Многоголосая симфония современной иконописи

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

На выставке современной иконы «Свет Троицы» в галерее Московского союза художников, что на Кузнецком мосту, представлено более 100 работ лучших московских мастеров: иконы, скульптура, ручное шитье, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Все они сливаются в многоголосую симфонию современного храмового искусства, где, однако, каждый голос слышен и неповторим.

Точка отсчета – молитва и традиция

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 339 px. Размер файла 73041 b.
 Анатолий Эйтенейер. Богоматерь «Иерусалимская», Богоматерь «Филипповская», Богоматерь «Одигитрия»
Анатолий Эйтенейер. Богоматерь «Иерусалимская», Богоматерь «Филипповская», Богоматерь «Одигитрия»

Идея такой выставки, по словам ее организатора протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, родилась как один из рубежей празднования 400-летия храма, которое отмечается в этом году: в 1610 году эта церковь впервые появляется на известном плане Москвы Сигизмунда, а первое летописное упоминание о ней в книгах – три года спустя.

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 726 px. Размер файла 170061 b.

«К этому исторически подтвержденному юбилею мы должны были очень хорошо подготовиться, – рассказывает отец Алексий. – Сегодня наш приход организовал несколько экспозиций: это фотовыставка, которая до сих пор украшает Чистые Пруды (более 100 фотографий нашего храма представлены на открытом воздухе), выставка рисунков детей нашей воскресной школы в Милютинском саду, еще одна выставка фотографий сейчас монтируется на Курском вокзале. И, наконец, вот эта концептуальная выставка московских иконописцев, которые трудились над иконостасом нашего храма.

Когда возрождается храм, главное – найти ту духовную реальность, в которой можно утвердиться и идти дальше. Та точка отсчета, от чего мы отталкиваемся, – это молитва и традиция. В течение долгого времени – целого десятилетия – мы молились в нашем храме перед иконами, наклеенными на фанере. Когда начинаешь молиться в оскверненном храме, приносишь те иконы, которые ближе всего сердцу, а для русского человека – это, конечно же, «Троица» Андрея Рублева и Владимирская икона Богоматери. Они соответствуют приделам нашего храма: центральный престол посвящен Троице, а придел – Владимирской иконе Богородицы. Так с двух простых полиграфических икон началось возрождение нашего храма после периода опустошения и осквернения. Именно с этих икон и начинается данная экспозиция».

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 370 px. Размер файла 166136 b.
 Андрей Давыдов, священник. Плащаница пасхальная – погребение Христа. Энкаустика, шитье
Андрей Давыдов, священник. Плащаница пасхальная – погребение Христа. Энкаустика, шитье

Те, кто приходит сейчас в храм Живоначальной Троицы в Хохлах, видят прекрасный иконостас, над которым трудились талантливые иконописцы (он был освящен в 2005 году). Храм полностью украшен иконами в резных киотах, сама резьба тоже очень высокого художественного уровня. Часть икон из этого храма, а также из других московских храмов и частных коллекций и представлена на выставке «Свет Троицы».

Организатор выставки настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский
Организатор выставки настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский

Многие авторы, как, к примеру, Анатолий Эйтенейер, Александр Лавданский, прошли долгий путь становления – от художников авангарда, художников протеста до оригинальных современных иконописцев. А такой уникальный художник, как работающий сейчас в Суздале священник Андрей Давыдов, до сих пор, по отзывам искусствоведов, сохраняет в своем творчестве «авангардный посыл», пользуясь при этом древними техниками. Его иконы выглядят настолько современно, что порой пугают некоторых наших современников, которые привыкли к каким-то трафаретам и, к сожалению, утеряли настоящий вкус к иконописному искусству.

«Вот поэтому такие выставки необходимы, – заключает отец Алексий. – Они призваны, с одной стороны, продемонстрировать высокий уровень современного творчества иконописцев, а с другой – это момент нашего собственного воспитания, когда мы погружаемся в мир духовности и гармонии. Мне кажется, что данная выставка может показать людям, что современная икона – жива, что Церковь – это не некий окостеневший музейный экспонат; и сама жизнь, в том числе Церковь, требуют от нас внутренних перемен, свежего взгляда на мир и на самих себя».

Кураторы выставки Игорь и Анна Чукины
Кураторы выставки Игорь и Анна Чукины

Огромную работу по отбору и собиранию экспонатов выставки проделали ее кураторы – Игорь и Анна Чукины. «По отношению к иконописцу трудно говорить “авангардный”, “продвинутый”, – замечает Игорь. – Вместе с тем мы видим, что есть современная иконопись, и ее главный критерий – отнюдь не точное копирование, а авторский подход, но с соблюдением всех церковных канонов. Так что такая иконопись – в ограде Церкви, а не просто на церковную тему».

Жена Игоря, Анна Чукина, – искусствовед, издала два альбома по современной иконописи и фреске. «Я специализируюсь на современном церковном искусстве, – говорит она, – и, в первую очередь, ценю талант авторов. Для меня очень важно, чтобы художник, конечно в русле канона православной традиции, мог адекватно проявить свой художественный талант и самобытность, которые ему даровал Господь. На выставке есть возможность познакомиться с творчеством самых разных художников, которых удалось объединить в стенах храма. Это все в целом смотрится очень органично, искренне и вдохновенно».

«Это дар Божий!»

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 603 px. Размер файла 188295 b.
 Ирина Зарон. Рождество Христово
Ирина Зарон. Рождество Христово

У всех этих художников, как сказал отец Алексий, настоящий дар Божий. Здесь, действительно, вы не увидите ничего трафаретного, все самобытно и полно жизни.

Вот работы Александра Лавданского и его сподвижников – его иконописная мастерская «Киноварь» создала иконостас храма Живоначальной Троицы. Вот две иконы из Андреевского монастыря, написанные Ириной Зарон. Вот запрестольный крест замечательного ювелира Вячеслава Копыла. Царские врата – работы Андрея Фехнера.

Сергей Антонов – уникальный скульптор. На выставке представлены каменные рельефы, сделанные из старинных подоконников Андреевского монастыря. Он и его жена Ирина Зарон расписывают и оформляют храмы. У них особая манера: с одной стороны, схожая с модерном, с другой – очень мягкие, приглушенные, светлые тона.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 667 px. Размер файла 168401 b.
 Сергей Антонов. Несение Креста. Резьба по камню
Сергей Антонов. Несение Креста. Резьба по камню

Анатолий Эйтенейер – один из самых сложных, ярких и талантливых мастеров Москвы. «Занимаюсь иконописью с 1984 года, когда меня благословил архимандрит Зинон (Теодор), приехавший в Москву работать над росписями Свято-Данилова монастыря, – рассказывает он. – Тогда я и познакомился с Александром Лавданским, Александром Соколовым, Александром Чашкиным, ныне ведущими московскими иконописцами, и на протяжении многих лет вместе с ними много работал».

Для храма Живоначальной Троицы он написал храмовую икону, которая помещена на афише выставки. Особое место в его творчестве занимает размещенный в том же храме «Страстной цикл» – четыре больших иконы на белом фоне, ставшие как бы центром притяжения в одном из залов выставки. Этот цикл, рассказывает Анатолий, формировался во времени; сразу он не был задуман как единое целое. Вначале была написана икона «Снятие с креста», и долгое время она оставалась в храме одинокой; потом настоятель предложил сделать «Страстной цикл». Так последовали иконы «Омовение ног», «Тайная вечеря» и «Воскресение Христово. Сошествие во ад».

«Но пока говорить о цикле еще рано, – считает иконописец, – поскольку здесь нет смыслового центра: не хватает иконы “Распятие Христово”. Я очень надеюсь в будущем написать ее».

От древних истоков – к сегодняшнему дню

Андрей Давыдов, священник. Святые Марина, Елисавета и Анна. Огневое золочение на меди
Андрей Давыдов, священник. Святые Марина, Елисавета и Анна. Огневое золочение на меди

Уже упомянутый выше священник-иконописец Андрей Давыдов долгое время служил в Пскове, сейчас он настоятель двух храмов в Суздале, тоже месте замечательном, способном напитать художника такой неповторимой красотой, как древние иконы и храмы. Сам расписывает храмы, выполняет множество заказов на иконы.

О себе рассказывает кратко: закончил постановочный факультет школы-студии МХАТ, работал как художник. Как-то решил попробовать писать иконы – ему всегда это было интересно, и это дело целиком захватило его. Уверен, что именно труд иконописца привел его в Церковь, потому что это такое искусство, которое требует понимания глубинных основ молитв, богослужений. И оказалось, что все это нужно выяснять, погружаться в эту атмосферу, пропустить через сердце.

23 года назад, когда он работал в Печорах как иконописец, вспоминает отец Андрей, приснопамятный старец Иоанн (Крестьянкин) сказал ему, чтобы он готовился стать священником. Потом старец выразил желание познакомиться с его женой. Та приехала к нему – тогда она ждала четвертого ребенка. Он пригласил ее к себе в комнату; они беседовали часа два, потом она вышла вся в слезах, а отец Иоанн сказал, обращаясь к иконописцу: «Тебе еще готовиться надо, а она уже готова».

Отец Андрей работает в древней, сейчас почти забытой технике энкаустики – живописи минеральными красками с восковым связующим. Его работы отличаются необыкновенной глубиной и тонкостью цветопередачи в сочетании с выразительностью образов.

«Вот посмотрите, – показывает отец Андрей на выносную икону святителя Николая. – Ей 17 лет. Когда я служил в храме XII века в Пскове, без отопления, эту икону носили во все крестные ходы, в любую погоду, а выглядит она так ярко, будто написана только что. Вот такая техника, ведь воск ни с чем химически не реагирует, потому краски и сохраняют свои свойства и столь долговечны. Сегодня древняя традиция возрождается, и я сам для себя открываю в этой технологии все новые и новые возможности».

Загрузить увеличенное изображение. 400 x 764 px. Размер файла 203571 b.
 Анна Ильина. Воскресение Христово
Анна Ильина. Воскресение Христово

В центре одного из залов – созданный отцом Андреем крест «Спас в силах», написанный им для знаменитого готического собора в германском городе Аахен, где погребен Карл Великий. А история этой работы такова. Однажды путешествующий по России священник Аахенского собора зашел к художнику в мастерскую и, увидев стоявший там крест, сделанный отцом Андреем для одного владимирского храма, сразу заказал для своего собора подобный крест, который будет возвышаться в алтарной части над престолом на высоте 2,8 метра. Сразу после завершения выставки крест отправится к месту назначения.

На противоположной стене зала – шитье с наложенной аппликацией, выполненное супругой отца Андрея матушкой Мариной (после того, как выросли дети, она увлеклась этим искусством, и оно удивительным образом удается ей – недаром, видимо, было ей благословение от старца Иоанна!). Под основу своих работ матушка использует старинные ткани от старых облачений, предварительно очищая и восстанавливая их, чтобы они могли еще долго послужить в другом качестве.

«Это святой благоверный князь Святослав Всеволодович – святой из города Юрьев-Польский, который построил там храм, – разъясняет она. – На полотне он в одной руке держит храм, а в другой – меч, ведь он одновременно и воин, и строитель; вышивка – здесь лицо, руки… Эти шитые хоругви также из храма в Юрьев-Польском, на них изображены архангелы Михаил и Гавриил. В нашем Никольском храме в Суздале шесть таких хоругвей».

Заметим, что отец Андрей еще занят и возрождением старинной техники огневого золочения по меди. В такой манере выполнены им образы святых Марины, Елисаветы и Анны – небесных покровительниц его супруги и дочерей. «Это очень сложная техника, – говорит он. – Золото соединяется с ртутью, медь покрывается особым лаком и потом процарапывается до “живой” меди, затем натирается амальгамой (смесью золота со ртутью); в итоге ртуть выпаривается, а золото напрочь входит в медь».

Говоря в целом о выставке, отец Андрей отмечает: «Еще нужно время все осмыслить. Но сразу могу сказать: очень важно, что все художники – разные. В последнее время, к сожалению, в иконописании зачастую воспроизводится один и тот же период, что, на мой взгляд, неверно, ведь нельзя сделать живую одухотворенную вещь, если ты только копируешь, если не пытаешься прочувствовать что-то по-новому. Здесь же, на выставке, каждый художник переживает по-своему, значит, живо религиозное искусство, значит, жива вера.

И я восхищаюсь тем делом, которое делает отец Алексий, собравший вокруг себя наиболее интересные иконописные силы и организовавший эту выставку. Можно сказать, что это очень непросто и даже рискованно. Одно дело – украшать свой храм иконами, которые как у всех, когда все бесспорно. И другое дело – давать возможность художникам как-то проявить себя, открывая простор этим поискам и находкам. За все это – благодарность отцу Алексию».

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 1069 px. Размер файла 298296 b.
Загрузить увеличенное изображение. 600 x 1042 px. Размер файла 277890 b.

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 827 px. Размер файла 263238 b.

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 958 px. Размер файла 178242 b.
Загрузить увеличенное изображение. 600 x 947 px. Размер файла 185339 b.
Загрузить увеличенное изображение. 600 x 900 px. Размер файла 257381 b.
Загрузить увеличенное изображение. 800 x 444 px. Размер файла 149757 b.

 

Выставка «Свет Троицы» будет работать до 21 октября по адресу:

Кузнецкий мост, 20., Галерея Московского союза художников.

 

 

Василий Писаревский

6 октября 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Андрей22 декабря 2013, 16:39
Да сильные работы! видел живьем на выставки на Кузнецком мосту, в целом мое мнение, что Эйтенейер самый глубокий и духовный иконописец современности.
екатерина10 октября 2010, 23:56
спасибо большое за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×