Лиссабон, 8 ноября 2010 г.
4–5 ноября 2010 года в Лиссабоне (Португалия) прошел международный форум «Свобода слова, совести и религии». Мероприятие было организовано центром Совета Европы «Север-Юг» при поддержке «Альянса цивилизаций» (ООН), Европейской Комиссии Европейского Союза и княжества Лихтенштей, служба коммуникаций ОВЦС. В работе форума приняли участие представители Совета Европы, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Европейского парламента Европейского Союза, дипломаты, религиозные и общественные деятели из различных стран мира.
Среди выступающих были специальный представитель «Альянса цивилизаций» (ООН) Ж.Сампайю, вице-спикер Европейского парламента (ЕС) М.Мартинес, заместитель директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Д.Уэйк, исполнительный директор центра «Север-Юг» Совета Европы Д.Юбер и другие.
Русскую Православную Церковь на форуме представляли заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) и представитель Московского Патриархата при Совете Европы в Страсбурге игумен Филарет (Булеков).
В своем выступлении игумен Филипп поделился размышлениями о возможных путях гармонизации свободы слова и религиозной свободы при реализации этих норм на практике: «Среди представителей религиозных традиций сегодня существует серьезная обеспокоенность растущим количеством в публичном пространстве выражений, образов, фильмов и медийных продуктов, которые оскорбляют людей, принадлежащих к различным религиозным традициям, и создают негативный образ религии». Он отметил, что «во многих странах мира существует законодательство, направленное на противодействие богохульству». Однако, напомнил о. Филипп: «Некоторые считают, что такое законодательство не соответствует демократическим стандартам, а потому должно быть отменено. По их мнению, закон должен защищать человека или группы людей, но не религию. Так, в Декларации по правам человека в культурно разнообразных обществах Комитета министров Совета Европы от 1 июля 2009 года подчеркивается, что «свобода слова применяется не только по отношению к информации или идеям, которые благоприятно воспринимаются в обществе, либо рассматриваются как безобидные или не достойные внимания, но также и в отношении тех, которые шокируют, обижают или вызывают обеспокоенность у государства или части населения». С другой стороны, есть позиция верующих людей. Они полагают, что богохульные слова и действия оскорбляют их религиозные чувства, человеческое достоинство и, таким образом, нарушают их права».
Представитель ОВЦС МП согласился с тем, что в условиях многорелигиозного и многокультурного общества требуется эволюция законодательства о богохульстве, но не его отмена: «Действительно, в религиозно гомогенном обществе законодательство о богохульстве имеет смысл, так как может содержать конкретные нормы, связанные с оскорблением доминирующей в этом обществе религии. В обществе, где сосуществуют различные религии и мировоззренческие системы, невозможно дать юридические определения для каждой системы убеждений и ценностей. Однако отмена законодательства о богохульстве без создания другого механизма защиты религиозных чувств людей приведет к нарушению прав человека религиозной части общества, а следовательно, будет грозить конфликтами и столкновениями».
В связи с этим игумен Филипп приветствовал процесс разработки на международном уровне новых норм, направленных на защиту прав верующих в связи с их убеждениями: «В итоговом документе обзорной конференции по выполнению Дурбанской декларации и программы действий по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью от 24 апреля 2009 года говорится об опасности «формирования негативных стереотипов и стигматизации людей на основе их религии или убеждений». Данное положение, наряду с целым рядом других положений международных документов о правах человека, подтверждает необходимость рассматривать случаи богохульства, включая богохульные акции, как унижение человеческого достоинства (диффамацию) религиозной общины, сообщества отдельных индивидов, объединенных одной религиозной верой. Важно и далее формировать и развивать законодательные меры, усиливающие защиту религиозных символов, священных имен и понятий, а также мест богопочитания как имеющих важнейшее значение для лиц, исповедующих религиозные убеждения».
В то же время, по мнению священнослужителя, должно оставаться пространство для свободных высказываний по поводу различных убеждений и верований: «Защита религиозных понятий верующими людьми не должна препятствовать выражению иными людьми своих убеждений, а также дискуссиям между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. При этом совершенно необходимым становится строгое следование принципам взаимоуважения, честности и корректности в межрелигиозных и мировоззренческих диалогах. Отношение к другим убеждениям не должно выражаться языком оскорблений и унижений, путем подмены понятий и фальсификаций, призывов к насилию в отношении людей, исповедующих определенные взгляды».
В заключение выступления заместитель председателя ОВЦС МП подчеркнул важность для решения этих вопросов продолжения диалога религиозных общин с международными организациями, в частности, с Советом Европы.
В рамках Лиссабонского форума прошли четыре рабочие сессии, посвященные следующим темам: «Религиозный плюрализм в демократических обществах», «Роль религиозных лидеров в продвижении культуры мира», «Предотвращение радикализма и религиозного экстремизма, международное сотрудничество в продвижении религиозной свободы».