Два года назад ушел в мир иной иеродиакон Виссарион (Иугулеску; 1922–2008) – один из духовных отцов Румынии, немало претерпевший при своей земной жизни от атеистического режима. В Румынии он через свое миссионерское служение спас несчетное количество человеческих душ, и это в то время, когда распространение Христова Евангелия рассматривалось властями как уголовное преступление.
Иеродиакон Виссарион (Иугулеску) |
В годы Второй мировой войны Василий, вступив в армию, служил в кавалерии. Армейская дисциплина произвела на Василия глубокое впечатление. По воскресеньям солдаты посещали церковь, и Василий на литургии пел тропари и кондаки, а в конце службы проповедовал перед солдатами. Когда армия сражалась на территории России, он был взят в плен и отправлен в Сибирь. Однако по пути туда с Божией помощью ему удалось бежать и вернуться в Румынию. Он удалился в уезд Брашов, где повстречал многих отцов высокой духовной жизни. Православными миссионерами они странствовали по всей стране и учили людей слову Божиему.
Между 1948 и 1950 годами Василий вместе с отцом Дамаскином, настоятелем монастыря Лайници, ходил по стране, проповедуя свет истины. Но пришедшее к власти коммунистическое правительство заставило их прекратить миссионерство. Желая жить отшельником, Василий уединился на горе Ретеи, но Господь снова послал его к людям, чтобы он был среди них, ибо дух миссионерства и проповедования, который был в нем, был даром, полученным от Господа. Василий отправился в монастырь Балачиу, где был пострижен в монахи с именем Виссарион. Вскоре после своего пострижения, 25 декабря 1950 года, он был посвящен в сан иеродиакона.
С благословения настоятеля монастыря он продолжил свою работу по укреплению веры людей. Сотнями и тысячами стекался к нему народ, страстно слушая его слова и прося его молитв. Многие из его учеников стали священниками, настоятелями, монахами и монахинями в разных монастырях на территории Румынии и на священной горе Афон.
В 1959 году коммунистические власти страны приняли постановление, которое должно было задушить румынские обители: всем монахам и монахиням моложе 60 лет было предписано покинуть монастыри. Рассматривая это как Божию волю, отец Виссарион не стал впадать в печаль. Некоторое время он служил певчим в различных церквях Бухареста, а с 1973 года он пел в церкви во имя святителя Николая Чудотворца в Сирби. Здесь на протяжении почти десяти лет трудился он, проповедуя, утешая мятущиеся души, кротко советуя и направляя людей к Иисусу Христу. После знакомства и общения с отцом Виссарионом многие из тех, кто был полон грехов и застарелых страстей, получали новую жизнь и духовно поднимались. Днями и ночами он писал иконы и дарил их людям вместе с молитвенниками, распятиями и книгами о житиях святых. О самом себе ему нравилось говорить так: «Я художник душ».
Его деятельность не могла оставаться незамеченной коммунистическими властями, и в 1983 году его принудили оставить свое служение. Отец Виссарион был задержан Департаментом государственной безопасности («Секуритате»), где его избивали, таская за бороду. Ему было запрещено заходить в любую церковь. Ему пришлось спасаться от властей, переезжая из одного места в другое и укрываясь в домах христиан, так как власти очень хотели заточить его в тюрьму, хотя и не могли найти каких-либо реальных поводов для этого. Несмотря на гонения, отец Виссарион продолжал трудиться в винограднике Господа. Аудиокассеты с его проповедями распространялись по всей стране, укрепляя верующих и даже возвращая многих членов Коммунистической партии в лоно Церкви.
После падения коммунистического режима Румынии старец Виссарион по приглашению побывал более чем в 50 храмах Румынии, везде уча людей и питая их души живыми словами Господа. Куда бы он ни приезжал, он был подобно сияющей звезде, просвещая тысячи и тысячи людей и леча их души и тела – и они становились истинными детьми Православной Церкви.
Последние десять лет своей земной жизни старец страдал болезнью Паркинсона. Этот крест он нес безропотно, всегда благодаря Бога за свои страдания, гонения и клеветнические измышления некоторых людей о себе. До самого своего последнего дня он никогда не прекращал заботиться о своих «возлюбленных чадах», как он с любовью называл своих духовных детей, молясь, прося за них и опекая их, чтобы привести их к небесному Отцу. Он умер 24 мая 2008, накануне Недели о самаритянине.
Он был похоронен на кладбище монастыря Черника, в котором он жил несколько лет до правительственного постановления 1959 года. На его похороны пришло свыше 70 тысяч человек; многие из пришедших, как, например, владыка Галактион, епископ Александрийский и Телеорманский, знали почившего подвижника уже более 20–30 лет. Присутствующие на похоронах чувствовали печаль сиротства, но вместе с тем и детскую радость тех, кто знает, что их отец всегда с ними. Все признавали, что эти похороны были праздником великой радости, радости Воскресения, ибо, как сказал Господь: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11: 25).
Перевел с английского Сергей Дворянинов