14 января 305 г., во время гонения Диоклетиана, были арестованы пять первых мучеников в районе горы Синай и Раифа.
Согласно преданию, св. царица Елена посетила Синай в 330 году. Она построила здесь храм у Неопалимой Купины и башню, в которой могли бы укрываться монахи при набеге кочевников.
Очень быстро Синай, наряду с Палестиной и Египтом стал одним из крупнейших центров монашества. Сначала монахи и христиане Синая были под омофором епископов Фарана и епископов Айлы, - первым из них упоминается Пётр, один из отцов I Вселенского собора.
Первый епископ Синайский – Макарий, упоминается в середине V века. В начале этого же столетия просиял преподобный Нил Синайский, один из известнейших аскетических писателей. Он также составил повесть о разорении горы Синай сарацинами, - память пострадавших тогда преподобномучеников, в Синае и Раифе избиенных, Православная Церковь отмечает 14 (27) января.
В 530 г. святой император Юстиниан Великий приказал построить мощные крепостные стены монастыря, направил воинский гарнизон для защиты монахов и переселил на Синай двести семей из Понта и Александрии для защиты и обслуживания монастыря. Эти постройки сохраняются до сего дня, равно как и потомки переселенцев, которые образовали бедуинское племя джабалия.
В начале VII века главой Синайского монастыря был преподобный Иоанн Лествичник. По просьбе Раифских иноков он составил книгу «Лествица», которая стала настольной книгой всех православных монахов последующих времён. В ней он успешно систематизировал и проанализировал святоотеческий опыт духовной жизни, - 30 бесед о 30 ступенях духовного возрастания повествуют о главных страстях, которые препятствуют христианину на пути к Богу и о главных добродетелях, приобретаемых на этом пути.
В том же столетии из Синайской обители происходил ещё один великий богослов и отец Церкви – преподобный Анастасий Синаит, который также был настоятелем обители и активным противником монофизитов и монофелитов.
В середине этого столетия происходит важное и печальное событие для Синайской Православной Церкви – мусульманское завоевание, целью которого была исламизация синайских арабов, как тех, которые были язычниками, так и тех, которые были христианами. Основная масса синайских христиан, живших в оазисе Фаран, была таким образом переведена в ислам, - хотя и не все. Мусульмане также захватили и саму святую гору. Монахи этот акт определили как "разорение" и "осквернение" святого места, однако, видимо, главный монастырь-крепость остался невзятым.
В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь, и Синайский игумен-епископ стал также епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла и Раифская епархия. К началу VIII века все православные христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией Синайского архиепископа.
В начале IX века игуменом Синайской обители был преподобный Филофей Синайский, автор ряда аскетических творениий, вошедших позднее в «Добротолюбие».
После захвата в 1099 г. латинянами Иерусалима и поставления латинского патриарха Иерусалимского, Синайскую гору подчинили митрополиту Петрскому. Присутствие крестоносцев в некотором отношении благоприятно сказалось на судьбе архиепископии в XII-XIII веках, поскольку под их защитой паломники могли безопасно приходить на Синай, и их число существенно увеличилось. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.
В начале XIV в Синайском монастыре подвизался великий духовный писатель того времени преподобный Григорий Синаит, автор многих книг о духовной жизни, - здесь он принял великую схиму.
В этом же столетии начинаются контакты с Русью – в 1390 г. из Синайской обители в дар великим князьям Московским была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенском соборе Кремля.
В XIV веке в Синайскую архиепископию кроме главного монастыря входило ещё свыше десятка больших монастырей, которые были уничтожены в 1400 г. во время нашествия войск правителя Египта Малик-Тахара, - тогда смогли уцелеть только главный монастырь св. Екатерины и монастырь в Раифе.
В то время, когда престол Иерусалиме был занят латинянами, и Иерусалимские православные патриархи вынуждены были жить в Константинополе, их отсутствием и вынужденным отрешением от дел, воспользовались Александрийские патриархи, которые распространили свою юрисдикцию на ряд территорий Иерусалимского патриархата, в том числе и на Петрскую митрополию, включавшую Синайскую епископию.
В 1430-е годы, при императоре Иоанне VIII Палеологе патриарх Иерусалимский Иоаким вступил в переговоры об этом с патриархом Александрийским Григорием, и тот дал грамоту с обещанием, что впредь будет воздерживаться от епархий Иерусалимской патриархии.
В 1450-е годы епископ Синайский Иоаким I подал Иерусалимскому патриарху просьбу об уходе на покой, но патриарх не принял ее, а посоветовал ему снова принять епископию; тогда синаиты послали делегацию к Константинопольскому патриарху свт. Геннадию Схоларию, спросить об этом. Святитель подтвердил, что без признания его правящего патриарха, отречение епископа от архиерейства не имеет никакой силы и порекомендовал без сомнения относиться к Иоакиму как к епископу.
Последующие Александрийские патриархи продолжили притязать на Синайскую епископию и другие епархии, распространяя на них свою власть. Это стало причиной ещё одного разбирательства между Александрийским и Иерусалимским патриархами в 1484 г., когда патриарх Александрийский Марк дал грамоту об отказе от притязаний.
Но впоследствии эта проблема снова всплыла уже в XVI веке, и спор между патриархатами длился более полувека, начиная с 1521 г. и кончился лишь в 1575 г. когда в Константинополе четыре патриарха разобрали дело и Александрийский окончательно отказался от Синайской епископии и других епархий и признал за ними юрисдикционные права Иерусалима.
В 1510-1540 гг. для Синайского монастыря было трудное время, так что некоторые источники даже называют его в это время опустевшим. Но и в эти нелёгкие годы здесь теплилась монашеская жизнь – настоятелем был игумен Иоаким II Влах, пришедший сюда с учениками украинского и румынского происхождения.
В 1545 г. Синайским епископом стал Макарий, человек дурной жизни, который вызвал большое недовольство и соблазн среди синаитов. Два года спустя три патриарха лишили его сана, и, из опасения новых раздоров на Синае, определили, чтобы монастырь управлялся простым игуменом. Двадцать восемь лет Синайская кафедра из-за этого пустовала, пока в 1575 г. синаиты не послали делегацию в Константинополь и там, по общему решению патриархов, было решено, чтобы снова Синайский игумен был архиереем. Был избран и рукоположен в архиепископа Синайского Евгений.
Евгению преемствовал Анастасий, а в 1592 году, после кончины архиепископа Анастасия, случилась между монахами распря о том, кто должен быть его наследником. Патриарх Александрийский Мелетий решил вмешаться и для примирения предложил своего кандидата - Паисия. Однако синаиты выбрали Лаврентия, который, самочинно получив рукоположение от неких двух епископов, выгнал Паисия и сочувствующих ему монахов. За это синайские монахи были заключены под епитимию патриархом Мелетием.
Кроме указанного, были и другие неприятности. В письме, датированном 1599 г. патриарх Мелетий сообщает патриарху Антиохийскому Иоакиму, что архиепископ Синайский Лаврентий дошел до объявления себя униатским архиереем, отрекшись от православной веры ради ежегодного получения от папы трехсот флоринов.
Вскоре по решению патриархов Лаврентий был осуждён, и тогда, признав свою ошибку, в 1600 г. он просил прощения у патриархов Константинопольского, Антиохийского и Иерусалимского, а потом и у Александрийского. Ему было даровано прощение и восполнена неканонически полученная хиротония.
Но мир был недолгим. Ещё одной серьёзной причиной раздора Синайского архиепископа с патриархом Александрийским стал вопрос о Синайском подворье в Каире. У монастыря издревле был здесь дом, который монахи использовали для торговых и прочих нужд. Архиепископ Лаврентий устроил в нём храм и регулярные богослужения, не спрашивая позволения патриарха Александрийского. Причём это были богослужения не только для самих синаитов, останавливавшихся в Каире, но и для народа, местных православных.
В 1607 г. Синайский архиепископ обращался с просьбой к патриархам Иерусалимскому и Антиохийскому с просьбой разрешить совершать богослужения на территории Александрийского патриархата, чего, разумеется, не получил. В 1615 г. по решению собора за бесчинное служение в чужой епархии Лаврентий и синайские иеромонахи, служившие на подверье, были запрещены в священнослужении. Чтобы выйти из-под этого, Лаврентий принёс покаяние перед Александрийским патриархом Герасимом и пообещал впредь не устраивать богослужений без его позволения.
Но после смерти Герасима, когда другой Александрийский патриарх, Никифор, уехал в Грузию, синаиты, пользуясь его отсутствием, снова стали служить литургию на Каирском подворье. Это сделал уже преемник Лаврентия Синайский архиепископ Иоасаф, которому с помощью хитрости удалось получить на то разрешение у Константинопольского патриарха Парфения.
Примечательно, с каким возмущением описывает это неканоническое вмешательство Константинопольского патриарха в дело Александрийской Церкви патриарх Иерусалимский Досифей, называя это делом беззаконным: «Ибо какую власть имел Парфений над чужим престолом? и как он не сделался преступником против второго правила II Вселенского собора? Каждый призирает свое» (История епископии святой горы Синая, кн. III, гл. 1).
Бороться с этим беззаконием пришлось Александрийскому патриарху Иоанникию, вступившему на престол в 1645 г., и продолжавшего борьбу десять лет, прежде чем она завершилась его победой - покаянием архиепископа Иоасафа в 1655 г. Этому предшествовало соборное осуждение синаитов, когда в Константинополе патриархи низложили Иоасафа и его иеромонахов, а монахов предали анафеме. После покаяния и обещания не служить самочинных служб в Каире, синаитам было даровано прощение. Разрешение же на службы, выданное патриархом Парфением, было последующими Константинопольскими патриархами признано неимеющим силы.
В 1660 г. Иоасаф умер, и его преемником синайская братия избрала Нектария, однако, оказалось, что в это же время Нектария выбрали также на Иерусалимскую кафедру. Он стал патриархом Иерусалимским, а архиепископом Синайским был избран Анания.
В 1667 г. он вместе с патриархами Антиохийским Макарием и Александрийским Паисием посетил Россию, где участвовал в Московском соборе, низложившем патриарха Никона.
С именем Анании связана самая большая смута, вызванная в Церкви синаитами, по крайней мере, той их частью, что была с ним согласна. Архиепископ Анания был одержим идеей получить автокефалию для Синайской архиепископии. Он приложил к себе титул «блаженнейший», стал служить в патриаршем облачении и перестал возносить на литургии имя Иерусалимского патриарха, кроме того, упразднил совет монастырских старцев и стал править единолично.
По инициативе патриарха Иерусалимского Нектария архиепископ Анания был соборно извержен из сана в 1670 г. В это же время, связавшись с синаитами, патриарх Нектарий узнал, что они сами не поддерживают новшеств Анании и много раз безуспешно просили его прекратить так поступать.
Наконец Анания написал прошение об отставке и в 1671 г. был избран и рукоположен в Иерусалиме новый Синайский архиепископ – Иоанникий. По случаю установления мира патриархами было даровано Анании прощение с правом совершать архиерейские службы с согласия архиепископа Иоанникия. На несколько лет наступил мир.
Сохранилось написанное в 1686 г. архиепископом Иоанникием для русских царей «Описание Синайской горы», из которого следует, что в архиепископию в это время входили, кроме главного монастыря, ещё пять обителей - монастырь святых Сорока мучеников, монастырь святых Апостолов, монастырь в честь Даутской иконы Богородицы, монастырь святых Бессребреников и Раифский монастырь, а также скит святого Онуфрия. Все они были населены монахами.
Архиепископ Иоанникий жил в монастыре, а Анания часто совершал внешние поездки по делам монастыря. В 1680 г. ему, благодаря помощи русского дарителя, удалось создать Синайское подворье в Константинополе, а также получить от Константинопольского патриарха Дионисия грамоту, в которой архиепископ Синайский упоминался как «третий после Охридского и Кипрского» с позволением ему носить таких же одежд. Этот документ Анания использовал для возобновления борьбы за автокефалию Синая, указывая на него как на будто бы признание таковой автокефалии.
Эта проблема вышла наружу в 1687 г., когда случился скандал в отношении Синайского подворья и синаиты указали Констанинопольскому патриарху, что тот не смеет влезать в него, поскольку они автокефальны. За эти годы, как видно, Анания приобрёл немало сторонников среди монахов, а также и в самом Константинополе.
Эти его сторонники-синаиты обратились за помощью к мусульманским властям в борьбе с патриархами, - примечательно, что при этом они ссылались на документ, хранящийся в монастыре св. Екатерины и написанный от имени Мухаммеда, в котором обещается неприкоснновенность монастырю. По рассказу патриарха Иерусалимского Досифея, "синаиты набрались смелости, пошли в диван к визирю и снова заговорили: «Вот святое завещание пророка, где говорится, чтобы никто нас не ограничивал, а следовательно, и четыре патриарха»". Кроме того, синаиты выдвигали ложные обвинения против патриарха Досифея.
В 1691 году Анания был вторично извержен из сана собором,
который возглавляли патриарх Константинопольский Каллиник
и патриарх Иерусалимский Досифей. Также были извержены из
сана его сподвижники иеромонахи Никифор и Косьма, и
отлучены от Церкви монахи Анатолий, Симеон и Серапион. Их
деятельность была квалифицирована как раскольническая.
Также подлежали отлучению и все непоименованные их
сообщники.
Стоит отметить, что всё это время действующий архиепископ
Синайский Иоанникий сохранял поминовение Иерусалимского
патриарха, поэтому он не был подергнут соборному
осуждению, хотя он со своей стороны также принимал
некоторое участие в инициативах Анании, в частности,
выдвинул обвинение против патриарха Досифея, которое
привёз в Константинополь Анания, а затем, в 1694 г. сам
приезжал в Город, чтобы улучшить дела, но не преуспел,
наконец, посылал иеромонаха за поддержкой в Охридскую
архиепископию, но также безуспешно. Возможно, с этим было
связано то, что Иоанникий Досифеем лишён был права
называться архиепископом, но лишь епископом.
Синаиты старались искать помощи для своих целей отовсюду. В 1690 г. Анания обращался к правителю Молдовлахии Константину с просьбой о том, чтобы он склонил патриархов признать независимость Синайской архиепископии. Ещё ранее того, с 1682 г., Анания, посетивший тогда вторично Русь, начал в русских правительственных кругах обсуждать идею передачи Синайского монастыря под покровительство России. В 1687 г. синайские монахи, прибывшие в Москву, привезли грамоту, подписанную Иоанникием и 72 монахами, в которой говорилось: «...вся братия от первых даже до последних приходит к высокому маестату христианнейшему и православнейшему пресветлыя державы царствия вашего, и много иже во смирении поклонение сотворяем и припадаем до лица земли с плачем и многими слезами челом бьем, и приносим и отдаем ту знаменитую и убогую обитель горы Синайския вам, великим государям и великодержавным и пресветлым монархом, да будете, великие государи, тому святому и богопроходному месту строители и обладатели, яко новии и блаженнии вместо царя Юстиниана ктиторы... пришлите от себя иноков в святую обитель, да будут они молиться вместе с нами за вас».
Синаиты получили царскую грамоту о том, что русские цари берут Синайскую обитель «под своё призрение», что выразилось в изготовлении серебрянной раки для мощей св. Екатерины и жаловании на содержание братии. Серебряная рака была доставлена в монастырь в 1691 г. и воспринята монахами как “восьмое чудо света”. Она и сегодня находится в алтаре главного храма Синайской обители.
И хотя в этой грамоте не было речи о переходе Синайской архиепископии в юрисдикцию Русской Церкви, но Иерусалимский патриарх Досифей понял дело именно так (не исключено, что так грамоту представляли на востоке сами синаиты), и в 1691 г. он писал Московскому патриарху Адриану, что передача монастыря Москве есть “вещь и беззакона и посмеяна”. Он указывал на неискренность намерений синаитов, желающих автокефалии, а не пребывания под чьим-либо патриаршим омофором, даже Московским.
Анания так и умер в расколе, а окончательно мир между Синайским монастырём и патриархом Иерусалимским установился в 1696 г., по случаю чего патриарх Досифей восстановил Иоанникия в сане архиепископа.
В следующем столетии снова начинается расцвет обители. В XVIII столетии Синайскому монастырю удалось открыть подворье в Киеве (в 1738 г.), в Тбилиси, в Бессарабии и даже в Турции. Также архиепископия устроила духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. В 1744 г. сгоревшее подворье в Константинополе было восстановлено благодаря деньгам, пожертвованным всероссийской императрицей Елизаветой Петровной.
Во второй половине XVIII века Синайскую архиепископию возглавил Кирилл II (1759-1790), который был очень ревностным и духовно мудрым человеком, весьма украшенным добродетелями. Он посетил много земель в разных странах, для просвещения местных христиан, проповедуя словом и делом, и скончался во время одной из таких поездок, в румынском городе Яш.
Другим выдающимся предстоятелем автономной Синайской Праовлсавной Церкви стал архиепископ Константий I, который возглавлял архиепископию с 1804 до 1830 года, когда он был избран патриархом Константинопольским. Он возобновил храм «Живоначальный источник» в Константинополе, даровал Сербской Церкви автономию в 1831 г., учреждал православные народные школы. Через четыре года Константий вынужден был подать в отставку после того, как его обвинили перед турецкими властями в «русофильстве», и в 1834 г. вернулся к управлению Синайской архиепископией, которой управлял до самой смерти, последовавшей в 1859 г.
Архиепископ Константий - автор знаменитого «Окружного послания Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» 1848 года, изданного в Константинополе и подписанного Патриархом Анфимом VI и другими восточными патриархами и их синодами. Это послание составлено в ответ на энциклику Папы Римского Пия IX и в нём излагается православный взгляд на римо-католицизм.
Продолжались в этом веке и контакты с Россией - в 1860 году Синайский монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал девять колоколов, используемых по сей день.
Литература
Marinescu A. The Hierarch’s Catalogue of Monstery
St. Catherine in Mount Sinai // Etudes Byzantines et
Post-Byzantines. IV. Pp. 267-289.
Жалованная грамота 1689 г. монастырю св. Екатерины на
Синае // Россия и христианский Восток. Вып. II-III. М.
Индрик. 2004. Сс. 434-450.
Материалы для истории архиепископии Синайской горы //
Православный палестинский сборник. Вып. 58. ч. 2. СПб.
1909.
Описание Синайской горы 1686 г. из Российского
государственного архива древних актов // Россия и
христианский Восток. Вып. II-III. М. Индрик. 2004.