Память 30 августа/12 сентября
Вот как оценивает период, предшествовавший патриаршеству святителя Макария, историк Д. Слиепчевич: «Временной отрезок от смерти патриарха Арсения II (считается, что он умер в 1463 г.) и до восстановления Печской патриархии в 1557 году, представляет собой самый темный период в истории Сербской Православной Церкви. После падения в 1459 году Деспотовины стремительно теряли самостоятельность и другие сербские земли: Босния попала в турецкие руки в 1463-м, Герцеговина – в 1482-м, а Зета, окруженная со всех сторон, продержалась до 1499 года. Конец XV века, исполненного борьбы за сохранение хотя бы некоторой самостоятельности, принес всем сербским землям турецкое рабство». [1]
Одновременно с падением Сербской Деспотовины под натиском турок начался период ослабления сербского церковного единства, сопровождавшийся постепенной эрозией административного организма Печской патриархии и фактической утратой ею самостоятельности. Продолжительное время не проводились архиерейские соборы, епархии, расположенные на юге страны, отошли в подчинение к Охридской архиепископии.
Не последнюю роль в восстановлении Печской патриархии в середине XVI века сыграло желание турок наладить хорошие отношения с порабощенными сербами в условиях, когда границы Османской империи в европейской ее части продолжали расширяться.
История донесла до нас немного сведений о жизни святителя Макария до его избрания на патриарший престол. Известно, что он был родственником турецкого визиря Мехмед-паши Соколу (или Соколовича), а возможно и его родным братом. Сам Мехмед-паша был по рождению сербом и принадлежал к числу выдающихся деятелей Османской империи. Он начал свою карьеру в корпусе янычар, формировавшихся из обращенных в ислам юношей, отнятых у родителей-христиан. Считается, что Мехмед-паша был родом из окрестностей Вишеграда в восточной Боснии и именно ему приписывают инициативу стоительства знаменитого Вишеградского моста через реку Дрину. Профессор Милеуснич сообщает, что перед тем как он был уведен турками и обращен в магометанство, будущий везирь был чтецом в монастыре Милешево. [2]
Родство с великим везирем по мнению ряда историков сыграло решающую роль в избрании Макария на патриарший престол. Сведения о жизненном пути Макария разнятся. По одним сведениям, он принял монашеский постриг в Милешево и стал впоследсвии игуменом этой обители, по другим, до своего избрания он был архимандритом монастыря Хиландара на Афоне. Впрочем, первое не исключает автоматически второго.
По сведетельству современников, патриарх Макарий был мудрым, праведным и кротким человеком и устроял Церковь в духе традиций православной соборности. При нем восстановленная и окрепшая Печская патриархия объединила под своей юрисдикцией все сербские земли, находившиеся под властью турок. Под духовным руководством Макария было объединено сербское население старой Рашки, Боснии, Подравлья, Подунавья, Потисья и других земель, населенных к тому моменту сербами. С расширением турецкой державы расширялись и границы Сербской Церкви. Святитель Макарий основал на землях к северу от рек Дуная и Саввы (территории Баната, Бачки, Срема и Славонии) восемь новых епархий, в то время как до 1557 года здесь была только одна.
Территориальный рост Печской патриархии отразился и на титуле патриарха Макария. Сам святитель называл себя «первым патриархом по обновлении чесного престола всей Сербской земли, Западного приморья и северных краев». В грачаницкой записи от 1570 года Макарий именуется: «Архиепископом Печским и патриархом всех сербов и северных краев». В его патриаршем титуле встречаются четыре территории: Сербия, Болгария, западное Приморье и верхнее Подунавье, что ясно указывает на сколь обширную территорию простиралась власть Печской патриархии во второй половине XVI века. Известный сербский канонист и церковный историк епископ Никодим Милаш сообщает, что патриарх Макарий имел в своем управлении 40 епархий.
Святитель активно восстанавливал древние храмы и монастыри и строил новые. К его заслугам принадлежит обновление и частичная роспись Печского монастыря. Предметом особых забот патриарха было воспитание и обучение нового поколения священнослужителей. Святитель снабжал монастыри и церкви необходимой богослужебной утварью и поощрял их всестороннюю духовную деятельность, заботился о церковном имуществе, особенно о монастырских имениях. Патриарх Макарий вошел в историю как большой любитель книг, которые собирал и распространял среди духовенства.
Благодаря своей мудрой политике и помощи великого везиря, Печский патриарх получил от турецкого султана права, аналогичные тем, какими обладали Константинопольские патриархи, приобретя таким образом полномочия этнарха – не только церковного, но и политического главы сербского народа. Святитель Макарий получил право управления церковным имуществом, сбора налогов, наследствования имущества христиан, не оставивших после себя наследников, утверждения уставов ремесленных объединений, разбирательства брачных споров и других судебных вопросов. Таким образом патриарх Макарий занимался делами, которые некогда продлежали ведению государственных властей. При этом он нес тяжелое бремя отвественности перед высшими турецкими властями, которым должен был вылачивать большой налог.
В 1570 или 1571 году патриарх Макарий, вероятнее всего из-за болезни и физической немощи, оставил патриархий престол. Нельзя исключить и предположение, высказанное профессором Радославом Груичем, который считал, что святитель решил использовать благоприятные политические обстоятельства и укрепить тяжело приобретенную самостоятельность Печской патриархии, лично избрав себе наследника, с тем чтобы после его смерти церковная власть вновь не была отнята Охридским архиепископом или Константинопольским патриархом. [3]
Своим преемником на патриаршем престоле Макарий сделал митрополита Герцеговинского Антония. В одном из храмов монастыря Банья сохранилась фреска, на которой изображен святитель Макарий, передающий престол своему наследнику.
Будучи в немалых летах, утомленный многими заботами и трудами выдающийся иерарх Сербской Церкви преставился ко Господу в начале сентября 1574 года.
«Вдохнув жизнь в запущенную Печскую патриархию, – пишет епископ Шумадийский Савва Вукович, – патриарх Макарий превратил ее в отличную в религиозном и национальном отношении организацию, которая объединила весь сербский народ. Таким образом патриарх Макарий воплотил в жизнь духовное единство сербского народа». [4]
Сербская Православная Церковь празднует память святителя Макария 30 августа/12 сентября.
------------------------------------------------
1. Слиjепчевић Ђ. Историjа Српске Православне Цркве.
Књ.1. Од покрштавања Срба до краjа XVIII века. –
Београд: БИГЗ, 1991, С.277
2. Милеусниħ, С. Свети срби. Нови Сад:
Прометеj,2000, C.139.
3. Там же, С.141.
4. Савва (Вуковиħ),епископ Шумадиjски. Српски
jерарси: од деветог до двадесетог века. Београд:Подгорица:
Крагуjевац:Нови Сад, 1996, С.297