Представляем Вашему вниманию проповедь иеродиакона Виссариона (Иугулеску; 1922–2008) – одного из духовных отцов Румынии, который немало претерпел при своей земной жизни от атеистического режима. В Румынии он через свое миссионерское служение спас несчетное количество человеческих душ, и это в то время, когда распространение Христова Евангелия рассматривалось властями как уголовное преступление.
Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев
его, сжалился.
(Лк. 10: 33)
Адам у разбойников
Иисус Христос – Добрый Самаритянин |
Человек, попавшийся разбойникам, – это Адам, но также и весь род человеческий. Иерусалим – это рай, вечное счастье и радость, а Иерихон – это земной, материальный мир. Здесь Иерусалим означает восхождение, подъем, а Иерихон означает схождение вниз, падение. Так, из-за своего непослушания Адам был изгнан оттуда, где были вечные счастье и радость, и сошел в этот мир, в земную жизнь, к разбойникам, а кем, как не демонами ада, могли быть эти разбойники? Эти разбойники ограбили Адама, отобрав у него то чувство радости и счастья, которое у него было в раю. Но и на этом они не остановились, они нанесли ему раны, изранили его – это означает, что они швырнули его в бездну тяжких грехов, потому что как рана разрывает тело, точно так же и грех ранит человеческую душу.
Священник, который прошел мимо израненного человека и не проявил никакой жалости к несчастному, это священник старого, ранее действовавшего закона, священник Ветхого Завета, который не мог ему помочь – не мог спасти, ибо не имел в себе Божиего дара милости. Вот почему в полном смысле этого слова он и не мог называться священником, потому что милости и истине, что принес нам Господь Иисус Христос, еще только предстояло раскрыться. Моисей, и Аарон, и иудейские первосвященники не могли спасти мир от рабства этих разбойников – демонов ада. Левит, который проходил мимо вслед за священником и который поступил таким же образом – оставил раненного человека там, где он лежал, – был пророком Ветхого Завета, который не мог помочь человеку, то есть спасти его.
Обязанность православного священника
И вот к тому месту, где лежал человек, приблизился некий самаритянин, который в это время совершал путешествие (здесь «путешествие» означает «миссию, миссионерство»). И когда он увидел этого израненного человека, то сжалился, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, затем посадил его на своего осла и отвез в гостиницу. Здесь он передал этого человека хозяину гостиницы и заплатил два динария. Он отдал их хозяину гостиницы, говоря ему: «Позаботься об этом человеке, а если потратишь на него хоть сколько-нибудь больше, я, когда приеду снова, отдам тебе, что ты потратил» (Лк. 10: 35). Кто же такой на самом деле этот милостивый самаритянин?
Сегодняшние христиане все еще не ощутили вкус, да и не хотят отведать целительного учения нашей Церкви Спасителя. Через почти две тысячи лет высшая жертва, которую Сын Божий принес на Голгофе ради всего рода человеческого, все еще остается не понятой и не повторенной. Правят человечеством все еще грубые животные инстинкты, тщеславие, напрасные и преступные деяния. Вереница человеческих невзгод и бедствий стала ужасающей из-за отступления человека от учения Церкви, от небесного учения Сына Божиего. Так кому же следует быть первым в том, чтобы учить мир, просвещать его, убеждать подняться из грязи и пыли? Не священникам ли следует быть этими первыми? Вот послушайте, что сказано пророком Малахией: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2: 7). Слышите, какой это великий дар – священство? Заметьте, священник назван вестником, ангелом Божиим. По воскресении Своем наш Господь явился апостолам, и первой заповедью, которую Он дал Своим ученикам, была: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 15–16). Заметьте, самой первой заповедью было не творить чудеса, но проповедовать миру, потому что через неведение совершаются многие тяжкие и ужасные грехи, грехи, которые удаляют человека от Бога.
В Священных канонах говорится, что да оставит того священника, который не проповедует, дар благодати и да будет он лишен сана. Видите, какое суровое наказание было установлено святыми отцами! Итак, как не следует священникам стоять пред алтарем для того только, чтобы показать свои знания, свой голос или свое облачение, так и не следует им стараться доказать, что их умственные способности выше, чем у других священников, но должны они выполнять свою особую миссию, то поручение, которое дал им наш Господь Иисус Христос – слышать Его слово и проповедовать его, учить людей этому слову.
Епископы, священники и диаконы ведут свое духовное происхождение от апостолов – учеников Иисуса Христа, являются их преемниками, получив дар Святого Духа через таинство посвящения в духовный сан путем рукоположения. Через это таинство получают только три вида служения: епископство, священство и диаконство. Те, кто помогает священникам, оказывая им содействие в духовном укреплении людей, – это певчие, супруги священников, пономари, ризничные, алтарники и церковные сторожа. На них лежит очень большая ответственность перед Богом: люди, приходя, сначала разговаривают с ними, и если эти помощники не знают, как говорить, или вводят народ в заблуждение, то горе им и тому храму. Но и все христиане также обязаны помогать Церкви по силам своим.
К сожалению, во многих местах очень недостает духа веры. Все мы знаем, что в Церкви все совершается через Святого Духа. Один из святых отцов говорит, что без Святого Духа нет ни храма, ни проповеди, ни священника, ни богослужения. Потому нам и следует молить Бога, чтобы он посылал роду человеческому людей, исполненных Святым Духом, для научения и строительства при помощи обеих рук: тот, кто проповедует, тот строит одной рукой; но тот, кто и проповедует, и укрепляется через дела добродетельные, тот строит двумя руками. Тот, кто только проповедует и больше ничего, является дурным примером; он одной рукой строит, а другой – сносит построенное. Вот почему нам встречается так много истощенных и бесцельных, то есть не имеющих направления душ. Те, кто только просто приходят в Церковь, и больше ничего, потеряны, потому что следуют своим собственным идеям и представлениям.
Иисус Добрый Самаритянин как Образец любви и милосердия для нас
Эта евангельская притча должна вдохновить нас творить и в нашей сегодняшней жизни дела милосердия и любви. Сам Бог есть любовь. Этот вечный Родник любви создал человека по образу Своему и подобию; следовательно, человек был создан, чтобы быть источником любви. Это самая высокая цель жизни – любовь. Мы должны спросить себя: какой был бы смысл жизни без любви, чем бы были для нас домашний очаг без любви, дружба без любви, кем бы был наш народ или все человечество без любви? Можно ли хоть что-то одно из перечисленного представить без любви? Нет! А если все это без любви ничто, тогда спросим себя, какова же цель этой земной жизни, зачем мы рождаемся и зачем мы живем на этой земле без истинной любви? Вне всякого сомнения, без любви никто бы на земле не родился. Любовь является высочайшей целью нашего существования, и без этой цели все исчезает и даже не могло бы возникнуть в воображении. Некоторые люди задаются вопросом, почему в этом мире существует так много ненависти, так много вражды и так много грехов? Да, существует очень большая нехватка любви в людях, ведущая в результате к страданию; все свидетельствует о том, что утвердилось ненормальное состояние, что червь точит корень любви. А этот червь, направляемый диаволом, это грех! Грех, который разветвился в тысячи и тысячи разновидностей, держит в своих смертельно опасных руках, несущих гибель, весь род человеческий и ведет колоссальную борьбу за то, чтобы истребить любовь, потому что жизнь сражается за любовь.
Иисус Добрый Самаритянин в этот мир пришел, чтобы восстановить любовь как самую великую необходимость жизни. Он сказал: «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15: 17); и еще в другом месте: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44); «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк. 6: 27). Собственно весь Новый Завет, от начала до конца, только о любви. Все святое Евангелие написано в духе любви. На какой бы странице мы его ни открыли, мы чувствуем слова любви – их благоухание, силу, надежду, их целительный бальзам. Что другое могло побудить Сына Божиего, нашего Спасителя, оставить красоту небесную и Своего Отца и прийти к тяжкому кресту страданий, как не любовь, Его высочайшая любовь спасти нас от гибели в вечных муках? Господь так сильно любящий и милосердный, наш Спаситель Иисус Христос зажег на земле огонь любви, и Он хочет видеть его горящим в наших сердцах.
Не ожидайте никаких наград в этой жизни
В этой притче Господа нашего Иисуса Христа можно найти много духовных наставлений, которые учат тому, как соединять милосердие с любовью, поскольку без них нет спасения. Каждому из нас встречаются люди, которые духовно и телесно побиты, раздавлены или потрепаны. Им следует протянуть руку, чтобы спасти их. Вы должны глубоко осознать, что самые ужасные болезни – это болезни духовные. Душа повреждается и страдает больше всего! И наша обязанность – проявлять милосердие и сострадание ко всем этим угнетенным людям, так что, исполненные любви, мы должны взвалить их на свои плечи – даже если после того, как они поправятся, они отплатят нам злом за нашу доброту, как это случается весьма часто.
Не раз бывало, что те, кого наши живущие скудно христиане приютили у себя, безжалостно грабили своих благодетелей. Вот какой удар по христианской любви и милосердию наносит диавол! А с одним бедным человеком раз было и того хуже. Два вора подрались за награбленное, чтобы только кто-то один завладел всем, и вот тот, кто вынужден был уступить более сильному, лежал почти мертвый на краю дороги. Случилось одному христианину проходить мимо. Сжалившись над лежащим и не зная, что произошло до этого, он взял его к себе. Через несколько дней вор поправился. «В награду» же вор убил своего благодетеля и забрал из его дома все, что смог. Вот как вознаграждаются добрые поступки! Так же был награжден и Сын Божий – Добрый Самаритянин, Который пришел по Своему великому милосердию к нам. Мы знаем, как еврейский народ наградил Его – Его народ, для которого Он сотворил столько много добрых дел. Страсти Господни свидетельствуют о том, что они сделали. Вместо того чтобы возлюбить и возблагодарить Его за Его благодеяния, они распяли Его между двумя разбойниками. Он исцелял их раны, но вместо хлеба и вина они дали Ему уксус и желчь; они избили Его плетью и нанесли Ему раны. Многие из исцеленных от ужасных страданий громко выкрикивали: «Распни Его!» Вот как неблагодарные люди отплатили Ему. Многие из нас замечали, что те, кто получил нашу помощь, вскоре ранят нас. Возможно, злом возмещается добро на этой земле.
Испытание и искус
Перед притчей в Евангелии рассказывается, как некий законник подошел к Иисусу, чтобы испытать Его. Как сильно и повсеместно распространен этот грех испытания и искуса в этом мире! Есть люди, которые заинтересованы только в этом. Им хочется знать, что есть в вашем доме, в вашем гардеробе или в холодильнике, что вы едите, где были, кого посещали, откуда вы родом и что вы собираетесь делать. У нашего Господа Иисуса Христа было много искусителей и соглядатаев, но все они сгинули и пребывают в тюрьме ада. Дорогие братья во Христе, остерегайтесь этого ужасного греха, ибо от этого греха происходят другие огромные и неисчислимые грехи. От него начинаются сражения, ссоры, судебные разбирательства и заточение в тюрьму, разногласия и разрывы между супругами, смерть и ад. Эти небольшие грехи искусительства и испытания тянут за собой много ужасных грехов, которые трудно вынести.
«И ты поступай так же»
Рассказав притчу о самаритянине, Спаситель сказал тому законнику: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 37). Это значит, что если мы хотим спасти свою душу и унаследовать Царство Небесное, мы должны проявлять милосердие и истинную любовь к своему ближнему. Нам следует искать и находить тех вдов, сирот и бедных, тех несчастных и больных, которые брошены, чтобы дать им чашку воды, ободрить их, вселить в них надежду, утешить их, поскольку все это великие деяния.
Господь наш Иисус Христос сказал, что следует возлюбить своего ближнего как самого себя. Если бы мы страдали от сильной боли, лежа на больничной койке, оставленные всеми, как были бы мы счастливы, если бы пришел кто-нибудь посидеть рядом, утешая и укрепляя нас. Однако сначала мы должны первыми совершить подобные добрые дела, чтобы, когда будет наша нужда в них, сделаны были они и для нас. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал законнику, чтобы тот проявлял милосердие, помогал и любил своих ближних. И нам Он заповедал делать так же, по нашим силам. Однако, прежде всего, Спаситель заповедует это священникам, потому что тот законник был богословом старого закона, человеком, обязанным следовать закону. Также заповедь эта обязательна для монахов, монахинь, певчих, жен священников, алтарников, а потом и для всех мирян – со смирением, любовью и милосердием.
Живите как Тело Христово
Если мы хотим спастись и быть счастливы, нужно следовать примерам наших предков, первых христиан, которые жили как одна семья. Церковь – это тело Христово, которое должно быть единым, а мы должны быть едины в вере и крещении и не иметь никого, кроме Господа. Чтобы наглядно показать это, я расскажу вам об одном настоятеле монастыря, о котором говорится в Патерике. Этот старец молился Господу, чтобы и в вечности остаться со своими учениками, как и в этой жизни на земле. Его молитва была услышана. Вот из чего он понял это.
В соседнем монастыре был престольный праздник, на который пригласили и старца с его учениками. Старцу не хотелось идти, и он отправил своих учеников одних. Ночью во сне он услышал голос, говорящий ему следовать за своими учениками. Он поднялся и пошел вслед за ними.
Когда ученики были уже на полпути к монастырю, они увидели молодого человека, лежащего возле дороги и плачущего. Они спросили его, что случилось и почему он плачет, и тот ответил: «Я ехал верхом, и моя лошадь сбросила меня и ускакала. Мое тело изранено, и нет никого, кто бы помог мне!» Ученики сказали: «А что мы можем сделать? Мы пешие и спешим, чтобы попасть на праздник». Они оставили плачущего и продолжили свой путь. Некоторое время спустя и настоятель монастыря добрался до этого места. Видя упавшего человека, он спросил: «Разве монахи здесь не проходили, и разве они не видели тебя?» И человек ответил: «Да, какие-то монахи проходили здесь. Но у них не было времени на сочувствие и сострадание: они спешили на праздник». Старец спросил: «Ты можешь хоть как-то идти?» Когда молодой человек ответил, что не может, настоятель сказал, что понесет его сам. Человек спросил: «Как же ты понесешь меня?! Не лучше ли было тебе просто помолиться обо мне?» Но настоятель не мог оставить его; он взвалил его к себе на спину и отправился в путь. Сначала он чувствовал всю тяжесть ноши, но потом этот святой старец с изумлением заметил, что ноша становится все легче и легче. Вдруг человек, которого он нес спине, исчез, потому что это был ангел Божий, а настоятель услышал голос, говоривший ему: «Вот, ты молишься о том, чтобы ученики твои были с тобой в Царствии Небесном. И Бог показал тебе, чему ты должен учить их для этого – поступать так же, как ты поступаешь, трудиться тем же тяжелым трудом, каким ты трудишься. И тогда будут они с тобой и в вечной жизни!»
Слышите, ангел возвестил настоятелю, чему тот должен обучать своих учеников! Необходимо, чтобы этот совет вошел и в наши сердца, дорогие братья во Христе, и в них должна зажечься любовь Божия. Так что мы должны стараться быть истинно милосердными самаритянами, которые всегда готовы протянуть свою руку всем страждущим и пребывающим в нужде в этом мире. Нам следует поступать так, как мы хотим, чтобы другие поступали по отношению к нам. Давайте проявлять милосердие, любовь и терпение к каждому, кто нуждается, ибо возможно однажды наступит наша очередь лежать беспомощно с болью, и захочется нам, чтобы и нас принял какой-нибудь милосердный, добрый и любящий самаритянин.
С каждым днем мы все ближе подходим к последнему дню своей жизни, вот почему нам следует делать все, что нужно, для нашей души.
Перевел с английского Сергей Дворянинов