Святой мученик Иоанн-Владимир |
Древнее предание считает апостолом этого региона св. Кесаря,– одного из 70 апостолов, который был первым епископом Диррахия (ныне – Дуррес, столица Албании).
Во времена императора Траяна (98 – 117 гг.) стал мучеником святитель Астий, епископ Диррахия. После того, как он увидел сон, предвещавший ему близкие страдания и смерть за Христа, святой Астий приказал своим близким скрыться, а сам был арестован по приказу римского наместника Агриколы и подвергнут избиению и бичеванию. Язычники принуждали его принести жертву Дионису, но он сохранил верность Христу даже до смерти, – святителя распяли на кресте.
В это время многие христиане переселялись из Италии в Иллирию, чтобы избежать гонений. Среди них были семь святых мучеников – Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман, которые были арестованы вскоре после прибытия в Диррахий. Есть сведения, что причиной послужило то, что они открыто прославили мужество и твердость святого исповедника, за что они были схвачены и, как христиане, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке верующими. Девяносто лет спустя мученики явились Александрийскому епископу, повелев похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь.
Во II веке пострадал еп. Елевферий Иллирийский и его мать Анфия (память – 15 декабря). Святой Елевферий, сын знатного римского гражданина, был воспитан в христианском благочестии своей матерью. Добродетели его были столь высоки, что он уже был избран и поставлен епископом Иллирийским ещё в возрасте двадцати лет. При императоре Адриане (117-138) святой Елевферий за смелую проповедь о Христе после мучений был обезглавлен в Риме вместе с матерью и одиннадцатью спутниками. Епарх Корив, мучивший святого Елевферия, сам уверовал во Христа и также был казнен.
Позднее в том же столетии пострадал святой мученик Данакт Иллирийский (память – 16 января), который служил чтецом при церкви в местечке Авлон. Во время нашествия неверных святой взял церковные сосуды и хотел скрыться, но был схвачен воинами. После того, как он отказался поклониться идолу, его зарубили мечом.
В III веке в городе Бутринт (ныне южная Албания) принял смерть за Христа святой мученик Ферин (память – 23 апреля) при императоре Декии (249-250).
В IV столетии прославился своими чудесами святой Донат, епископ Еворский (память – 23 апреля), происходящий из Бутринта. Известно, что он освободил от беса дочь императора Феодосия (379-394) и воскресил мёртвого. Почил святой в 387 году, а в 602 году его честные мощи перенесли на Корфу, чтобы спасти от варварского нашествия.
В начале XI в. недалеко от современного Эльбасана подвизался и пострадал святой мученик Иоанн-Владимир (память – 22 мая, 7 июля). Это был сербский князь, правивший Иллирией и Далмацией. Он с детства воспитывался в благочестии, любил молитву, построил много храмов, боролся с ересью богомилов, распространившейся в его крае. Был женат на Косаре, дочери Болгарского царя Самуила. Болгарский царь Иоанн-Владислав пригласил святого Иоанна-Владимира якобы на переговоры, и под этим предлогом сначала заточил в темницу, а затем, выпустив, подослал убийц, которые убили святого 22 мая 1015 года у входа в храм. Благочестивая супруга святого князя, Косара, затворилась в построенном ее мужем храме, где и скончалась, до конца жизни не покидая церкви. Мощи святого князя находятся в посвящённом ему монастыре, близ албанского города Элбосан.
Родом из Диррахия был известный византийский композитор святой Иоанн Кукузель (XIII в.), а в XIV в. на Афоне просияли подвигами святые Нифонт из Люковы и Нил Эрихиот.
В период турецкого ига во многих местах Албании православное население сопротивлялось исламизации. В этом краю приняли смерть за Христа и некоторые новомученики: прп. Никодим (1722) и Христос Садовник (1748).
Знаменитый миссионер и просветитель святой Косьма Этолийский с 1775 г. трудился в Албании, проходя с проповедями по южной её части, от Химара и Влоры до Берата, Музека и Дурреса. Святой Косьма возрождал и укреплял веру среди православных, препятствуя их исламизации и отступничеству от Христа. В этой стране он и принял мученическую смерть в 1779 г. в Берате.
Чуть позже пострадал другой святой – священномученик Никита Албанский (память – 4 апреля). Он был славянин родом из Албании, в конце XVIII века принял монашество и подвизался в русском Пантелеймонове монастыре на святой горе Афон.
Чтобы обличить противников христианства, святой Никита пришел в город Серрес. Здесь он увидел, как рядом с мечетью сидит хромой от рождения человек, который был одним из учеников местного муллы. Подсев к нему, святой отец спросил его, почему он, так страдая от своего увечья, не желает исцелиться. Мусульманин ответил, что, конечно же, он с радостью бы исцелился, но это невозможно. Тогда святой Никита сказал: «Ты исцелишься, если уверуешь во Христа и крестишься». Собеседник святого сразу пошёл к своему учителю и рассказал об этом разговоре. Мулла призвал святого Никиту, и тот в присутствии многих мусульман повторил ему то же, что сказал ученику.
За это он был предан в руки начальника города, как учащий против их веры. И пред градоначальником святой Никита исповедал Христа. Он был ввержен в темницу. Ему предложили принять ислам и тогда святой потребовал, чтобы мусульмане доказали правильность своей веры. К нему пригласили учёных мулл, и на словесном состязании с ними святой Никита обличил заблуждения ислама и привел их к молчанию.
Он, помимо прочего, свидетельствовал, что христианская вера была проповедана апостолами через одно лишь изложение догматов и утверждена чудесами, и, несмотря на то, что гонима многими мучителями, пребудет непобежденной до скончания века. Ислам же был насажден насилием, принуждением и войной богатым купцом, провозгласившим себя пророком, и его последователями. Святой Никита называл Мухаммеда обманщиком и жалел мусульман, как находящихся в прелести.
После этого святой Никита подвергся жестоким пыткам, а 4 апреля 1808 года в вечер Великой субботы был повешен. Христиане выкупили его тело и предали погребению.
В то же время албанец-мусульманин Хасан после участия в русско-турецкой войне, вернувшись, обратился в Православие, крестился с именем Иоанн и принял мученическую смерть в 1814 г., за что и был прославлен в лике святых как святой Иоанн Албанский (память – 23 сентября).
Новомученик Христов Иоанн был родом из места Коница в Албании, входившей в то время в Османскую империю. Был рожден от мусульманских родителей-албанцев и воспитан как мусульманин. Его отец был шейхом — духовным наставником общины суфиев (мусульманских мистиков и аскетов).
Когда будущий мученик достиг двадцатилетнего возраста, он тоже вступил в орден суфиев. В городе Врахори в Этолии пашой был друг его отца — Хазнатар Юсуф Арав, туда и направился молодой суфий, и здесь, в резиденции паши, он был любезно принят. За сравнительно короткое время Хасан прошел большую часть духовных ступеней мистического совершенства, установленных в суфийском движении.
Однако случилось так, что ему пришлось участвовать в войне с Россией, в боевых действиях в области Ионических островов. Именно на войне Хасан познакомился с Православием и домой вернулся уже твердо уверенным в истине Христовой веры и отказавшимся от ислама и суфизма. Так как никто не желал его крестить из-за страха перед турками, он отправился на соседние острова, где принял крещение с именем Иоанн.
Вернувшись на материк, святой поселился в православном селе, женился на православной девушке и состоял в отряде самообороны от мусульманских разбойников. Отец, узнав об этом, послал к нему двух суфиев, чтобы они вернули его в ислам, но те потерпели неудачу — Иоанн остался преданным вере православных христиан.
— Не думайте, что я захочу быть снова слепым,— ответил он им.
Тогда некоторые донесли на святого Иоанна. Он был арестован и приведен в турецкий суд. Перед судьей (это был уже преемник Хазнатара) святой мученик продолжал искренне исповедовать истинную веру, претерпевал пытки и избиения, пока не был обезглавлен 23 сентября 1814 года.
Перед смертью святой Иоанн воскликнул:
— Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!
При подготовке статьи использованы материалы:
Robert Elsie. Christian Saints of Albania // http://www.scribd.com/doc/87003/
Vaporis N. M. Witnesses for Christ: Orthodox Christian Neomartyrs of the Ottoman Period, 1437–1860. N. Y., 2000.