Нельзя играть с Церковью

Беседа с епископом Рашко-Призренским Феодосием

В дни Архиерейского Собора, проходившего с 17 по 20 ноября в Белграде, жизнь Сербской Церкви была омрачена одним чрезвычайным происшествием. В тот момент, когда сербский епископат решал насущные вопросы жизни Церкви, находящийся на покое епископ Артемий вместе со своими последователями приехал без благословения на Косово и произвел попытку узурпации власти в Рашко-Призренской епархии. Несмотря на то, что он находился под временным запретом в священнослужении, владыка Артемий совершил литургию. При этом ему сослужили клирики, большинство из которых также были под запретом или же лишены сана по законному решению Церковного суда. Прибывшие с владыкой Артемием монахи попытались занять нескольких монастырей на севере Косово и в Рашской области.

Заведомо обреченная на провал авантюра окончилась для владыки Артемия и его единомышленников полным фиаско. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви охарактеризовал его действия как раскольничьи и соборным решением лишил его епископского сана.

Для выдворения бесчинствующих из занятого ими монастыря пришлось прибегнуть в помощи полиции.

Тем не менее, вернувшись в центральную Сербию, бывший епископ Артемий уже заявил ряду средств массовой информации, что не признает «неканоничные» решения Священного Собора и Синода, а среди общественности продолжают ходить истории о «неправедно гонимом защитнике Православия». Общественное мнение серьезно обеспокоено этим вопросом и регулярно подогревается искаженной информацией.

23 ноября 2010 года новоизбранный епископ Рашко-Призренский Феодосий ответил в интервью газете «Вечерние новости» на несколько вопросов, наиболее интересующих общественность в связи с делом бывшего владыки Артемия.

***

Епископ Рашко-Призренский Феодосий (Шибалич)
Епископ Рашко-Призренский Феодосий (Шибалич)
– Лишенный сана владыка Артемий утверждает, что решение о лишении его сана, как и несколько предыдущих (о запрете пребывания в Косове, запрете на священнослужение) принято вопреки церковному уставу, то есть без рассмотрения на церковном суде?

– Естественно, не нарушены ни каноны, ни устав Церкви, так как в этом случае это означало бы, что никто из 36 присутствовавших на Соборе епископов, во главе с Патриархом Иринеем, не знают правил Церкви. Епископа, согласно канонам, должны судить не менее 12 архиереев. В случае бывшего владыки Артемия Собор в тот момент уже заседал, и поэтому было принято предложение, по которому Собор был превращен в Церковный суд, принявший полноправное и законное решение. Собор выбирает епископов и имеет право лишить их сана. Так происходило и раньше в истории.

– Но его защита там не была слышна...

– Бывший владыка Артемий во время заседания совершил попытку путча в канонической епархии Сербской Православной Церкви. Участвовал в насильственном захвате монастырей, не принадлежащих ему канонически, и подписывал акты с фальсифицированной печатью епархии. Для Собора это было более чем ясным свидетельством и доказательством вины. Поэтому распространяемые бывшим владыкой спекуляции о мнимой канонической необоснованности этого решения совершенно беспредметны.

– Нанесли ли все эти события вред Церкви, и было ли необходимым участие Косовской полиции в монастырях Дубоки Поток и Девине воде?

– Защита имущества от узурпации – легальное право СПЦ, как и любой другой институции. Поэтому участие полиции, в этом случае сербов из Косовской полицейской службы, было единственно доступной нам возможностью. Речь идет о КПС, которая находится в командной структуре ЕУЛЕКС, а не Приштины. ЕУЛЕКС не признает независимость Косова и действует по мандату миссии ООН. Собор занял твердую позицию: собственность Сербской Церкви необходимо вернуть в руки законных епархиальных властей и не допустить организации на территори Косова какой бы то ни было «раскольничьей церкви», которая бы использовала собственность Сербской Церкви. Искренно говоря, мне тяжело из-за всего этого, но служение Церкви должно быть превыше наших ощущений.

«Закрыт» ли этими решениями случай бывшего владыки Артемия и может ли он и в дальнейшем представлять опасность для единства Сербской Православной Церкви?

– Я лично думаю, что бывший владыка больше не представляет серьезной опасности для Церкви, потому что этим решением Собор ясно и недвусмысленно показал всем верующим позицию Церкви по данному вопросу. Если бы бывший владыка продолжил прежнюю нецерковную деятельность и дальше бы представлялся как «епископ Рашко-Призренский», то, боюсь, могли бы последовать дополнительные церковные меры. Надеюсь и молю Бога, чтобы Артемий окончательно понял: с Церковью играть нельзя.

Известно, что лишенный сана епископ пользуется поддержкой значительного числа верующих в Косове. Может ли это углубить уже существующие разделения между сербами в Косове и Метохии?

– Народ в епархии не разделен около вопроса поддержки бывшего владыки Артемия. Никто не умаляет его прежние неоспоримые заслуги, но здесь встает вопрос: за Церковь ли мы или против нее? Сербский народ в Косове и Метохии, как и в Рашской области, абсолютно верен и останется верен Сербской Православной Церкви.

Как Вы прокомментируете мнения, что за спиной всех событий около лишенного сана владыки Артемия замешена и политика?

– Патриарх Ириней и архиереи много раз подчеркивали, что здесь речь об исключительно церковной, а не политической проблеме. Судьба края – вопрос всей Сербской Православной Церкви, а не одного епископа или политической партии. Поэтому наша задача – в сохранении народного единства и поддержки сербов, а не в занятии политикой и разделении народа на подобных и неподобных.

Перевел с сербского Иван Ушаков

25 ноября 2010 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Виталий25 января 2012, 00:00
Может Геннадий, несмотря на трагичность поступка (хонукальная свеча), до тех пор пока он не запрещен в служении, может. А вот бывший владыка Артемий не может, так как он запрещен в служении, ради мира он должен был смириться, а он сеет соблазн, показывая пример, что можно не выполнять решения Церкви если человек считает их не законными, т.е. каждый сам себе закон. Такая же ситуация и с бывшим епископом Диомидом. Ситуация вокруг нас врядли будет улучшаться, но как раз очень важно сохранить Церковное единство, даже учитывая подобные поступки. За исключение конечно случая когда будет откровенная ересь (т.е. ересь введеннная в закон). Поступки же некоторых иерархов, это их ЛИЧНЫЕ грехи, мы не должны с ними соглашаться, но раскол не лучше ереси.
Антон Головин14 декабря 2010, 09:00
Вот сербский Патриарх Иреней зажигает иудейскую менору на Хануку: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=45388 Этим он нарушил ряд Апостольских Правил. Требуемое наказание - извержение из сана и отлучение от Церкви. В Сербской Поместной Церкви грядет большая беда, если верующие не потребуют удаления этого человека и его «команды» от управления Сербской Поместной Церковью.
Геннадий13 декабря 2010, 15:00
Может ли сербский патриарх, зажигавший ханукальную свечу в синагоге, выносить и далее канонические прещения?
Геннадий12 декабря 2010, 15:00
Может ли выносить каноничесие прещения патриарт, зажигавший ханукальную свечу в синагоге?
Константин Викторович Брызгалов, Новосибирск10 декабря 2010, 16:00
Правило св. Апостолов 71: Если который христианин принесет елей в языческое капище, или в иудейскую синогогу, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного. Как это правило соотнести с поступком Патриарха СПЦ, одного из тех кто лишил сана владыку Артемия
Брызгалов Константин Викторович, Новосибирск10 декабря 2010, 06:00
Патриарх Сербский Ириней посетил в Белграде прошлой ночью синагогу «Сукат шалом» и зажег одну из восьми свечей во время традиционной церемонии Хануки - еврейского праздника «свободы и света», сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви (перевод с сербского «Русской народной линии»). Доигрались!
Cергей 8 декабря 2010, 12:00
Что означают все эти поражения православных патриотов - о. Петр Кучер, владыка Артемий и др.? Только одно - пора нам, православным, с людьми работать капитально, а не в политические игрушки играть. Хоть ортодоксальнейшее будет у нас богослужение и богословие, но если при этом не будем вникать в душевное состояние людей и лечить их, заменим всё значимое "Аллах киримами", то Господь нас точно также отвергнет, как отверг иудеев. Аул какой-нибудь будет существовать, если в нем хоть V и IX Заповеди соблюдают, а православное государство не будет существовать, если в нём эти Заповеди не соблюдают. Увлеклись слишков второстепенным.
Людмила 4 декабря 2010, 17:00
Ниже не мое мнение; это цитата Подлинные причины гонения на еп. Артемия вскрыл сербский религиовед Мирко Джоджевич, который носит титул «социолога и исследователя-религиоведа» и считается в Сербии представителем Ватикана в Сербии, поскольку часто и публично выражает позицию Ватикана. Вчера Мирко Джоджевич заявил относительно епископа Артемия следующее: «Преосвященный Артемий был как бельмо в глазу для церковного руководства, а также и для политических кругов, поскольку он, как уже стало известно, в последние полгода сделал примерно десять заявлений и воззваний, всей помощью которых он противодействовал экуменизму, и экуменическим шагам церковного руководства, в то время как все это является официальной политикой Церкви. Он также противодействовал вхождению Сербии в ЕС, а также требовал суда над странами, которые бомбардировали Югославию... Вполне очевидным становится то, почему некоторые раздражены и неотвратимо последовали такие последствия».
Игорь 3 декабря 2010, 23:00
ПОИСТИНЕ НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ С ЦЕРКОВЬЮ! Понимают ли это те сербы, кто силой вводит ересь, а сопротивляющихся пытаются убрать с пути? Ведь Церковь это не епископы и не народ, но Дух Святой! Понимают ли это те, кто подает нам информацию о Сербской Православной Церкви? Сегодня сила на стороне "безгрешных" т.е. еретиков отрицающих даже существование греха, изменяющих Литургию (Херувимская, Тебе поем..., части ектений не нужны), выбрасывающих иконостасы из храмов. Но ведь Бог не в силе, а в правде! Сербы (православные) говорят " Сила Бога не моли- Бог силу не воли " (Сила Бога не молит-Бог силу не любит). Ведь за ризами скрыты обычные человеческие души и в эту ночь могущие предстать пред ЦЕРКОВЬЮ... Прочитайте статью http://www.srpskilist.net/gledista/kosovo-i-metohija-u-danasnjoj-srbiji-rus.
архим. доц. Павел Стефанов 1 декабря 2010, 11:00
Конечно, здесь замешана политика и даже она выступает как важнейший фактор в этом скандале. Дело в том, что Артемий не признает фактический отказ Сербии и Сербской церкви от Косово и Метохии, а правительство и Синод признают арбанскую агрессию и нарушение международного права. Я уверен, что в 2013 г. СПЦ будет праздновать годовщину Медиоланского едикта в Нише и пригласит папу, чтобы руководить мероприятие. В то же время СПЦ постоянно нарушает религиозные права болгарского меншиства, которое живет на востоке Сербии. Болгарская церковь молчит.
Сергей29 ноября 2010, 08:00
Никакая борьба с "изменениями в СПЦ" не может служить оправданием тех неадекватных поступков, которые совершает, особено в последнее время Артемий. Если он служил, будучи под запретом и являясь уже епископом на покое в чужой епархии, да еще и заявляет, что "я остаюсь епископом Рашко-Призренским, а все решения в отношении меня неканонические" (хотя он сам их признал на прошлом соборе, на котором присутствовал). Это уже полная неадекватка, мягко говоря. Филарет Денисенко тоже в свое время сначала все признал и каялся в Москве, а потом уехал на Украину, от всего отказался и начал раскол. Весьма симптоматично. Сейчас Артемий уже фактически заявил, что все дураки, а он один умный и самый большой знаток канонов. Этот знаток канонов продолжает служить, будучи изверженным из сана и ведет за собой запрещенных в служении и лишенных сана клириков. Эти люди даже открыли очередной сайт их виртуальной "рашко-призренской епархии". Это, простите, уже просто настоящий сумасшедший дом...
Игорь Желада28 ноября 2010, 03:00
Народ сербский не безмолвствует, это у нас переводят только одну сторону, а ведь из 35 епископов за снятие сана с Владыки Артемия проголосовали 21. Значит 15 епископов имеют другую точку зрения. http://borbazaveru.info/content/blogsection/2/37/ http://www.nspm.rs/crkva-i-politika/dusko-dugousko-u-mantiji.html почитайте хотя бы эти сайты с комментариями, чтобы понять-сербы не молчат! В чем же причина столь сильных волнений? Владыка Артемий больше 5 лет борется с новыми изменениями в СПЦ (чин службы, устройство церкви, основное богословие), которые 10 лет назад принесены из Греции. В Сербии их называют "новотарство". Основные положения: -греха нет, это воспитательный элемент из прошлого, следовательно аскетика и вообще борьба с грехом не нужны, они заменяются благодарением Бога (это протестантизм); -из католицизма взяли уничтожение иконостаса (есть и этому серьезное объяснение);-из Литургии удаляют молитвы (напр. "Тебе поем..")не знаю по какой логике и кому это нужно. Так скажите, дорогие читатели, Вы бы молчали? Уважаемая редакция, ведь 16 епископов СПЦ не разделяют новотарство и травлю Владыки Артемия,(представтьте трагедию не столько монашествующих, сколько священников с их семьями) ведь можно и дипломатическим способом описать ситуацию в СПЦ, а значит вызвать миллионы молитв православных в помощь братскому сербскому народу, ведь мы не две Церкви, но Одно Тело Христово.
вета26 ноября 2010, 12:00
я ,конечно же,сознаю правоту Николая,раскол-смертный грех,однако мы не располагаем всей полнотой информации о событиях Сербии.вполне возможно ,что перед нами хорошо спланированная акция по уничтожению неугодного епископа...очень светлый образ оставил вл.Артемий своими статьями и выступлениями.еще повторюсь,не верю и не смогу поверить тем клеветам по которым отстранили вл.Артемия от епархии.
Николай26 ноября 2010, 07:00
Да, Вета, помним. Но не помним, что они(Златоуст, русские святители:Максим грек,Филипп,Никон и др.) вели себя подобным образом. Тем более епископат ни в какую ересь или нечестие не впал, чтобы приравнивать их к гонителям Златоуста, русских святителей и др. А вот раскол в пастве налицо и Вы тому подтверждение, а потому действия бывшего владыки охарактеризованы верно: "...охарактеризовал его действия как раскольничьи..."
Игорь26 ноября 2010, 00:00
Здравствуйте.Интересная форма подачи информации о владыке Артемии на сайте.Интересная своей однобокостью.В Уставе Сербской Церкви четко прописано, что никто не может быть наказан без судебного расследования обстоятельств дела.Именно об этом и говорит владыка, объясняя причины по которым он не признает решение Архиерейского Собора.Кстати, 3 апреля было опубликовано интервью епископа Шабацкого Лаврентия сербскому изданию «Курьер».По словам епископа Лаврентия, владыка Артемий «категорически против всяких разговоров и договоров». «В качестве примера - последствия мартовского (2004 г. - РНЛ) погрома, который учинили шиптары. Мы подали жалобу, и ЕС выделил крупную сумму денег для восстановления этих церквей. Между тем, Артемий отказался от этого под предлогом того, что "не могут восстанавливать церкви те самые люди, которые и рушили их". Комментируя это интервью, известный сербский аналитик Владимир Димитриевич в журнале «Печат» сделал следующий вывод: «Итак, епископ Лаврентий, известный своей сдержанностью, ясно показал, что владыка Артемий - хороший архиерей. И если бы все происходило не в Косово и Метохии, где нужно было сотрудничать с Западом, а он не собирался делать этого, - то никто бы его и пальцем не тронул». Почему информация о владыке Артемии подается только в негативном ключе-загадка загадок.Так почему, дорогая редакция?
вета25 ноября 2010, 22:00
Не могу поверить в нечестность владыки Артемия.Если он выступил против определения Синода,значит имел очень серьезные основания.Мы помним суд над Златоустом,над русскими святителями:Максимом греком,Филиппом,Никоном и др.
Дмитрий25 ноября 2010, 21:00
Все очень интересно, вот только Косовская Полицейская Служба подчиняется только Приштине а никак не Еулекс, живущий в Косово Теодосий должен был бы это знать.
Николай25 ноября 2010, 19:00
Продолжение: Итак, уже из этого видно, что владыка Артемий думает более о себе, а не о Церкви, что означает- он уже именно бывший владыка и решение епископата с самого начала было абсолютно верным. Пастырь добрый думает о пастве, а не о себе. А что полицию вызвали тоже правильно, так как и я, например, когда прибираюсь в квартире "вызываю" пылесос, а не втягиваю сам))))) Да и бывший владыка сам повёл себя как разбойник, а не брат(пусть и обиженный), а для разбойников всегда вызывают полицию... Действительно, с Церковью играть нельзя, так как она из людей состоит, причём из братьев и сестёр, а также нельзя забывать какой Ценой Церковь Христова приобретена... Спасибо Ивану Ушакову за перевод и поучительную статью!
Николай25 ноября 2010, 19:00
Вот даже мне-грешнику или как говорит Давид: "червю" понятно, что бывший владыка Артемий своим поступком(попыткой узурпации власти пока епископат решает проблемы) подобен кочевникам, делающим набеги. То есть пока сильные мужчины-воины по делам отлучились из селения, кочевники прознав об этом, в тот момент на селение и напали... Тут даже не только с кочевниками сравнить можно, а с такими трусоватыми кочевниками. Или даже теми, кто наносит удар в спину... Далее, вот бывший владыка доказывает, что с ним якобы поступили неверно. Но зачем же ты, в таком случае поступаешь так как поступил, а не претерпевашь всё это благодушно, как и заповедано Христом? Где смирение и кротость, которое ОБЯЗАН показывать владыка своей пастве в изгнании он или нет? Но нет ни смирения, ни кротости, зато есть желание оправдать себя любой ценой и притом в ущерб пастве, так как вон сколько смущения породило поведение бывшего владыки среди сербских православных, в то время как Господом заповедано единство. Также и внешние могут теперь тыкать пальцем в Православную Церковь и хихикать...
Порошин25 ноября 2010, 18:00
Народ безмолвствует.
Геннадий25 ноября 2010, 12:00
Да, действительно пришло время "поцеловать Святые Каноны и положить их на полочку", а руководствоваться сиюминутными страстями "менеджеров" Церкви
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700