Тюменский муфтий Фатых Гарифуллин провозгласил, что на нынешний праздник Курбан-Байрам, 16 ноября, мусульман надлежит пустить для празднования в православные храмы. Логика весьма простая: по будним-де дням в них маловато прихожан. «Я еще раз говорю: может быть, не совсем это корректно, красиво и недипломатично, но, тем не менее, я хочу сказать: у вас 800 церквей, которые практически пустуют, а мусульмане стоят на улице мерзнут» [1].
Ну и чем, строго говоря, эта коллизия отличается от той, квартирной? У квартиры есть собственник, но и у храма он тоже есть. И логика строго та же: «Все отнять и поделить». Цитируемого персонажа, надеюсь, все узнали.
Нам к этой логике не привыкать стать. Китайцы давно уже переживают о том, что простаивает практически пустая Сибирь, за счет которой можно замечательно решить территориальные проблемы Китая, с уст отдельных западных политиков слетают высказывания о том, что Россия уж слишком эгоистически единолично владеет всякими полезными ископаемыми. Впрочем, не станем отвлекаться, воротимся к делам внутренним. Если они, конечно, взаправду внутренние, о чем речь пойдет ниже.
Хотелось бы счесть демарш муфтия экстравагантностью данного конкретного лица, но не вполне получается. Во-первых, лицо хоть и конкретное, а вполне официальное, а во-вторых, инициативу бойко поддержали московские единомышленники. (В приведенной цитате о восьмистах храмах речь, понятное дело, тоже не о Тюмени). А соответствующая петиция направлялась не кому-нибудь, а главе Русской православной церкви. Так что отнести всю коллизию к области курьезов и анекдотов не получается при всем желании.
При ближайшем рассмотрении обнаруживается ряд моментов, самое меньшее, интересных. Не станем здесь вдаваться в религиозные тонкости и много говорить о том, что на Курбан-Байрам режут баранов, между тем как в стенах православных храмов может совершаться лишь бескровная жертва, о том, что православие не приемлет экуменизма (в данном случае недопустимы ритуалы представителей иной веры там, где служится литургия), хотя обо всем этом муфтий Гарифуллин должен был бы быть осведомлен, выдвигая свои инициативы. Впрочем, несомненно, и был, но к этому мы опять же еще вернемся. Но помимо интересных лишь православной аудитории разговоров об экуменизме и бескровной жертве, есть то, что должно затрагивать уже все общество. Подчеркивая необходимость приспособить церкви для временных нужд мусульман, муфтий заявил, что «у мусульман запрещено идолопоклонство, нельзя обращаться к изображениям, к крестам», поэтому иконы в храмах, буде оные предоставлены, придется «завесить». Итак, словом «идолопоклонство» публично оскорблена титульная религия страны, патриотом коей муфтий себя, как выяснилось, позиционирует. Далее (и это прецедент) представитель другой религии впервые публично покушается на православные святыни не на нейтральной светской территории, а на православной. Момент весьма значимый.
Конечно, «завесить» — не значит разбить или сжечь, но так ведь и пустить гастарбайтеров жить в своей квартире не означает непременно их в ней прописать. Но расстояние от проживания до прописки укорачивается, укорачивается и расстояние от «завесить» до сжечь. Многоходовка видна взглядом невооруженным. Если «пустующий» храм все равно иногда предоставляется мусульманам, то отчего бы попросту не переделать его в мечеть?
Гарифуллин держится очень уверенно. Он знает о неприемлемости своей идеи для православных, но его это волнует весьма мало. Такая ходьба в чужой монастырь со своим уставом может проистекать только от немалой убежденности в том, что обломится не одно, так другое.
Кстати, о монастыре и уставе [2]. Опять же в нынешнем сентябре Гарифуллин высказался о том, что открытие новых православных монастырей должно быть оценено негативно.
Монастыри, оказывается, подрывают демографическую ситуацию в стране. (Неувязочка между тем: если монастыри наносят такой сокрушительный удар по демографии, каким же образом тогда «пустуют» церкви?) Но ходить в чужой монастырь со своим уставом, оказывается, хорошо и правильно, если хождение совершает представитель религиозного меньшинства.
Впрочем, меньшинства ли? Недавно поднятый (и уже весьма болезненно аукнувшийся) вопрос о строительстве новых мечетей в Москве ставит нас перед фактом, что тысячи мусульман вынуждены совершать намаз на улице. Однако, как справедливо заметил один священник, проверка документов показала бы, что большая часть религиозно неустроенных пребывает в столице временно. Добавлю — зачастую и незаконно.
Следовательно мы имеем в действительности дело не с неудобствами нынешнего населения Москвы, а с неудобствами ее, так сказать, будущего населения, если, конечно, такое будущее нас устраивает. И это первая причина, по которой вопрос о мечетях не является сугубо внутренней проблемой. Есть и вторая. С каждым днем все громче звучит мнение, что мечеть и медресе в Текстильщиках (против строительства которых так отчаянно протестуют сейчас местные жители) финансируются из-за рубежа. А из чужих пределов, как известно, ничто и никогда не проплачивается за красивые глаза. Какие цели может преследовать Саудовская Аравия [3], вмешиваясь в баланс российских межрелигиозных отношений и тем самым его расшатывая?
И как-то оно все плохо склеивается с патриотическими разглагольствованиями, на кои горазды некоторые желающие поделить площадь культовых «помещений» по справедливости.
Религиозный мир в стране необходим. Но призывы к нему не должны служить прикрытием процессов экспансии, закрывать глаза на которые по меньшей мере неблагоразумно.
всякая религиозная война рано или поздно переходит в гражданскую. мы уже за той гранью, когда говорят о толерантности. Сохранить христианскую самоидентификацию и по возможности проповедовать христианство!
Святые Страстотерпцы, молите Бога и помогите перенести предстоящую скорбь - не к поражению, а к наущению!
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.
По праву сильного, произведя насилие, турки его захватили и сделали якобы мечеть. Это насилие их религия значит одобряет.
С сербами тоже не церемонились.
Иллюзий по поводу их методов нет, если имеют превосходящую силу - осуществляют захват.
Нравственная аргументация, выраженная св. Евстафием, может быть сведена к тому, что учение о боге Мухаммеда, известного своей нечестивой, с христианской точки зрения, жизнью, богохульно ставить наравне с учением о Боге святых пророков и Самого Господа.
Интересно,на основании чего он сделал такие выводы?!
Согласна с уже прозвучавшим мнением о том,что наши батюшки мало высказываются о проблеме мигрантов(точнее о том,какие они нам доставляют проблемы). Понятно,что высказываться по этому вопросу очень тяжело,т.к.это непременно вызовет истерику у многочисленных наших "правозащитников" и либералов,но всё-таки нужно,нужно говорить.От кого же ещё можно услышать здравую оценку происходящего? Лживые политики так и будут кормить нас сказками о толерантности как высочайшей добродетели.
Спаси Господи!
про толерантность: согласна, кроме того она однобокая какая-то, православные ДОЛЖНЫ терпеть и понимать, а все попытки защитить и "продвинуть" хоть как-то свои убеждения расцениваются как религиозный экстремизм. Этому нужно противодействовать и по-одиночке, и приходами, и епархиями
Всем помощи Божией во всех благих начинаниях!
Ресин сказал "Если люди не одобряют этот проект, то там ничего не будет".
В Текстильщиках местные жители против мечети, но гостям-мусульманам на это плевать.
Им разрешили трансляцию, им разрешают резать баранов в общественных местах, им разрешают все на КАНОНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
В прошлое воскресенье в нашем храме присутствовали два странных человека с характерной щетиной.
Стояли, озирались. Попытались разок перекреститься. Не получилось.
Потом быстро ушли. Впечатление такое, что приходили на разведку.
Дорогие братья и сестры! Мы же не отдадим свои храмы на поругание, правда?
только у Господа, Божией Матери и Угодников Божиих. Они то точно услышат наш стон в противовес теперешним "хозяевам страны", иногда присутствующим в храмах и принимающим благо-
честивый вид, а на деле пособствующим уничтожению и уничижению
православных.Верой и молитвой должны мы быть сильны,общая соборная молитва просто необходима.Это сокровенно, но хочу поделиться "малым щитом" молитвы за Россию.
Страстотерпче и мучениче Царю Николае, все Царственные мученики,все Новомученики и Исповедники Российские и все святые в Земле русской просиявшие в купе с Пречистой Божией
Матерью - умолите Господа Вышняго о Святой Руси,о Матушке России, о Земле ея Кормилице и о чадех ея заблудших.Дабы восстали все на пути правы, прилепились бы ко Господу всем сердцем,всем помышлением, всей крепостью своею до скончания века; дабы умудрились, обелились и очистились от всякия нечистоты и скверны пред Господом и возопили в покаянии о спасении; дабы устояли, укреплялись и процветали во святой вере православной-в ней же одной утверждение;дабы спастись России и нам грешным.
Они все едут к нам на заработки, им не хватает мест для молитвы в мечети (всего пару раз в году по большим мусульманским праздникам, в будни там практически безлюдно). А православные храмы пустуют (также в будни, но не каждое воскресенье, которое для православных - еженедельный праздник).
Но, если они все приехали к нам на заработки, значит у них на Родине мечети тоже пустуют (не только по будням, но и по большим мусульманским праздникам). Они же все у нас в Москве, мёрзнут на улице, коленопреклонённые. Так в чём проблема? Вернитесь к себе на Родину. Трудитесь, рожайте деток, молитесь в мечетях, которые без вас сиротливо пустуют. Работы нет? Жить не на что? Но разве не об этом вы мечтали, завоёвывая свой СУВЕРЕНИТЕТ? Не смогли предусмотреть последствия?...
...Но у вас же остались заводы, фабрики, производства, созданные в советское время русскими мальчиками и девочками, направленными к вам по распределению после институтов поднимать братские республики. Не можете сами себя огранизовать? А вы напрягитесь. Неужели вы не патриоты? Пока вы штурмуете Россию, ваша собственная Родина приходит в запустение и чахнет. Ваши дети вам этого не простят.
Есть ещё один вариант. Для христианина ближний - тот, кому нужна твоя помощь. Русские мальчики и девочки снова поедут к вам укреплять ваш СУВЕРЕНИТЕТ, если у вас и ваших глав государств хватит мудрости и доброй воли сделать правильные выводы из всего, что произошло за последние 20 лет после распада СССР.
Вот о чём нужно говорить на всевозможных саммитах, а не просто улыбаться солнышку на небе.
На ответ наших светских лидеров надеяться не приходится, вашингтонский обком не велит. Но где твердый отпор православных иерархов? Опять проглотим. Бездейственность властей (всех) рождает чувство безнаказанности у тех, кто творит беззаконие с одной стороны, и чувство покинутости, заброшенности у нас, большинства русского православного населения. А это рождает экстремистские группы. А что прикажете делать подросткам из большинства семей русской глубинки, получить хорошее образование теперь (а не при проклятом социализме) нет возможности, далее получить нормальную работу тоже. Вот и рождаются кандопоги, где все светские учреждения продажны, все куплено выходцами с Кавказа. А при очередном теракте даже намекать на кавказский след вашингтонский обком не велит. Я верующий православный человек, живу в Казахстане. Даже не смею надеяться переехать в Россию, там мы , русские не нужны, там нужны горячие парни с Кавказа.
мусульмане признают тольько силу, не должно быть в вопорсах веры ни каких послаблений, ни на милиметр! А иначе потеряем все и за очень короткий промежуток времени. Нужны условия при которых иноверец всегда должен себя чуствовать гостем, уважаемым, но гостем. А по хорошему, то должна проводится работа с ними по принятию православия! И этим должно также заниматься государсто.
Надо открыто говорить про это, иначе на наших глазах Москва привратится в исламский город. Как это было с Константинополем - Стамбулом. Там тоже со строительства мечетей для приезжих мусульман начиналось.
Спасибо!