На заключительном пленарном заседании IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, состоявшемся 18 ноября 2010 г., редакционной комиссией съезда был предложен и принят новый декларативный документ - «Обращение к миссионеру», адресованный всем миссионерам и основанный на Священном Писании и творениях святых отцов Церкви и великих миссионеров.
«Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского?»1 Оно «есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!» 2
К тебе, дорогой собрат, ощутившему в своем сердце призыв Божий к миссионерскому служению, обращены эти строки, собранные от сокровищницы святоотеческого наследия.
Прежде всего, православному миссионеру надлежит «догматов веры и сущности деятельного учения держаться так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть» 3. «Ни единым догматом, ни единой чертой в догмате мы не можем поступиться, так как все, что мы содержим до иоты — Божие учение, данное роду человеческому для спасения».4
Если миссионер твердо следует этим принципам, тогда «на его стороне стоит истина Православия, а истина есть такая сила, которую ничто в мире одолеть не может».5
Истина христианства проста, и изложение ее должно быть ясным и доступным.
Из прочих «признаков, по которым должен быть угадан хороший миссионер, самый первый есть смирение — источник силы и успеха для миссионера, ибо только "смиренным Бог дает благодать". Без благодатной же помощи Божией миссионерское служение — ничто; второй признак — искреннее желание служить Богу проповедью Евангелия»6. Если миссионер обладает этими признаками, тогда он в своей деятельности избегает ошибок и крайностей, способных вызвать соблазн в Церкви. Ибо смирение уберегает его от самоуверенности и желания эпатировать людей, от увлечения миссионерскими формами в ущерб содержанию проповеди, от стремления обрести какую-то корысть, пусть даже в виде преходящей славы.
Нам, дорогой собрат, следует быть особенно осторожными. «В таком служении, как наше, сколь опасно быть предоставленным одному себе, а не опираться на надежный авторитет»7. Поэтому при любых новых инициативах прежде их воплощения надлежит рассмотреть их сквозь призму Писания и Предания Церкви, обсудить с опытными миссионерами, и, конечно же, предоставить на рассмотрение правящего епископа, поставленного Богом надзирать за Церковью Христовой в своей епархии.
Чуткость, осмотрительность миссионера, стремление не навредить душам доверившихся ему людей и не ввести в соблазн братьев по вере, ни в коем случае не должны исключать смелости и дерзновения, поиска новых форм и средств христианской проповеди, открытости представителям различных субкультур и социальных слоев. Нет такой глубины невежества и омрачения человеческого, до которых не сошел бы Сын Божий, нет на земле такого места, где бы не могла звучать вдохновенная проповедь о Христе.
Дорогой собрат!
К тому, чтобы стать подлинно хорошим миссионером, у тебя есть несколько средств.
Во-первых, молитва, «потому что она низводит на дела благовествования ту благодать, которая сильна разрушить всякую твердыню: она делает слово проповедника действенным, покоряющим сердца слушателей в послушание Христово»8.
Во-вторых, поучение в Откровении Божием: «Непрестанно упражняйтесь в чтении слова Божия. Пусть не пройдет у вас ни единого дня, когда бы вы не прочитали, прежде всего, положенного в этот день чтения из Евангелия и Апостола. Такое чтение, неопустительно ежедневное, нужно не только для того, чтобы помнить слова Евангельского или апостольского учения, но для того, чтобы напитаться духом этого учения»9.
В-третьих, надежда на Бога, истребляющая пагубную самонадеянность, — «Только бы сердце миссионера Господу принадлежало, только бы он, куда ни устремится, везде учился ходить пред Богом и жить для Бога и действовать с Богом, взирая на Него»10. «Имей всегда скромное расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу. Такие обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать»11.
В-четвертых – христианская вежливость. Миссионеру надлежит «говорить со всеми кротко, разумно, от любви, — тогда слово большей частью будет производить хорошее действие, по крайней мере, не будет вредить; говорить же гневно, гордо, нетерпеливо, — слово будет гнилое, — люди так и примут его, и хорошего ничего не выйдет» 12. «С первого вступления твоего в должность [миссионера], поведением своим… старайся заслужить о себе хорошее мнение и уважение… Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают, того и не слушают» 13.
А в-пятых – любовь. «Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви» 14. «Христова истина успешнее всего проповедуется любовью. Любовь – лучший проповедник. Она найдет путь и в самую черствую душу для истины Христовой» (прп. Иустин Попович).
Любовь рождается и подпитывается в миссионере, когда он не только проповедует словом, но и исполняет заповеди Христовы о милосердии к тем, кому проповедует. Поэтому важно, чтобы миссионеры «разными образами помогали бы страждущим и бедствующим» 15, чтобы таким образом «благотворительность тесно связывала юную паству с миссионерами. Без нее и невозможно… совершать дело благовествования»16.
Чтобы не допускать лжи в деле, совершаемом тобою ради Господа Иисуса Христа, необходимо прилагать всемерные усилия к тому, чтобы жизнь привести в соответствие со святой истиной Божией. Ведь «если проповедник говорит не от сердца, лицемерно, то слушатели внутренним чутьем понимают несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью — и слово не имеет той силы, которую оно могло бы принести в случае, когда проповедник сам исполнял бы слово свое на деле»17.
«Успех евангельской проповеди зависит не от количества только, но и от качества проповедников веры. Итак, для миссионерского служения нужны... такие деятели, которые могли бы учить не только словом, но и нравами своими» 18. «Подвижничество — единственная миссионерская школа Православия. Православие — это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом»19.
Поэтому миссионеру как «ратнику Церкви необходимо носить на себе броню правды и наблюдать, чтобы она всегда была целою, чтобы ни одного кольца не выпало из этой кольчуги, ни одного дела праведности не было опущено. Иначе противник Церкви, заметив в сопернике своем какой-либо нравственный недостаток или нарушение какого-либо устава Церкви, свои стрелы обличения и будет направлять прямо на этот недостаток в миссионере, и может заставить его замолчать»20.
Наконец, миссионерское служение немыслимо без жертвенности и самоотречения. «Путь миссионера легок не бывает» 21, и это видно как в житиях святых апостолов, так и проповедников последующих времен. Но «неужели мы убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу нашего народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы... если решимся... стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе»22.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1
Св. Николай Японский. Дневник, 8 августа
1881 г.
2Свт. Иннокентий Московский.
Наставления священнику, назначаемому для
обращения иноверных и
руководствования обращенных в
христианскую веру.
3Свт. Иннокентий
(Вениаминов). Наставления, 17.
4Св. Николай Японский. Дневник, 23
декабря 1898 г.
5Свт. Макарий (Невский). Беседы о
миссионерском деле. С. 223.
6Св. Николай Японский. Письма. С.
281.
7Св. Николай Японский. Письма. С.
78.
8Свт. Макарий (Невский). Беседы, С.
211.
9Свт. Макарий (Невский). Беседы, С.
212.
10Прп. Макарий (Глухарев).
Мысли о способах к успешнейшему распространению
Христианской веры между Евреями,
Магометанами и язычниками в Российской
державе, XXXIII.
11Свт. Иннокентий
(Вениаминов). Наставления, 2.
12Св. Николай Японский. Дневник, 4
марта 1888 г.
13Свт. Иннокентий
(Вениаминов). Наставления, 33.
14Свт. Иннокентий
(Вениаминов). Наставления, 5.
15Прп. Макарий (Глухарев).
Мысли, XXVII.
16Свт. Макарий (Невский). Беседы,
С. 202.
17Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь
во Христе. Часть I.4.
18Свт. Макарий (Невский). Беседы,
С. 227.
19Прп. Иустин (Попович).
Внутренняя миссия нашей Церкви.
20Свт. Макарий (Невский). Беседы,
С. 214.
21Свт. Филарет Московский.
Письма к игумении Марии (Тучковой), 26.
22Прп. Макарий (Глухарев).
Мысли, VI.
Слово Божие без жития по Божьему слову, пустоцвет, тело без души, труп, исполненный трупного яда, смертоносный яд, отравляющий всякого, кто прикасается к нему неосторожно. И, немногие Богословы спаслись, ибо претыкались и запутывались в сети, тонкие сети обольщения, проповедуя Его, с помощью «своего» творчества, но это лишь, обольщающий полет души, пенящийся своими срамотами, в вихре бушующего ветра, холодного ветра помыслов злых демонов. Слепой ведет слепого, ибо знания затмевают, Дух Божий проницает и глубины Божии.
А в Его свидетельстве, ненужны третьи лица, и человеческие подписи в удостоверение. Ибо, Слово Божие говорит: « не принимаю свидетельств от человеков». И это сказано об Иоанне Крестителе?! Илии, которому должно прежде прийти, и никто сильнейший из пророков не приходил на землю….
Мы напрягаемся от истины, вот именно от истины, до головной боли, не вмещаем ее, теряем терпение и бежим от нее, только услышав, более того, другие будут кричать – распни, а еще вчера осанна. Человеческая мудрость, безумие перед Богом. Мудреное человеческое от плоти, которая принимает своих, но оно ничто с немудреным Божиим. Фундамента на человеческом мнении не построишь – фундамент построенный на песке, ветер подул, дождь пошел и, его унесло, размыло селевым грязевым потоком, причем в ту сторону в какую подул ветер.
Потому не все делайтесь учителями, ибо Слово Его, не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы. Овец ведут на заклание к волкам в овечьих шкурах. В последствии сами станут хуже геенны , если выживут. Но что хуже, ладно отвернутся от православия, и не только они, но и многие станут вдвое хуже геенны. Достаточно одной тени грязной мысли, и вокруг пропасть тьмы зловония, и уже не отпустят. Ранее, не готовый, за совет, когда не просят, не вкушал пищи три дня, исповедался, была бы необходимость, и вовсе не вкушал бы.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми нами.Аминь
И, по всей видимости, в поисках "новых форм и средств" проповеди будет отдавлено немало болезненных мозолей "собратьев по вере". Показательна деградация в этом смысле протодиакона А. Кураева - а ведь это далеко не худший миссионер.