Бездомные – разные, но одинаково пытающиеся построить свое мировоззрение так, чтобы было удобнее для уговаривания себя в своем падении. Этакая защита. Чаще всего они привыкают к мысли, что они жертвы и не виноваты в том, что сейчас живут под забором. Что виноват тот или иной человек, жена, дети, соседи, коллеги по работе. Но он… Нет! он сама невинность. Многие бездомные, поняв, что можно прикрыться верой, начинают истово ее изображать. Научившись, порой профессионально, говорить значащие фразы на церковную тему, по-актерски заглядывая бесстыдно в глаза. Это работает. Но они не знают или не хотят знать, что неискренность видна, достаточно просто подглядеть, что бывает потом, после того, как он выудил из человека то, что ему было надо. Вся вера утонет в разговоре на матерном языке и в жадной выпивке из общей бутылки. Конечно, они могут сказать, что им деваться некуда. Но это ложь. Можно ли умиляться ложью?
Лично я смотрю на бездомных просто: они, как и я, – образ Божий. Но видя, как они живут, как пытаются исказить этот образ питием, разгулом и развратом, понимаешь: для того чтобы они вышли из своего скотского состояния, им нужна помощь. Не такая, чтобы сразу бросаться им помогать, отправлять в реабилитационный центр, искать работу. Нужен совместный поиск выхода. Через общение и достижение «общего знаменателя», через понимание: «так жить дальше нельзя» или «я готов жить иначе». Речь вообще не о том, отказать в помощи или оказать ее. Главное – другое: увидеть, что бездомный изменился. Потому что отправлять еще «несозревшие» тело и душу в реабилитационный центр бесполезно. Потому что и попав в новую обстановку, бездомный продолжает свое падение, так что после запоя покидает учреждение, место, куда его устроили трудиться, и так далее. Он еще не вызрел. Или уже перезрел. У него еще все внутри не обрело точку возврата. Пока эта только «не». Тут, конечно, нужен опыт, чтобы даже через простую технику социального работника понять, что перед тобой человек, который готов к переменам. Или еще не готов. Для этого нужен длительный вербальный контакт, замер изменения сознания бездомного, его желания вернуться в общество через труд над собой. Это сложнейшая работа – вникать в то, что говорит человек, как меняет свой вектор осознания того, что с ним произошло, куда он движется. Безусловно, для того чтобы этот процесс шел быстрее, да и качественнее, надо, чтобы улица перестала его кормить подачками во имя спасения своих душ. Подавая на винопитие, люди искушают этого и так искушенного человека. Лучше отдать деньги тем, кто кормит бездомных и имеет с ними контакт, кто видит, как они меняются, и, зная технологию вывода таких людей с улицы, имеет возможность это делать. А пока… Одни пытаются им помочь, одевая, питая их, делая замер их готовности к возврату; другие также пытаются, подавая на спой бездомных. Важно, чтобы остальные не множили разврат, спасая себя мыслями, что спасаются тем, что спасают иных, потому что после этого «спасения» возврат крайне затруднителен. Ведь и бездомный понимает, что подавшие ему деньги люди не помогли ему, а дали на его погибель, к которой многие и стремятся. Потому что не верят в себя, людей и справедливость. Берегите их от себя.