Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Жизнь в Церкви. Часть 3

"Митрополит
Митрополит Никодим (Ротов)
– Ваше Высокопреосвященство, Вы проходили долгий путь служения Святой Церкви Христовой, исполняя многие ответственные послушания как в России, так и за рубежом. Каким духовным настроением руководствовались Вы в Ваших трудах на благо Матери-Церкви?

– Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что в жизни моей было два этапа. Имея призвание к пастырскому служению, я поступил в Духовную семинарию и, готовясь стать священником, мечтал о деревенском приходе в глубинке России. Именно так начинал свой путь владыка Никодим. Мне даже думалось попасть на тот же приход в Ярославской области.

Когда же я готовился к монашескому постригу, владыка Никодим мне напоминал, что главное – это послушание, о котором святые отцы говорили, что оно «паче поста и молитвы». Я запомнил это на всю жизнь и воспринял всем своим существом. Первым испытанием стало назначение после окончания Духовной академии в Берлин на должность редактора журнала «Голос Православия». И я по-человечески в беседе с митрополитом Никодимом буквально протестовал против этого, приводя, как мне казалось, убедительные доводы. Я ведь готовился к священническому служению, а не к работе журналиста, да и не знал достаточно хорошо немецкий язык. Ответ был суров: это твое первое послушание как монаха. Должен исполнять.

Потом мне было дано новое послушание: Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод назначили меня начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Приходилось совершать богослужения в пустых храмах, но зато ощущалась близость величайших святынь. Когда мне довелось первый раз поклониться Гробу Господню, я в душе сам себе сказал, что большего счастья на земле уже не смогу испытать.

Отправляя меня в Иерусалим, митрополит Никодим напутствовал, говоря о трех обязанностях, которые мне надлежало свято исполнять: хранить материальное достояние Церкви в Святой Земле, быть молитвенным предстателем за русскую землю и народ, быть послом Русской Православной Церкви при Иерусалимском патриаршем престоле. Благодарю Господа, что вседушевно исполнил это послушание в тот период моей жизни.

С завершением моего постоянного пребывания за границей начался период активного участия в сфере внешнецерковных связей. И как заместитель председателя, и как председатель Отдела внешних церковных сношений, я чувствовал особую ответственность и за родную Церковь, и за Святое Православие. Внутри страны положение Церкви было нелегким, а на международной арене наступил период активного осмысления и дискуссий между братскими Православными Церквами их роли в современном мире. И в эти годы я всегда чувствовал себя, извините за выражение, как на фронте.

В то время внутри России атеистические силы предрекали крах Русской Православной Церкви, говорили, что это «Церковь бабушек». Как-то, оказавшись на собеседовании в одном из американских университетов, я услышал вопрос: что будет с Русской Церковью, когда все бабушки умрут. И я ответил: наши бабушки бессмертны!

Вторым, не менее счастливым периодом моей жизни является время, когда я смог сосредоточиться на внутренних вопросах церковной жизни. В 2007 году исполнилось 35 лет моего постоянного членства в Священном Синоде и 30 лет (это самая дорогая для моего сердца дата) управления Московской епархией в сане митрополита Крутицкого и Коломенского. В эти годы я получил возможность, используя приобретенный опыт, безраздельно отдаться делу церковного возрождения, когда уже для этого не было никаких внешних препятствий.

– Важнейший вопрос для христианина и монаха – об управлении самим собой. Чем Вы здесь можете поделиться из своего опыта?

– Оглядываясь на пройденный жизненный путь, я могу сказать, что продолжаю руководствоваться тем, что мне в сердце заложил духовный отец, митрополит Никодим. Он в моем монашестве поставил главный акцент на послушании и лично мне заповедовал ни к чему не стремиться (в смысле ничего по-человечески не домогаться) и ни от чего не отказываться. Этот завет я пронес через всю жизнь. Когда по немощи человеческой хочется полениться и от чего-то отойти, совесть сжигает, и я не переступаю этот порог.

– Расскажите, пожалуйста, насколько это возможно, о монашеской жизни архиерея.

– В своей жизни многократно задавался этим вопросом и когда в детстве паломничал в Троице-Сергиеву и Киево-Печерскую лавры, где с трепетом получил благословение от схимника, которого, как сейчас помню, звали Кукшей, и когда учился в духовных школах.

По-разному складывается служение разных архиереев, и жизнь каждого из них говорит сама за себя. Я же всегда держу в уме, что архипастырь – это и епископ, и монах. Он должен быть независим и ни в чем не иметь нужды. Не имеет права увлекаться окружающей его обстановкой, пребывая духовно в келии своей души. Нужно, чтобы его личные дни, юбилеи, приемы, по необходимости посещаемые, не нарушали его внутреннего духовного состояния. Всегда помню изречение, что «от каждой пирушки ладаном пахнет»…

Я очень болезненно реагирую на то, когда личные поступки священнослужителя вносят соблазн среди людей. Опасаюсь допустить смущение, помня слова Господа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18: 6).

Обладая установленной для епископов церковно-канонической властью над духовенством и мирянами и чувствуя ответственность перед Богом и людьми, стараюсь взвешенно и обдуманно принимать то или иное решение.

– Несколько слов о Вашем обычном распорядке дня.

– В последние годы меня духовно уравновешивает и настраивает, когда я в начале дня после обычных молитвословий повторяю молитву последних Оптинских старцев:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя. Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не смущая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Аминь».

В последнее время стал практически с 6 утра начинать свой день (увеличилась деловая нагрузка). С утра молюсь у святынь Новодевичьего монастыря – Смоленского образа Божией Матери и иконы святителя Николая с частицей его святых мощей. Затем рассматриваю новости и текущие дела.

В целом могу сказать, что каждый мой день ритмичен и однообразен. Вряд ли кому-нибудь может он показаться интересным и поучительным. Ведь в наше время люди ищут чего-то необычного, хотя так, наверное, всегда было.

С утра я погружаюсь во все многообразие епархиальной жизни. Завершая рабочий день, стараюсь уже дома рассмотреть непрочитанные деловые бумаги, но порой это оказывается не под силу. Ежедневно стараюсь полностью читать обзоры церковных и светских новостей, чтобы быть в курсе происходящего.

Конечно, особое место занимают богослужения как в Новодевичьем монастыре, так и в храмах и монастырях епархии. В последние годы часто освящаю восстановленные или новосооруженные храмы.

Вечером, когда заканчивается день, я мысленно возвращаюсь к тому, что было сделано мной, и даю сам себе нравственную оценку своих поступков.

В течение года для отдыха не езжу за пределы своей епархии. Святейший Патриарх благословляет, когда я нахожу небольшие «окошки», поддерживать свои силы в подмосковном санатории. Там одновременно с медицинскими процедурами занимаюсь текущими делами, в том числе и творческими. Так готовил вышедшие книги «Человек Церкви», «От сердца к сердцу», «Монастыри и храмы Московской епархии», очередные выпуски «Московских епархиальных ведомостей». Да и это интервью смог закончить тоже на отдыхе.

– На своем жизненном пути Вы встречали многих духовников, людей высокой духовной жизни. Кто Вам особенно запомнился, оставил след в душе?

– Коли так поставлен вопрос, то могу вспомнить очень яркий момент своей жизни, когда я возглавил первое после революции паломничество на Святую гору Афон и к святыням Ближнего Востока. Это было в 1964 году. На меня глубокое впечатление произвел настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Илиан (Сорокин, † 1971). После всенощного бдения, не сговариваясь с ним, я пришел в его келью и просил принять мою исповедь. Это была незабываемая исповедь, которая не оставила не исповеданным ни одного уголка моей души. А передо мной был немощный, но добрый и святой старец, которому нельзя было не открыть душу!

– Вы приняли монашеский постриг от рук архимандрита Никодима (Ротова) почти полвека тому назад. Затем долгие годы трудились под его началом. Расскажите, пожалуйста, о владыке Никодиме как духовном наставнике.

– Примером своей жизни он зажигал сердца окружающих людей. Многих постригал в монашество, руководил их духовной жизнью и был для них отцом. Отцом суровым, когда люди грешили, и очень милостивым, когда они каялись и исправлялись. И что было характерно, когда человек исправлялся, владыка Никодим восстанавливал к нему теплое, доброе отношение и никогда уже не вспоминал о его падениях. Это созидало высокий уровень доверительности в его взаимоотношениях с духовными чадами.

Несмотря на свое высокое положение и огромную занятость общецерковными вопросами, владыка уделял очень много внимания воспитанию молодежи и возрождению монашества. Тогда не то, что сейчас, нельзя было открывать монастыри. Но ему, тем не менее, удавалось возжигать сердца молодых людей к принятию монашества. Он убеждал их, что в монашеском звании священнослужитель может полнее отдавать себя служению Церкви.

Для многих людей беседы с владыкой Никодимом остались в памяти как незабываемое событие жизни. Он был широко эрудирован и мудр! Очень внимательный к людям, владыка ничего не считал второстепенным в делах церковных.

Один такой случай я запомнил на всю жизнь. Как его заместитель в Отделе внешних церковных сношений, я должен был однажды подписать некое удостоверение и сделал это в его присутствии. Вдруг он меня остановил и обратил внимание на мою неразборчивую и поспешную подпись. В горячности митрополит Никодим высказал мне такое видение ситуации: «Это, может быть, у человека будет первый церковный документ, который он будет хранить всю свою жизнь, а небрежная подпись в таком случае равна личному оскорблению. В Церкви нет ничего малозначимого, все следует делать с усердием и прилежанием», – заключил он.

– Запечатлелись ли в Вашей памяти какие-либо архипастырские напутствия, духовные советы митрополита Никодима, сохранившие в новых исторических условиях жизни Церкви свою значимость для тех, кому вверено управление стадом Христовым?

– Всецелое посвящение себя делу Божию – это самый важный его завет, который актуален и для меня, и для всех, кто служит Святой Церкви сегодня. Действенно то наставление, когда советующий сам его всецело исполняет. Жизнь владыки Никодима, отданная Богу, Церкви и людям, делает его слова святым руководством для нас…

– Какие Ваши любимые святоотеческие авторы? Каково значение святых отцов сегодня? Что из святоотеческой литературы Вы бы могли посоветовать новоначальным?

– В начале своего пастырского пути я прибегал к имевшимся у меня книгам для подготовки к очередной проповеди. Мне всегда хотелось привести что-то авторитетное от святых отцов для своих современников. И тогда я открыл для себя бездонный колодец святоотеческого богатства. Что меня, в частности, буквально потрясло в творениях святителя Иоанна Златоуста, так это простота, доступность, убедительность и, что самое важное, «современность», актуальность. Взять, к примеру, его слово на Богоявление, где он говорит о причащающихся: «Приступают не с трепетом, но с давкой, ударяя других, пылая гневом, крича, злословя, толкая ближних, полные смятения… Не нелепо ли, что там… где призывает к Себе Христос, бывает великий шум?» (Слово в день Богоявления. Творения. Т. 2. С. 412). Ведь это своего рода картина сегодняшнего дня! Сколько ни говорим мы в слове перед тем, как освященная вода будет разбираться верующими, увещевая их с благоговением и спокойствием это делать, мгновенно сразу же после этого назидания поднимается шум, толкотня, слышен звон посуды. Люди, значит, остаются одними и теми же во все времена. Кстати, на богослужении в Сочельник и на Богоявление я перестал в своих проповедях поднимать эту тему, а говорю лишь о значении для нас святой воды. А при ее раздаче блюстители порядка так регулируют потоки людей, что не допускается шум и не создается неблагоговейная обстановка.

В целом надо отметить, что в современных книжных магазинах полки просто ломятся от книг по религиозным вопросам. К сожалению, часто это духовная литературы в кавычках. Люди нечистоплотные подчас пытаются использовать вывеску христианства, Православия для проповеди лжеучений, своих узкокорыстных и тщеславных устремлений, никакого отношения к истинной вере не имеющих. Считаю, что человеку надо начинать с освоения Нового Завета, в первую очередь Святого Евангелия, затем посланий святых апостолов. Далее можно обращаться и к иной сопутствующей литературе, и, в частности, к изучению творений святых отцов. Как я только что сказал, для меня со времени обучения в духовной семинарии настольной книгой остаются творения святителя Иоанна Златоуста.

Если же говорить об изучении Ветхого Завета, для уяснения непонятных мест до сих пор не утратила своего богословско-экзегетического значения Толковая Библия. К счастью, эта книга ныне доступна всем.

Не могу не обратить внимания и на то, что наши предки воспитывались на чтении житий святых. Это ведь живой пример, ответ на то, как можно в повседневной жизни, в любых условиях воплощать заповеди Христовы. А подвиг новомучеников и исповедников Российских! Более жизненного свидетельства о любви ко Христу в наше время трудно представить! Следует почаще читать об их жизни, трудах и страданиях: это придаст силы и уяснит смысл человеческого существования!

– Как Вы оцениваете роль русской литературы в духовном формировании личности? Какие Ваши любимые светские писатели?

– Советское время было периодом беспрецедентного духовного голода. Люди искали любую возможность, чтобы узнать что-нибудь о вере. Парадоксально, но факт, что некоторые пытались что-то узнать даже из журнала «Наука и религия», о котором один профессор Ленинградской духовной академии говорил нам на уроках, что там не найдешь ни науки, ни религии.

Среди ученых и писателей прошлого было очень много верующих людей. В своих произведениях они неизбежно с той или иной стороны затрагивали вопросы, касающиеся религиозного осмысления бытия мира. Их книги в условиях гонений выполняли порой роль педагога, подводящего человека к постижению глубоких истин веры.

Мне повезло, что в школе моя преподавательница русского языка и литературы Валентина Михайловна Забусова, верующий, интеллигентный человек – Царство ей Небесное, – привила мне любовь к своему предмету. Для меня было истинным наслаждением знакомство с творчеством Пушкина и Лермонтова, я всегда восхищался языком Чехова, мне был понятен и близок Федор Михайлович Достоевский.

(Продолжение следует.)

 

Купить эту книгу можно
Рейтинг: 6.7 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×