возрастанием иноков не предполагает их большого числа (последнее характерно для общежительных монастырей с многочисленной братией). В 1197 году пафский затворник выкопал пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Там он написал и большую часть своих книг, там он вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составляет последнюю редакцию устава – «Завещание»; после 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.
После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. В какое время братия отказалась от общежительного устройства, узнать нет возможности.
Монах Неофит Новый ктитор († 1512). Поновление в 1503 году трех фресок в храме Честного Креста, а также фресок с изображением Господа-Вседержителя в алтаре святой обители Затвора, подаренные обители многие богослужебные сосуды и другие необходимые для храма предметы – все это, осуществленное на средства монаха Неофита, прозванного Новым ктитором, свидетельствует, возможно, о новом всплеске строительства и реставрационной деятельности в монастыре. В письменных источниках не сохранилось сведений о годах сооружения главного монастырского собора (кафоликона) в честь Успения Божией Матери, но фрески внешнего притвора принадлежат кисти тех же мастеров, которые в начале ΧVI века расписали фресками сам кафоликон. Мы можем с уверенностью отнести строительство Успенского собора к концу XV века.
Игуменство Леонтия Ι. В 1631 игумен Леонтий Ι смог к пользе монастыря добиться получения грамоты от Священного Синода Константинопольского Патриархата. Патриарший Синод под председательством Кирилла Лукариса придал официальный характер решению Священного Синода Кипрской Церкви от 1611 года, согласно которому с одобрения епископа Пафского Леонтия монастырь святого Затвора признавался независимым. Тогдашний архиепископ Кипрский Христодул поддерживал тесные отношения с Кириллом Лукарисом еще с тех пор, когда тот был Патриархом Александрийским. Он был и рукоположен Лукарисом. Архиепископ Христодул рассудил, что настал удобный момент попросить грамоту, предоставлявшую обители святого Затвора статус патриаршего ставропигиального монастыря. И потому он направил отличавшегося высокими дарованиями Леонтия Ι, которому он покровительствовал, в Константинополь с соответствующим прошением и письмом Священного Синода Кипрской Церкви. Патриарший Синод издал грамоту, и одновременно со сменой статуса монастырь из идиоритмического снова стал общежительным.
Игуменство Иоанникия, около 1779 года. Теперь каждый мог насладиться учением преподобного Неофита, так как в 1779 года в Венеции на средства архимандрита Кипрской архиепископии Киприана изданы две службы и «Завещание» преподобного.
Игуменство Иоакима Мелиссовукаса, 1815–1821 годы. Игумен Иоаким – геройски погибший клирик обители, организовавший в период турецких гонений движение сопротивления монахов туркам, которое закончилось печальными событиями 9 июля 1821 года, когда турецкие власти вырезали и повесили сотни монахов и высшее церковное руководство во главе с национальным героем-мучеником архиепископом Киприаном. Брошенный после ареста в никосийскую тюрьму, игумен Иоаким твердо и непоколебимо стоял в отеческой вере и не поддался на уговоры паши принять ислам и сохранить тем самым себе жизнь, за что был посажен на кол.
Игуменство Иакова Мирианфа, 1898–1933 годы. Этот почтенный подвижник-игумен восстановил много зданий в обители. Он избавил ее от долгов, внося значительные собственные средства. Он поправил экономическое положение монастыря, соорудив протяженный оросительный канал в Анатолике, чтобы монастырские поля могли в достаточном количестве получать воду. Его мягкий и скромный характер привлек в обитель много новой братии. Монахи, собравшиеся вокруг игумена Иакова, составили весьма сплоченное братство, в котором царили любовь и согласие.
В 1918 году после голосования был введен в действие первый в новейшее время устав монастыря.
Игуменство Лаврентия Михаилиду, 1933–1962 годы. Племянник игумена Иакова, первый из монахов, окончивший богословский факультет. С 1926 года преподавал, не получая за это платы, богословские дисциплины в пафской гимназии. Что же касается собственно монастырских дел, то он продолжил практику прививки рожковых деревьев, введенную его дядей, посадил пять тысяч миндальных деревьев, две с половиной тысячи рожковых, пятьсот маслин и сотни лимонных деревьев, а также продолжил работы по предотвращению эрозии почвы на площади в 24 га на ферме подворья в Анатолике. Он заново отстроил монастырские здания, превращенные в руины землетрясением 1953 года, и добавил новые постройки к южному крылу монастыря. При его настоятельстве молодые монахи отправлялись учиться на богословском факультете Афинского университета. В это же время возрастает исследовательский интерес к творениям преподобного Неофита, а профессор Иоаннис Цикнопулос публикует избранные места из сочинений преподобного в научном журнале «Κυπριακές Επουδές».
Игуменство Леонтия ΙΙ, 1962 год. 8 марта 1962 года Леонтий, брат обители преподобного Неофита и эконом монастыря апостола Андрея на восточной оконечности Кипра (ныне на оккупированной турками территории) был избран игуменом и преемником Лаврентия, скончавшегося в начале того же года. По просьбе архиепископа Макария ΙΙΙ и при содействии высокопоставленных лиц, расположенных к нему, предполагал реорганизовать монастырь, однако скончался спустя семь месяцев после вступления в должность.
Игуменство Софрония, 1962–1964 годы. Игумен Софроний был вторым настоятелем обители, имевшим университетский диплом. Он был избран братией по совету архиепископа Макария ΙΙΙ, предпринявшего реорганизацию монашеской жизни путем поставления настоятелей из выпускников богословских факультетов. Софроний обновил кафоликон, заменив в нем пол и установив скамьи. Для большего покоя и порядка на той части территории монастыря, что расположена перед входом в пещеры, к которому ведет высокая каменная лестница, построил напротив монастыря для многочисленных его посетителей ресторан. Впоследствии, правда, игумен Софроний утратил поддержку братии и был смещен с должности. Бывший игумен Софроний проживает сегодня в общине Эбас в нескольких километрах от монастыря, в которую он прибыл после сорокалетнего служения в архиепископии Фиатирской и Великобританской (Константинопольского Патриархата. – А.Ч.). В служении этом он, будучи духовником многих тысяч верующих, отличился кротостью, а также своими организаторскими талантами, пригодившимися при открытии новых приходов в различных частях этой страны.
Игуменство Алексия, 1964–1972 годы. Алексий был послушником обители преподобного Неофита, а затем насельником монастыря Божией Матери Хрисороятиссы. По завершении обучения в богословской школе Халки он был избран игуменом монастыря Хрисороятиссы, а в 1964 году – обители Затвора, вместо Софрония и также по настоянию архиепископа Макария ΙΙΙ. Игумен Алексий всегда являл собой пример патриота, принимал деятельное участие в освободительной борьбе Национальной организации кипрских борцов (ЭΟΚΑ), а в период настоятельства в монастыре Хрисороятиссы на продолжительное время был заключен англичанами в тюрьму. Довольно быстро о нем распространилась слава как о пламенном проповеднике и великолепном ораторе. Будучи настоятеля монастыря преподобного Неофита, он часто объезжал Пафскую провинцию и воодушевлял народ своими речами, выступая в качестве основного оратора на государственных праздниках и панихидах по павшим героям.
Игуменство Хризостома, 1972–1978 годы. Новый период в жизни монахов обители Затвора начинается после принятия решения об отказе от занятий сельским хозяйством. Решение это было принято нынешним Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом ΙΙ, который в возрасте 32 лет в 1972 году был рукоположен в пресвитеры, возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем монастыря преподобного Неофита. Возделывание земли приносило монахам больше вреда, чем пользы, вот почему братия вся стала проживать в обители, отступив от многовековой традиции ведения крестьянского образа жизни и проживания части монахов на подворье в Анатолике, на востоке от Иероскипоса. Превращение кипрской экономики из аграрной в экономику, основанную на предоставлении услуг, что начало ощущаться уже с конца 1960-х годов, сопровождавшие этот процесс изменения общественных отношений, а также почтенный возраст большинства насельников монастыря обязали тогда молодого игумена Хризостома сделать административным центром обители непосредственно сам монастырь. Для использования огромной земельной собственности монастыря и обширных садов цитрусовых по инициативе игумена были созданы новые сельскохозяйственные объединения из крестьян провинции. Напротив кафоликона отец Хризостом построил братский корпус, где и поныне проживает братия.
Как уже говорилось ранее, архиепископ Макарий ΙΙΙ горячо желал, чтобы кипрские монахи получали университетское образование. Вот почему, следуя настояниям архиепископа, братия избрали преемником Алексию молодого тогда диакона Хризостома, выпускника богословского факультета. Новый игумен поддерживал идею повышения образовательного уровня монашествующих и в тот же год направил диакона, а позднее игумена Леонтия на учебу в Афинский университет на богословский факультет. Вслед за Леонтием в Грецию были направлены еще несколько молодых иноков. Правда, время это было чрезвычайно сложным. Страшные события церковного кризиса 1973 года (когда некоторые из архиереев Кипрской Церкви потребовали от ее предстоятеля Макария ΙΙΙ, бывшего одновременно и президентом страны, уйти в отставку. – А.Ч.), государственный переворот 1974 года, затем турецкая оккупация, вынудившая стать беженцами сотни тысяч греков и турок, – все это не оставляло возможности для духовного возрождения: и государственное руководство, и простой народ снова волновал вопрос физического выживания. После смерти Макария ΙΙΙ и избрания на его место митрополита Пафского Хризостома Ι игумен монастыря преподобного Неофита стал митрополитом Пафским.
Игуменство Леонтия, с 1978 года. Нынешний игумен монастыря Затвора Леонтий был избран братией настоятелем в 1978 году, а в мае 2007 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви рукоположен в епископы древней Хитрской епископии, одновременно сохранив за собой и игуменство в монастыре. Начало игуменства Леонтия знаменуется принятием нового, действующего и поныне монастырского устава. Большая часть трудов отца Леонтия была направлена на восстановление зданий и эффективное использование земельной собственности обители. Значительная часть доходов обители направлялась на реализацию обширной программы реставрации древних святынь, рукописей и икон.
Для того чтобы иметь возможность популяризировать культурное наследие монастыря, что чрезвычайно важно с точки зрения как религиозной, так и национальной, игуменский совет обители принял три важнейших решений. С начала 1980-х годов взамен части сельскохозяйственных земель в городе Пафосе был приобретен участок, на котором было выстроено административное здание, сданы в аренду промышленные участки земли в Анатолике, а земля в долине, в которой расположен монастырь, была разбита на земельные участки.
Благодаря постепенному росту доходов монастыря, обитель могла заниматься культурными программами. В начале 1990-х годов игуменский совет одобрил проект, предусматривавший превращение значительной части монастырских зданий в церковную ризницу и музей. Сегодня любой посетитель может осмотреть отреставрированные святыни и иконы обители, являющиеся подлинными сокровищами. Также игуменский совет предпринял ремонт гостевых комнат на том этаже, где находится музей, создав современные прекрасно выполненные интерьеры.
В последующие годы был подготовлен ряд исследований по истории монастыря, благоустроены и озеленены прилегающие к монастырю территории, созданы автомобильные парковки для многочисленных посетителей обители, а также многое другое.
В наши дни огромное число людей посещает те места, где идет духовная жизнь. И братия обители преподобного Неофита ведет невиданную доселе по масштабу деятельность по духовной поддержке чад Церкви, а также любого, кто приходит в монастырь с желанием услышать послание евангельской надежды. Монастырские отцы уделяют много времени приему и беседе с посетителями и паломниками, а к игумену уже в течение 20 лет каждый год приходят на исповедь и за духовным советом тысячи людей.
А с середины 1990-х годов игуменский совет претворяет в жизнь один из самых грандиозных проектов: отыскать и собрать все сохранившиеся до наших дней рукописи преподобного Неофита, которые могут храниться в разных библиотеках и музеях мира, и финансировать их научное издание. Последние 12 лет над осуществлением этого гигантского проекта активно работает группа университетских профессоров – специалистов по изданию рукописей. Уже издана большая их часть – девять из шестнадцати книг, составленных Затворником, – в пяти прекрасно оформленных томах. Издание серии завершится в ближайшие годы выпуском шестого тома (таблицы) и седьмого (вводный том с докладами ученых, которые прозвучат на организуемом международном симпозиуме, посвященном преподобному Неофиту).
Подобной дальновидной стратегией подготовлен переход к более глубокому осмыслению братией сути монашеской жизни, оставленной в качестве наследства преподобным Неофитом Затворником, а также их ответственности за несение богословского и духовного слова широким слоям общества по примеру самого преподобного Неофита. Из своей пещеры Пафский старец-подвижник общался со всем миром как через молитву, так и беседуя со многими из приходящих к нему, также исповедью, через духовное руководство монахами и мирянами, путем составление слов, герменевтических трудов, бесед, обращенных к монашествующим, и похвал на разнообразные праздники богослужебного года, многочисленной перепиской, собранной ныне в два объемных тома.
Суть современной жизни обители святого Затвора состоит в обретении пути к образованию в том его понимании, которому учил преподобный Неофит и согласно с которым жили он и его ученики, вместе с тем согласуя его с вызовами нашего времени и соотнося с новыми возможностями братии монастыря. В следующие годы и десятилетия монастырь предполагает стать центром духовного крещения народа в водах учения преподобного Неофита, площадкой для миссионерского служения среди самых широких слоев общества. По решению игуменского совета в стенах монастыря будет создан конференц-центр, где исследователи и специалисты будут читать лекции и проводить семинары по темам, почерпнутым из религиозного наследия Кипра и духовного вклада в нее преподобного Неофита.
Перевел с греческого Анатолий Чуряков
Наиболее важные вехи в истории монастыря