– Сегодня в Церковь приходит все больше и больше молодежи. Для молодых христиан важным, ответственным шагом в жизни является вступление в брак и создание крепкой православной семьи. Как помочь им не совершить ошибки? Где граница между их свободой и мнением духовника?
– Несомненно, что семья есть богозаповеданный и богоучрежденный институт, в котором люди должны учиться любви, самоограничению, самопожертвованию, милосердию и иным христианским добродетелям, но большую тревогу вызывает вопрос о границе между свободой вступающих в брак и мнением духовника. Святейший Патриарх однозначно ответил на этот вопрос, не благословляя священникам проявлять насилие над волей человека. Дух дышит, где хочет. Законы любви не исследованы никем. Вся человеческая история и культура свидетельствуют о непостижимости и священности чувств, соединяющих жизнь двух людей в одно единое целое. Из Священного Писания нам известны слова: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей; и будет два в плоть едину» (Быт. 2: 24). Апостол Павел говорит, что это величайшая тайна. Встает вопрос: кто третий может внедриться в эту тайну? Или кто возьмет на себя ответственность за жизнь нового существа, состоящего из двух душ и телес?
Вся трудность нашего положения заключается ныне в том, что молодые люди мало прибегают к совету священника и духовника. Они порой даже скрывают свои чувства и намерения от самых близких людей, от родителей.
В идеальном случае можно говорить о тех новобрачных, которые воспитаны в традиции православной духовности. Тогда обязанность духовника говорить им о святости брака и взаимной ответственности. И они серьезно воспримут совет опытного священника, как поступать в той или иной ситуации. Часто на нашу долю выпадает миссия или скорой помощи, или «тушения пожара». И важно сделать всё, чтобы молодые отчаявшиеся люди не совершили необдуманных, катастрофических по последствиям поступков.
– Сейчас распространяются такие серьезные проблемы, как измена, материальное неблагополучие, разногласия между супругами, раздоры в семье, пьянство. Разрешение подобного рода проблем индивидуально, но все же, какие добрые советы можно преподать молодой семье?
– Все указанные в данном вопросе серьезные проблемы разрешаются единственным способом: жизнью в согласии с Церковью Христовой и ее учением. К сожалению, сейчас встречается странная подмена: Церкви высказывают претензии, говоря: почему в обществе такие серьезные проблемы – измены, материальное неблагополучие, разногласие между супругами, пьянство и т.п.? Можно подумать, что Церкви были даны права по воспитанию детей, по материальному обеспечению людей, по справедливому устройству общества, и эти права были закреплены законодательно и обеспечены финансированием где-то еще лет 70–80 назад! Вот если бы было именно так, то общество имело бы право задать такой вопрос, и не просто задать, но и спросить. Имеет ли право даже задавать такой вопрос общество, которое физически уничтожило большинство членов Церкви Христовой – епископов, священнослужителей, монашествующих и мирян и полностью уничтожило ее материальную базу в начале ХХ века?!
– Какие советы Вы можете дать при вступлении в брак, выборе жениха и невесты? Как сохранить мир в семье? Как выстраивать отношения? Если все-таки церковный брак оказался непрочным, супруги желают получить развод, который возможен только с разрешения епископа, что, по Вашему мудрому архипастырскому опыту, может быть предпринято, чтобы предотвратить катастрофу?
– В ХХ веке Церковь была совершенно изолирована от возможности исполнять свою воспитательную миссию в семье и обществе. Я, конечно, имею в виду не людей верующих, а миллионы рядовых советских граждан. Зная это, в новых условиях мы обращаем особое внимание на воспитание детей. Нам повезло в Подмосковье, что в меру наших возможностей мы объединяем наши усилия с областным Министерством образования. Опыт подсказывает, что это сотрудничество надо выстраивать с мыслью не только о детях, но и об их родителях. В сотнях храмов имеются воскресные школы, где с детства ученикам прививается благоговение перед святыней, любовь к родителям.
Для педагогов и учащихся ежегодно проводятся Рождественские образовательные чтения, устраиваются Пасхальные фестивали, именуемые также родительскими собраниями, что помогает одухотворить жизнь молодых семей. Мы организуем рождественские ёлки для детей, чтобы праздник детства, торжество пришествия в мир Спасителя никогда не уходило из их жизни. Особую роль мы отводим повсеместному преподаванию курса «Основы православной культуры».
Вся эта работа полагает фундамент для того, чтобы человек проникся христианскими идеалами, в том числе святости семьи и брака.
Я вновь возвращаюсь к святителю Иоанну Златоусту, который в одной из своих бесед говорил, что брак непрочен, если до этого жених или невеста жили распутно. Мы стремимся вернуть молодых людей к целомудрию, которое в нашем обществе, к сожалению, забыто, а порой и осмеяно. Основываясь на христианском вероучении, мы прививаем терпение и жертвенность, которые так необходимы в семейной жизни.
Брак нерасторжим: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). К сожалению, мы видим непрочные браки, примеры измен и распущенности. Понимая природу происходящего, нам следует терпеливо и настойчиво продолжать заниматься воспитательной деятельностью.
Иногда Церковь упрекают: строят храмы, а нравственность в обществе падает. На примере сорокалетнего странствия в пустыне возглавляемого Моисеем избранного народа можно легко убедиться в том, что природа человеческая не поддается преобразованию в короткие сроки. Тем не менее мы не опускаем руки, но с уверенностью в помощь Божию расширяем все направления нашего общественного служения, не жалея сил для того, чтобы изменить падшее состояние человеческих душ. Ведь сказано, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7).
Что касается развода. Если человек обращается с таким вопросом к пастырю, то тот напоминает желающему расторгнуть брак о его христианских обязанностях и стремится удержать от пагубного шага. Однако когда к нам в Московское епархиальное управление приходят с просьбой снять церковное бракоблагословение те, чья семья уже распалась, мы принимает положительное решение только в тех случаях, когда уже возникла новая семья и люди хотят вновь венчаться.
На экранах телевидения порой, как в зеркале, передается или даже косвенно популяризируется «свободная» любовь, так называемые гражданские браки. И люди к этому привыкают, считая, что в наше время это модно и вполне допустимо, в то время как в России церковными людьми это на протяжении веков называлось грехом блудодеяния. Не настало ли время нашим кинематографистам показать всю пагубность, всю отвратительность подобного образа существования и найти в себе силы вернуться к святым традиционным ценностям, которыми столетиями жили на Руси наши предки?!
– Подростки, взрослея, уходят из Церкви, чтобы возвратиться со значительными духовными потерями. Как сохранить их в Церкви? Или, может быть, это закономерный процесс и не надо ему препятствовать?
– Ничто не бывает таким ярким, как детские подростковые духовные переживания. Не могу считать, что это закономерный процесс – уход детей из Церкви. В советское время этот процесс инициировался всей мощью государственного агитационно-пропагандистского аппарата и системой образования. Но на своем опыте могу сказать: те, кого коснулась благодать Божия и кто услышал призвание Господне, несмотря на свой детский возраст, – противостояли этому напору нового Голиафа.
Если сейчас, когда мы имеем все возможности воздействовать на душу ребенка, он тем не менее уходит из Церкви, значит, не все возможности были использованы. Ведь составляющие благодатного воздействия на растущего человека включают в себя и семью, и коллектив, где он учится, и храм, куда он ходит, и двор, в котором он живет и т.п. И любое из этих звеньев, оказывающееся непрочным, может, конечно же, навредить духовному развитию. Но кто сказал, что духовная жизнь может быть без искушений?
Если все же уходят, то очень много теряют. Говорю об этом с болью. Нельзя никого удержать насильно, но следует помнить, что воспитание совершается с терпением и любовью. Всегда ли мы их проявляем в должной мере?
Иногда говорят, что вернувшийся в Церковь еще более дорожит ею. Но нельзя не учитывать и того, что о времени, проведенном вне церковной ограды, он будет вспоминать с горечью, чувствуя себя духовно обделенным.
Думаю, надо не проявлять равнодушия и всеми силами бороться за то, чтобы люди оставались в Церкви, с Богом.
– Подросток часто легко поддается влиянию сверстников. Плодами такого влияния является курение, алкоголизм, наркомания. Как уберечь ребенка от этого?
– Это большая и больная тема. Здесь единым фронтом должны выступать государство, Церковь, школа и семья. Нельзя допустить, чтобы этот бич нашего времени беспрепятственно губил человеческие души. В противном случае у России нет будущего.
– Что интересного для подростков есть в ваших воскресных школах?
– Появилась новая форма объединения молодежи – молодежные православные организации. Это не спускалось сверху, а выросло, что называется, от земли. Я помню, как мы пытались реанимировать движение скаутов, но идеология разведчиков, как мне представляется, так и не прижилась у нас.
Слава Богу, что жизнь жительствует не в бездумном копировании иноземных форм, а в живом движении человеческих сердец. Могу привести пример православной организации молодежи «ПРОТОС» при Троицком соборе города Подольска, когда ее участники с поистине юношеским задором трудятся и при храме, и проповедуя в местных школах, и организуя паломнические поездки, и помогая на восстановлении храмов, и устраивая рождественские, пасхальные и просто культурно-исторические спектакли для себя и родителей, а также для находящихся в сиротских домах и в военных госпиталях, и даже соревнуясь на футбольных полях.
Московская епархия очень велика, и талант и творческие поиски наших православных педагогов проявляют себя весьма многообразно. Это не только занятия в православных гимназиях и воскресных школах, но и олимпиады по Закону Божию, и творческие конкурсы, и спортивные соревнования, и летние лагеря.
Как я уже сказал, в основе нашего подхода лежит концепция о том, что учеба и отдых, культурная и просветительская деятельность должны быть объединены в неразделимый комплекс, который я бы назвал полноценной жизнью ребенка в Церкви.
– Расскажите о себе как о подростке.
– С детства мать воспитывала меня в церковном духе, я постоянно чувствовал себя чужим среди неверующих, подвергался насмешкам сверстников. В такие моменты я приучился повторять слова А.С. Пушкина из стихотворения «Поэту»: «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, но ты останься тверд, спокоен и угрюм». И вот с юношеских лет на моем лице появилась эта «маска» спокойствия, не позволявшая никому заглянуть в мое сердце, кроме добрых верующих людей и пастырей Церкви, о которых храню светлую память. По причине моей чуждости советской детской среде я все время находился со взрослыми и впитывал то, что приходилось и слышать, и видеть. Это были замечательные благочестивые люди, потому и воспоминания остались очень светлые. Но не скрою, что были и встречи с весьма отрицательными явлениями и в жизни общества, и в жизни Церкви, которые также оказались полезными как опыт для моего последующего духовного созревания.
К примеру, я много узнал об обновленческом движении, да и наблюдал воочию его бывших представителей. Помню, как один священник, вернувшийся из обновленческого раскола, производил на мою детскую душу острое, болезненное впечатление своим неблагоговейным поведением во время богослужений. Меня смущало порой несоответствующее поведение алтарников на службах. И я до сих пор не переношу такого отношения к молитве в храме. Окружающие меня знают, что могут навлечь на себя «немилость», если мой взгляд упадет на тех, кто слишком оживленно разговаривает во время архиерейских служб.
Могу сказать: не жалею, что не было у меня «счастливого детства» со светскими развлечениями. Полнокровная жизнь в Церкви оказалась прочным фундаментом для подготовки к пастырской и архипастырской деятельности. Поступив в духовную семинарию, я чувствовал себя как рыба в воде среди братьев-единомышленников. Учиться было легко. Преподавали то, с чем я с детства ежедневно соприкасался и, можно сказать, впитал с молоком матери.
Очень рад, что среди духовенства я узнал многих добрых и щедрых сердцем людей. Это закалило мою совесть, и до сих пор, если я где-то должен оказать милосердие и не исполняю этого, то переживаю случившееся как личное несчастье.
– Мы знаем, что Вы регулярно интересуетесь работой церковных СМИ. Каково Ваше отношение к ним?
– Говоря о церковных средствах массовой информации, хочу прежде всего сказать об ответственности. Издатель, хоть архиерей, хоть священник, хоть светское лицо, должны понимать всю меру ответственности за дело, которое приняли на себя. Ведь слово и врачует, и ранит. Считая так, я много времени уделяю подготовке и редактированию епархиальных изданий вплоть до церковных новостей для интернет-сайта Московской епархии.
|