'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
На выставке современной иконы «Свет Троицы» в галерее Московского союза художников, что на Кузнецком мосту, представлено более 100 работ лучших московских мастеров: иконы, скульптура, ручное шитье, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Все они сливаются в многоголосую симфонию современного храмового искусства, где, однако, каждый голос слышен и неповторим.
Точка отсчета – молитва и традиция
![]() |
Анатолий Эйтенейер. Богоматерь «Иерусалимская», Богоматерь «Филипповская», Богоматерь «Одигитрия» |
Идея такой выставки, по словам ее организатора протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, родилась как один из рубежей празднования 400-летия храма, которое отмечается в этом году: в 1610 году эта церковь впервые появляется на известном плане Москвы Сигизмунда, а первое летописное упоминание о ней в книгах – три года спустя.
![]() |
«К этому исторически подтвержденному юбилею мы должны были очень хорошо подготовиться, – рассказывает отец Алексий. – Сегодня наш приход организовал несколько экспозиций: это фотовыставка, которая до сих пор украшает Чистые Пруды (более 100 фотографий нашего храма представлены на открытом воздухе), выставка рисунков детей нашей воскресной школы в Милютинском саду, еще одна выставка фотографий сейчас монтируется на Курском вокзале. И, наконец, вот эта концептуальная выставка московских иконописцев, которые трудились над иконостасом нашего храма.
Когда возрождается храм, главное – найти ту духовную реальность, в которой можно утвердиться и идти дальше. Та точка отсчета, от чего мы отталкиваемся, – это молитва и традиция. В течение долгого времени – целого десятилетия – мы молились в нашем храме перед иконами, наклеенными на фанере. Когда начинаешь молиться в оскверненном храме, приносишь те иконы, которые ближе всего сердцу, а для русского человека – это, конечно же, «Троица» Андрея Рублева и Владимирская икона Богоматери. Они соответствуют приделам нашего храма: центральный престол посвящен Троице, а придел – Владимирской иконе Богородицы. Так с двух простых полиграфических икон началось возрождение нашего храма после периода опустошения и осквернения. Именно с этих икон и начинается данная экспозиция».
![]() |
Андрей Давыдов, священник. Плащаница пасхальная – погребение Христа. Энкаустика, шитье |
Те, кто приходит сейчас в храм Живоначальной Троицы в Хохлах, видят прекрасный иконостас, над которым трудились талантливые иконописцы (он был освящен в 2005 году). Храм полностью украшен иконами в резных киотах, сама резьба тоже очень высокого художественного уровня. Часть икон из этого храма, а также из других московских храмов и частных коллекций и представлена на выставке «Свет Троицы».
![]() |
Организатор выставки настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский |
Многие авторы, как, к примеру, Анатолий Эйтенейер, Александр Лавданский, прошли долгий путь становления – от художников авангарда, художников протеста до оригинальных современных иконописцев. А такой уникальный художник, как работающий сейчас в Суздале священник Андрей Давыдов, до сих пор, по отзывам искусствоведов, сохраняет в своем творчестве «авангардный посыл», пользуясь при этом древними техниками. Его иконы выглядят настолько современно, что порой пугают некоторых наших современников, которые привыкли к каким-то трафаретам и, к сожалению, утеряли настоящий вкус к иконописному искусству.
«Вот поэтому такие выставки необходимы, – заключает отец Алексий. – Они призваны, с одной стороны, продемонстрировать высокий уровень современного творчества иконописцев, а с другой – это момент нашего собственного воспитания, когда мы погружаемся в мир духовности и гармонии. Мне кажется, что данная выставка может показать людям, что современная икона – жива, что Церковь – это не некий окостеневший музейный экспонат; и сама жизнь, в том числе Церковь, требуют от нас внутренних перемен, свежего взгляда на мир и на самих себя».
![]() |
Кураторы выставки Игорь и Анна Чукины |
Огромную работу по отбору и собиранию экспонатов выставки проделали ее кураторы – Игорь и Анна Чукины. «По отношению к иконописцу трудно говорить “авангардный”, “продвинутый”, – замечает Игорь. – Вместе с тем мы видим, что есть современная иконопись, и ее главный критерий – отнюдь не точное копирование, а авторский подход, но с соблюдением всех церковных канонов. Так что такая иконопись – в ограде Церкви, а не просто на церковную тему».
Жена Игоря, Анна Чукина, – искусствовед, издала два альбома по современной иконописи и фреске. «Я специализируюсь на современном церковном искусстве, – говорит она, – и, в первую очередь, ценю талант авторов. Для меня очень важно, чтобы художник, конечно в русле канона православной традиции, мог адекватно проявить свой художественный талант и самобытность, которые ему даровал Господь. На выставке есть возможность познакомиться с творчеством самых разных художников, которых удалось объединить в стенах храма. Это все в целом смотрится очень органично, искренне и вдохновенно».
«Это дар Божий!»
![]() |
Ирина Зарон. Рождество Христово |
У всех этих художников, как сказал отец Алексий, настоящий дар Божий. Здесь, действительно, вы не увидите ничего трафаретного, все самобытно и полно жизни.
Вот работы Александра Лавданского и его сподвижников – его иконописная мастерская «Киноварь» создала иконостас храма Живоначальной Троицы. Вот две иконы из Андреевского монастыря, написанные Ириной Зарон. Вот запрестольный крест замечательного ювелира Вячеслава Копыла. Царские врата – работы Андрея Фехнера.
Сергей Антонов – уникальный скульптор. На выставке представлены каменные рельефы, сделанные из старинных подоконников Андреевского монастыря. Он и его жена Ирина Зарон расписывают и оформляют храмы. У них особая манера: с одной стороны, схожая с модерном, с другой – очень мягкие, приглушенные, светлые тона.
![]() |
Сергей Антонов. Несение Креста. Резьба по камню |
Анатолий Эйтенейер – один из самых сложных, ярких и талантливых мастеров Москвы. «Занимаюсь иконописью с 1984 года, когда меня благословил архимандрит Зинон (Теодор), приехавший в Москву работать над росписями Свято-Данилова монастыря, – рассказывает он. – Тогда я и познакомился с Александром Лавданским, Александром Соколовым, Александром Чашкиным, ныне ведущими московскими иконописцами, и на протяжении многих лет вместе с ними много работал».
Для храма Живоначальной Троицы он написал храмовую икону, которая помещена на афише выставки. Особое место в его творчестве занимает размещенный в том же храме «Страстной цикл» – четыре больших иконы на белом фоне, ставшие как бы центром притяжения в одном из залов выставки. Этот цикл, рассказывает Анатолий, формировался во времени; сразу он не был задуман как единое целое. Вначале была написана икона «Снятие с креста», и долгое время она оставалась в храме одинокой; потом настоятель предложил сделать «Страстной цикл». Так последовали иконы «Омовение ног», «Тайная вечеря» и «Воскресение Христово. Сошествие во ад».
«Но пока говорить о цикле еще рано, – считает иконописец, – поскольку здесь нет смыслового центра: не хватает иконы “Распятие Христово”. Я очень надеюсь в будущем написать ее».
От древних истоков – к сегодняшнему дню
![]() |
Андрей Давыдов, священник. Святые Марина, Елисавета и Анна. Огневое золочение на меди |
Уже упомянутый выше священник-иконописец Андрей Давыдов долгое время служил в Пскове, сейчас он настоятель двух храмов в Суздале, тоже месте замечательном, способном напитать художника такой неповторимой красотой, как древние иконы и храмы. Сам расписывает храмы, выполняет множество заказов на иконы.
О себе рассказывает кратко: закончил постановочный факультет школы-студии МХАТ, работал как художник. Как-то решил попробовать писать иконы – ему всегда это было интересно, и это дело целиком захватило его. Уверен, что именно труд иконописца привел его в Церковь, потому что это такое искусство, которое требует понимания глубинных основ молитв, богослужений. И оказалось, что все это нужно выяснять, погружаться в эту атмосферу, пропустить через сердце.
23 года назад, когда он работал в Печорах как иконописец, вспоминает отец Андрей, приснопамятный старец Иоанн (Крестьянкин) сказал ему, чтобы он готовился стать священником. Потом старец выразил желание познакомиться с его женой. Та приехала к нему – тогда она ждала четвертого ребенка. Он пригласил ее к себе в комнату; они беседовали часа два, потом она вышла вся в слезах, а отец Иоанн сказал, обращаясь к иконописцу: «Тебе еще готовиться надо, а она уже готова».
Отец Андрей работает в древней, сейчас почти забытой технике энкаустики – живописи минеральными красками с восковым связующим. Его работы отличаются необыкновенной глубиной и тонкостью цветопередачи в сочетании с выразительностью образов.
«Вот посмотрите, – показывает отец Андрей на выносную икону святителя Николая. – Ей 17 лет. Когда я служил в храме XII века в Пскове, без отопления, эту икону носили во все крестные ходы, в любую погоду, а выглядит она так ярко, будто написана только что. Вот такая техника, ведь воск ни с чем химически не реагирует, потому краски и сохраняют свои свойства и столь долговечны. Сегодня древняя традиция возрождается, и я сам для себя открываю в этой технологии все новые и новые возможности».
![]() |
Анна Ильина. Воскресение Христово |
В центре одного из залов – созданный отцом Андреем крест «Спас в силах», написанный им для знаменитого готического собора в германском городе Аахен, где погребен Карл Великий. А история этой работы такова. Однажды путешествующий по России священник Аахенского собора зашел к художнику в мастерскую и, увидев стоявший там крест, сделанный отцом Андреем для одного владимирского храма, сразу заказал для своего собора подобный крест, который будет возвышаться в алтарной части над престолом на высоте 2,8 метра. Сразу после завершения выставки крест отправится к месту назначения.
На противоположной стене зала – шитье с наложенной аппликацией, выполненное супругой отца Андрея матушкой Мариной (после того, как выросли дети, она увлеклась этим искусством, и оно удивительным образом удается ей – недаром, видимо, было ей благословение от старца Иоанна!). Под основу своих работ матушка использует старинные ткани от старых облачений, предварительно очищая и восстанавливая их, чтобы они могли еще долго послужить в другом качестве.
«Это святой благоверный князь Святослав Всеволодович – святой из города Юрьев-Польский, который построил там храм, – разъясняет она. – На полотне он в одной руке держит храм, а в другой – меч, ведь он одновременно и воин, и строитель; вышивка – здесь лицо, руки… Эти шитые хоругви также из храма в Юрьев-Польском, на них изображены архангелы Михаил и Гавриил. В нашем Никольском храме в Суздале шесть таких хоругвей».
Заметим, что отец Андрей еще занят и возрождением старинной техники огневого золочения по меди. В такой манере выполнены им образы святых Марины, Елисаветы и Анны – небесных покровительниц его супруги и дочерей. «Это очень сложная техника, – говорит он. – Золото соединяется с ртутью, медь покрывается особым лаком и потом процарапывается до “живой” меди, затем натирается амальгамой (смесью золота со ртутью); в итоге ртуть выпаривается, а золото напрочь входит в медь».
Говоря в целом о выставке, отец Андрей отмечает: «Еще нужно время все осмыслить. Но сразу могу сказать: очень важно, что все художники – разные. В последнее время, к сожалению, в иконописании зачастую воспроизводится один и тот же период, что, на мой взгляд, неверно, ведь нельзя сделать живую одухотворенную вещь, если ты только копируешь, если не пытаешься прочувствовать что-то по-новому. Здесь же, на выставке, каждый художник переживает по-своему, значит, живо религиозное искусство, значит, жива вера.
И я восхищаюсь тем делом, которое делает отец Алексий, собравший вокруг себя наиболее интересные иконописные силы и организовавший эту выставку. Можно сказать, что это очень непросто и даже рискованно. Одно дело – украшать свой храм иконами, которые как у всех, когда все бесспорно. И другое дело – давать возможность художникам как-то проявить себя, открывая простор этим поискам и находкам. За все это – благодарность отцу Алексию».
|
|
||||||
|
|
||||||
|
Выставка «Свет Троицы» будет работать до 21 октября по адресу:
Кузнецкий мост, 20., Галерея Московского союза художников.
6 октября 2010 г.
Рассылка выходит два раза в неделю: