Церковь вмч. Димитрия Солунского в Велико-Тырнове. 1187 г. |
Книжная Тырновская школа, основанная преподобным Феодосием Тырновским, всегда привлекала внимание ученых как культурно-исторический феномен. Они отмечали многосторонность ее деятельности, разнообразие научно-культурных ее аспектов при единстве духовного направления. Это и книгописание, и новые переводы книг, и православное просвещение через создание религиозных училищ. Важнейшее направление деятельности – введение так называемой «архаизирующей» реформы церковнославянской письменности, по сути являвшейся средством сохранения духовной и языковой чистоты. Реформа противостояла духовному оскудению, обмирщению культуры и ориентировала научно-литературную мысль исключительно на святоотеческие образцы.
Поражает обилие духовно-культурных плодов, которые принесла Тырновская школа за сравнительно короткий период своего существования. Они заключаются, прежде всего, в формировании таких гениальных личностей, какими были патриарх Евфимий Тырновский, святитель Киприан Московский и другие знаменитые воспитанники школы. Они не только усовершенствовали в ней свое научное образование, но и в полную меру раскрыли дарования духовные, полученные ими от своего наставника преподобного Феодосия, и достигли святости. Главным же плодом деятельности Тырновской школы было сохранение в чистоте и неприкосновенности православного вероучения и обрядов церковных.
Известно, что плоды и результаты деятельности не появляются без соответствующей подготовки и воспитания самих деятелей. Воспитание и передача духовных знаний от опытных старцев-наставников своим ученикам велась во всех духовных исихастских центрах, возникших под руководством и влиянием преподобного Григория Синаита. По их образцу и в соответствии с исихастскими принципами дело образования было поставлено и в школе преподобного Феодосия Тырновского.
Исихазм – это учение Церкви о пути обожения Святым Духом и аскетико-мистическое церковное предание, дающее верные деятельные средства для восхождения к Богу. Поэтому исихастские школы были в первую очередь школами подвижничества, а образовательный процесс ставил основной целью научение правильной жизни в Церкви Христовой, что принципиально важно для достижения спасения.
Именно на выполнение высшей духовной миссии – на воспитание человека для Царствия Божия и обучение его науке о стяжании благодати Духа Святого – был направлен весь образовательный процесс в Тырновской школе. И если внимание исихастов всегда было обращено на «исследование писаний» как верного руководства ко спасению, то Тырновская школа занималась словесным творчеством преимущественно: активно проводились ученые филологические занятия – составление, редактирование, перевод книг при тщательном следовании высоким образцам церковной письменности. Большое внимание уделялось эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова – важнейшего средства прославления Бога и просвещения людей.
Безусловно, весьма важно знать, каким же образом был поставлен учебный процесс в Тырновской школе, каковы были ее методология и методы. И хотя исторических документов по этому вопросу весьма немного, но у нас есть духовное наследие, жития и творения святых отцов-исихастов – Григория Синаита и его учеников, среди которых был и преподобный Феодосий Тырновский. В этих источниках заключается немало сведений о духовных принципах, лежавших в основе исихастского школьного образования.
Итак, в 1349 году преподобный Феодосий Тырновский, получив поддержку царя Иоанна Александра, которому он изложил свой план создания исихастского образовательного центра, основал неподалеку от Тырнова, на Килифаревской горе, монастырь. К преподобному сразу же потянулись с разных концов страны желавшие научиться спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. В основном это были люди знатного происхождения, с хорошим светским образованием, стремившиеся и к высшему духовному просвещению. Довольно скоро около преподобного Феодосия собралось до 50 учеников. В дальнейшем, как указывают исследователи, школу преподобного Феодосия Тырновского прошли около 460 учеников[1].
В 1371 году святой Евфимий перевел Тырновскую школу в монастырь Святой Троицы возле Тырнова. Здесь это училище стал высшей школой богословской мысли и одновременно замечательным центром книжности.
Таким образом, в своей церковно-просветительной деятельности преподобный Феодосий Тырновский стал организатором целой научно-богословской школы, основанной на исихастских принципах и правилах. Основанием ее учебно-воспитательного процесса как средства для духовного возрастания учеников являлись, по словам архимандрита Горазда, «глубокое влечение к подвижнической жизни в духе и силе исихазма, а также высокий литературный талант»[2].
Преподобный Феодосий в короткое время превратил свой исихастский монастырь в крупный просветительный центр, где развивалось как исихастское духовное делание, так и вытекающая из исихастского образа мышления богословско-философская, историческая и филологическая мысль.
Сам преподобный Феодосий был ученым переводчиком, церковным проповедником и сведущим богословом. Под его редакцией во второй половине XIV века был составлен большой монашеский сборник слов и поучений – своего рода энциклопедия знаний, необходимых исихасту. Сборник хранится в рукописном отделе Софийской народной библиотеки под № 672[3].
Преподобный Феодосий не только способствовал духовно-интеллектуальному возрождению болгарского народа в эпоху царя Иоанна Александра, но и оказывал непосредственное сильное влияние на церковную и государственную политику того времени. Смело обличал он ереси и расколы, грубый племенной национализм, на церковных соборах отстаивал чистоту вероучения и единство Православия. Сама личность преподобного Феодосия символизировала крепость веры и благочестие, а оставленное им духовное завещание, в котором кратко излагались исихастские учение, главные принципы и правила подвижничества, стало символом всех исихастов. На этих принципах сформировалась методика учебного процесса в Тырновской школе, именно они лежали в основе всей ее многополезной деятельности и образа жизни учеников.
Рассмотрим эти принципы и правила.
Во-первых, хранить и соблюдать христианские заповеди, и прежде всего «величайшую родовую заповедь» о памяти Божией, или, что то же, об умном делании через умную Иисусову молитву. «Память о Боге монах должен иметь вместо дыхания, – наставляют исихасты. – Память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей»[4] и отсекает все душевредное. Имя Господа Иисуса Христа нужно «носить в уме, в сердце и в устах», чтобы с Ним «и дышать, и жить, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить»[5].
Молитва всемерно помогает не только приобретению добрых душевных качеств, но и усвоению знаний: она, по словам отцов-исихастов, «причина дарований, тайное преуспеяние, просвещение ума»[6]. «Умного делания не оставлять отнюдь» – вот важнейшая заповедь преподобного Феодосия ученикам[7].
Заповедь о памяти Божией лежит в основе всего исихастского духовного пути. Она относится к определяющим и основополагающим моментам учения.
Второй принцип – исповедовать и хранить в чистоте веру православную и благочестие.
Третий – помнить о смерти и Страшном суде Христовом.
Четвертый – бороться с греховными страстями через деятельные добродетели, и в первую очередь через послушание, отсечение своей воли, нестяжательность, воздержание, пост, молитвословие, бдение. Послушание – вот главное условие христианского подвига, «малая и вместе великая и кратчайшая лествица, возводящая к совершенству»[8], по учению исихастов. Истинный послушник должен отсекать свою греховную волю перед духовным руководителем, иметь к нему искреннюю веру, не прекословить и не спорить, а также пребывать с другими послушниками во взаимном послушании и единомыслии. Воздержанием же от сна, пищи и телесного покоя подвизающийся приобретает сокрушение сердечное, без которого невозможно стяжать благодать обожения.
Пятый принцип – необходимо точно и искренне исповедовать каждый день свои помыслы перед духовным руководителем, как перед Самим Богом, а также постоянно мысленно исповедоваться Господу[9].
Шестой принцип – как можно чаще причащаться святых Христовых таин, поскольку через таинства церковные сообщается человеку благодать Божия.
Седьмой – «истинствовать», по выражению исихастов, «в деле и слове»[10], а это значит, прежде всего, правильно относиться к словам, от которых человек «осудится или оправдится» (Мф. 12: 37). Истинствовать – значит не лицемерить, не лукавить, не празднословить, «удаляться клеветы, гнева и ярости, памятозлобия и зависти», как разъясняет преподобный Феодосий Тырновский[11]. Этот универсальный жизненный принцип исихастов побуждал их сберегать дух переписываемых и переводимых книг и при осуществлении «книжной справы» не отклоняться от русла общецерковной традиции. Исихасты всячески старались блюсти и «букву», то есть словесную форму выражения, как надежное и совершенное средство точной передачи христианских догматов, нравственных законов и святоотеческой душеспасительной мысли.
Школа письменности и словесности была органичной частью исихастской школы подвижничества, своего рода «духовной мастерской»[12]. В соответствии с заповедями наставников-исихастов, ученики усердствовали в стяжании терпения и смирения, в богомыслии, душеполезном чтении, псалмопении. Псалмопению и исследованию богодухновенных книг исихасты придавали особое значение, поскольку слова Священного Писания содержат в себе великую очищающую и просвещающую благодатную силу. Тырновские ученики, опытно дознавшие это, все внимание употребляли, чтобы избежать ошибок и искажений при его переписывании.
Внимание, «собирание себя воедино»[13] – это присущий исихастской традиции важнейший метод духовного делания, он тесно связан с непрестанной памятью о Боге и умной молитвой. Исихасты придают вниманию человека решающее значение, потому что именно в перераспределении внимания с Бога на чувственный мир заключался самый существенный момент грехопадения первых людей. В них произошла, так сказать, ценностная переориентация, последствиями которой был сам грех и извращение человеческой природы. Люди вдруг обнаружили себя и окружающий мир находящимися вне благодати Божией, а диавол получил власть и возможность, прежде всего, колебать мыслительную силу человека, воздействовать на него и его внимание и удерживать его в этом состоянии – вне Бога. Вот почему исихасты так настаивают на обратном процессе – перераспределении внимания от греховного, чувственного мира на мир Божественный. И ум, и внимание человека должны быть в Боге и в предметах Божественных.
Сосредоточивать внимание, «держать ум» в богодухновенных словах ученикам помогал сам процесс списывания и перевода книг, в то же время учащиеся имели возможность глубже усвоить духовное наследие, поскольку такая работа производилась ими медленно и вдумчиво.
Метод дословного перевода, калькирования, который применялся в Тырновской книжной школе, также был характерен для исихастской духовно-культурной традиции в целом. Его применение связано, с одной стороны, с почитанием высоких духовных образцов, а с другой – являлось исихастским «художественным» приемом сосредоточения внимания на сложных и непривычных оборотах речи, что препятствовало блужданию ума. Духовный подвиг, труд, напряженная работа мыслительной силы души была необходима, чтобы прочитать текст, выполненный в стиле «плетения словес». Также и высокая изобразительная культура, присущая исихастским рукописям, и в частности творениям Тырновской школы, – это не дань внешней красивости, а внутренняя духовная потребность создавать из письменного произведения глубоко символичный образ.
Заложенное в человеке Богом чувство прекрасного и изящного должно получить в душе подвижника спасительное, безгрешное направление. Страстные силы души должны не умерщвляться, а преображаться, освящаться, «обогащаться благим»[14] и направляться на служение Богу – вот важнейшее положение исихазма. В силу этого исихасты всемерно стремились развить в человеке его творческие способности для созидания в синергии с Богом. В этой спасительной установке кроется причина столь результативной деятельности Тырновской книжной школы.
Воспитанники Тырновской школы патриарх Евфимий и митрополит Киприан стали главными духовными преемниками и продолжателями дела преподобного Феодосия. Патриарх Евфимий Тырновский «произвел целый переворот в церковной жизни и в образовательных сферах Болгарии», укрепил религиозно-национальное сознание своих соотчичей и православных народов других славянских стран. Святой Евфимий явил будущим поколениям православных деятелей высокий образец подвижнического служения Слову. Святителю Московскому Киприану Господь судил много потрудиться для распространения исихастского просвещения на Руси и для ее духовно-политического укрепления.
В заключение еще раз отмечу, что обилие духовных плодов Тырновской книжной школы связано с правильными исихастскими, святоотеческими установками, заложенными в основу учебно-воспитательного процесса и использовавшимися в качестве его методов. Общей методой было учение исихазма в целом и его духовная традиция, направленная на спасение человеческой души и достижение обожения.
Доклад прочитан на богословской конференции «Исихастская традиция и современная церковная жизнь», прошедшей в рамках Недели православной книги (6–12 сентября 2010 г.) в г. Варне (Болгария).
[1] Нестор (Крыстев), архимандрит. Преподобный Феодосий Тырновский и его ученики: К 600-летию со дня кончины // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 7. С. 51.
[2] Горазд, архимандрит. Търновската книжовна школа като проссветен център през. XIV в. // Търновска книжовна школа. София, 1974. С. 469.
[3] Богданов И. Тринадесет века българска литература. София, 1983. Ч. 1. С. 132.
[4] Григорий Синаит, преподобный. Творения. М., 1999. С. 12, 97, 124.
[5] Добротолюбие. Т. 5. М., 1889. С. 314.
[6] Умное делание. Издание Валаамского монастыря, 1936. С. 237.
[7] Житие, или Жизнь, преподобного Феодосия, иже в Тырнове постничавшего, ученика сущее блаженного Григория Синаита. Списано святейшим патриархом Константина града кир Каллистом // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1860. Материалы славянские. Кн. 1. Разд. 3. Л. 11.
[8] Григорий Синаит, преподобный. Творения. С. 60.
[9] Там же. С. 115.
[10] Добротолюбие. Т. 5. С. 318.
[11] Житие, или Жизнь, преподобного Феодосия… Л. 11.
[12] Соколов И. Житие Григория Синаита, составленное Константинопольским патриархом Каллистом // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 136. СПб., 1900. С. 70.
[13] Добротолюбие. Т. 5. С. 347.
[14] Святогорский Томос // Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. С. 188.