|
||
Игумен Иоанн (Абасашвили) |
– Отец Иоанн, как началась ваша церковная жизнь?
– Она началась с Оптиной пустыни. В 1996 года меня один из моих московских друзей позвал туда на праздник прославления оптинских старцев. Я был еще далек от Церкви, а Юрий (так его звали) был духовным чадом схиигумена Илия (Ноздрина). Тогда я впервые в жизни исповедался – у отца Илия. Потом я почти каждую субботу и воскресение ездил в Оптину. В Москве тоже стал ходить в храмы. Я жил недалеко от Сретенского, и в этот монастырь ходил чаще, чем в другие места.
– А как созрело решение принять монашеский постриг?
– Знаете, если я смогу это вам объяснить, вы тоже станете монахом. Вы не подумайте, что это какой-то секрет, который я хочу скрыть. Нет, просто очень сложно – невозможно – раскрыть состояние души человека, который в определенный момент решает оставить мир раз и навсегда.
– Кто из священников в наибольшей степени повлиял на выбор вами иноческого пути?
|
||
Схииугмен Илий (Ноздрин) |
– Отец Илий, оптинские и печорские современные насельники.
– Как друзья и родственники отнеслись к вашему решению принять монашество?
– Родственники достаточно долгое время вообще ничего не знали об этом. А когда узнали, были удивлены, и некоторые даже пытались переубедить меня.
– Батюшка, отец Илий, узнав о вашем желании стать монахом, благословил вас ехать на родину – в Грузию. Почему? Как вы думаете?
– Почему? Это знает только он. Я-то думал, отец Илий оставит меня в Оптиной или направит в Данилов или какой-нибудь другой монастырь. Батюшка еще рассказывал про грузинский монастырь на Афоне. Я ему сказал о своем желании монашества Великим постом 2000 года. Он благословил приехать к нему после Пасхи, а когда я приехал, неожиданно для меня благословил ехать в Грузию.
– В каких обителях Грузии вы подвизались?
– Сначала был Зедазнийский монастырь, куда направил меня Святейший Патриарх всей Грузии Илия. Это один из первых грузинских монастырей, его основал преподобный Иоанн Зедазнийский со своими двенадцатью учениками в VI веке. Но до отъезда в Грузию я на недолгое время (на неделю или две) приезжал в Псково-Печерский монастырь, жил какое-то время и в московском Сретенском, даже в скиту Данилова монастыря.
– А какие послушания вы несли?
– В Печорах у меня было несколько послушаний. Я работал на мучном складе: чистил мешки для муки; дежурил на главной площади монастыря у Успенского храма. Еще готовил дрова для кухни.
В Сретенский монастырь я ходил, когда еще обитал после института в Москве. Потом я даже жил в монастыре недолго: обитель еще только восстанавливалась, послушания были в трапезной, на книжном складе. Я смотрел на насельников, на наместника, и мое желание жить монашеской жизнью все более и более укреплялось. Я очень благодарен отцу Тихону (Шевкунову) за поддержку, которую он мне оказывал и оказывает. Его деятельность для меня – пример заботы и любви о братии и о Церкви.
|
||
В Вознесенском храме селения Веджини |
В Зедазнийской обители по большей части был чтецом и присутствовал на беседах настоятеля с братией. Приготовление трапезы, мытье посуды после нее – это братия делали вместе, а дрова каждый заготавливал для себя сам.
– Вы ведь были и послушником Давидо-Гареджийской лавры. Какие воспоминания остались об этом времени?
– Скажу просто: это монастырь, в который всегда хочется приехать еще раз и тут остаться. Давидо-Гареджийская лавра – это пустынь. В лавре единственный источник питьевой воды – пещера, где по каплям собирается вода – их называют «слезы преподобного Давида». В сутки, в зависимости от времени года, можно набрать до ста литров. Ее-то и употребляют в пищевых целях. Для мытья и хозяйственных нужд используется только талая вода или та вода, которую доставляют из других мест.
Но главное, что привлекает к этой обители: придя в лавру в первый раз, человек, желающий монашества, сразу ощущает: это то, что он ищет. О своем гареджийском периоде я могу сказать так: в этом великолепном месте сконцентрирована сладкая монашеская жизнь.
– После вашей священнической хиротонии вы были направлены в Геретскую епархию.
– Когда меня рукоположили в 2002 году, Геретской епархии как таковой еще не было, она образовалась позже – с кафедрой в городе Кахи. Он расположен на территории Азербайджана, в 90 километрах от границы с Грузией, в ущелье реки Курмухи. Это древнее христианское место. Герети была христианской еще со времен святой Нины. Там действовали храмы, была епископская кафедра. Сохранились многие летописные и исторические источники с описанием этих мест, например хроника 1310 года, где рассказывается, как епископ Кирилл (Донаури) ездил по своей Гиш-Курмухской епархии – она была названа по имени села Гиши, что недалеко от Кахи, и ущелья Курмухи.
– Игуменство вы получили в Герети?
– Да, меня Святейший Патриарх наградил. Это было на Вознесение. Тогда патриарх Илия приезжал в Баку, а затем в Кахи, в монастырь.
|
||
Успенский храм в селении Веджини |
– И вскоре вас перевели Гурджаанскую епархию?
– Меня перевели в Вознесенский монастырь в селении Веджини в Алазанской долине, около города Гурджаани. В монастыре главный храм в честь Вознесения Господня с VIII века. В мужском монастыре устроены были кельи, а через год владыка благословил устроить женский монастырь при Успенском храме, который располагается по склону чуть ниже, на расстоянии километра, в ущелье. В Веджинском монастыре я несу послушание настоятеля.
– Известно, что в средневековой Грузии Веджини была важным военно-стратегическим объектом: там находилась резиденция кахетинских князей.
– Веджинскую крепость называют вратами Кахети и Герети. Вообще в Грузии, особенно здесь, в кахетинской стороне, было много подобных крепостей. Но их функции никогда не сводились только к оборонительным. Это были центры религиозной жизни, там обычно находился правящий епископ, а рядом, как правило, стояла монашеская обитель.
– Когда же здесь был основан монастырь? Это известно, батюшка?
– Монастырская жизнь на территории крепости стала полноценной (то есть с общежительным уставом) в XVI–XVII веках.
– Известно, кто был основателем монастыря?
– Нет, не известно. Еще раз скажу: раньше здесь была крепость, а затем вырос монастырь.
– Отец Иоанн, в последнее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы. Что уже удалось сделать? Каковы планы на ближайшее будущее?
– Полностью восстановлена уникальная базилика Вознесения Господня. Это главный храм монастыря. В реставрации нам очень помог благотворительный фонд, который оплатил восстановление (чистка и укрепление) фресок. Но один из храмов монастыря – во имя Иоанна Крестителя – пришлось разобрать: его стена грозила упасть на Воскресенский храм. Укрепить же ее было нельзя, так как обрушившаяся часть скалы сломала опору фундамента. В Вознесенском храме алтарь датируется VIII веком, сейчас он восстановлен. В пяти метрах от него расположен храм Рождества Богородицы с колокольней – они буквально «стоят» друг на друге.
|
||
Храм святого Георгия |
Есть у нас храмы и за стенами крепости: святого Георгия – между мужским и женскими монастырями; во имя апостолов Петра и Павла – перед женским монастырем.
В женском монастыре – храм Успения Божией Матери. Это базилика, относимая к IX–XI столетиям, к ней пристроен придел с куполом – это уже XVII век. Все построено очень непропорционально, но очень красиво. Храм небольшой, а главное – он меньше по высоте, чем купол придела. Такое вот оригинальное архитектурное решение! С дороги виден только купол. Но храм, несмотря на свои малые размеры, производит величественное впечатление.
За эти годы мы решили и вопросы, связанные с повседневной жизнью обители: провели воду, соорудили резервуар для обеспечения женского монастыря и прочее.
– Сколько сейчас насельников в монастыре, и каковы их основные послушания?
– В мужской обители у нас подвизаются девять монахов (иеромонах, иеродиакон, три монаха и четыре послушника), а в женском монастыре – четыре монахини и три послушницы. Благословение на устроение женской обители мы получили в 2006 году, и 29 декабря того же года, после того как были построены кельи, сестры поселились в новоустроенном монастыре.
– Существуют разные формы монашеской жизни. Какая из них представляется вам наиболее приемлемой для нашего времени?
– Все зависит от конкретных людей, у которых есть желание иноческой жизни. А возможности найдутся всегда – по милости Божией. Если у тебя есть настрой, решимость, никто тебя не побеспокоит, никто не ущемит в твоем желании жить уединенно. В нашем монастыре, например, есть и общежительная, и скитская формы. Подвизаются у нас монахи и так: они живут уединенно, а в монастырь приходят в воскресные дни и на праздники. Повторю еще раз: лишь бы было желание монашествовать, никто препятствовать не будет. Если стремление есть, оно всегда удовлетворяется.
|
||
Пасха в Успенском монастыре |
– В чем, по-вашему, заключается суть монашеской жизни?
– Трудный вопрос, очень индивидуальный. Слово «монах» имеет значение «отделенный», и это отделение служит для спасения души. Монашество является отделением от мирской жизни. Для многих именно оно становится огромным, незаменимым подспорьем в спасении души. Да, монашество – это ноша, но ноша не тяжела, если ты, конечно, призван ее нести. Как может быть тяжело, когда Господь велит нам отдать Ему сердце и обрести тем самым мир в душе?! Мы стараемся полностью отдаться воле Божией – вот суть монашеской жизни.
– А послушание настоятеля – тоже легкая ноша?
– Не могу сказать, потому что не я руковожу братией, но Господь. Ему я предаю свою волю. Когда человек начинает жаловаться, что ему тяжело, значит, он надеется на себя, поэтому всегда и во всем надо уповать на Бога. И станет неизмеримо легче. С Господом все легко!
– Помогает ли как-то ваш монастырь окрестным приходам?
– Недавно освящали храм святого Георгия в селе Веджини. Это наше монастырское подворье в помощь монастырю и прихожанам. С появлением подворья прихожанам из окрестностей уже нет необходимости подниматься в гору до монастыря, они могут посетить храм, который уже не так далеко от их домов. Храм, с Божией помощью, возвели в кратчайшие сроки – всего за полтора года. Теперь в нашем монастыре сразу в трех храмах совершается богослужение.
С игуменом
Иоанном (Абасашвили) беседовал Шио
Отарашвили,
студент 2-го курса СДС