'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
Рассказать о жизни Церкви современным телеязыком – такую непростую задачу ставит перед собой фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» и каждый год успешно с ней справляется. В этот раз старейший российский православный кинофорум отмечает свое 15-летие. Несмотря на юбилейную дату, мероприятие не превратилось в официозное собрание с красными ковровыми дорожками. Вход на кинопоказы в Дом кино для зрителей бесплатный, а в программе фестиваля по-прежнему множество высокопрофессиональных документальных кинолент, которые хоть и не подойдут для показа в прайм-тайм по телевизору, однако способны рассказать о сокровенном.
Создатель и бессменный президент фестиваля Евгений Никифоров считает, что с каждым годом программа фестиваля будет становиться все интереснее, поскольку именно сейчас православный кинематограф начинает пожинать плоды более чем десятилетнего периода становления и развития. О том, что сделано за это время и что еще сделать предстоит, Евгений Никифоров рассказал порталу Православие.ру.
***
![]() |
– Наш фестиваль первые годы не был широко разрекламированным и публичным форумом. В то время была необходимость создать что-то вроде школы профессионального кинематографа; мы сами вместе с участниками хотели понять, что такое нравственное кино, что такое православное кино и каким оно должно быть. Поэтому в рамках «Радонежа» проводились многочисленные обсуждения и семинары, на которых профессионалы из разных регионов России могли бы поделиться своим опытом и видением проблемы.
Уже в первые годы фестиваля мы выяснили: интерес к церковной тематике огромен. В 1995 году, когда Церковь была под запретом на телевидении, к нам уже пришло 45 работ со всей России, в следующем году их уже было около 200. Правда, многие них были далеки от идеала. Как и всякую миссионерскую работу, православные фильмы и передачи делать сложно, и чтобы достучаться до зрителя, нужно расширять собственный кругозор, находить новые средства выразительности, уходить от штампов. Вот один раз показали матушку в платке, второй раз, третий – а что дальше? Поэтому нашим православным документалистам и телевизионщикам так важно было научиться профессионализму.
– Когда вы почувствовали, что работа мастер-классов и семинаров приносит плоды?
– Мастерство и опыт приходят постепенно. В результате большой работы уже примерно как лет семь фестиваль вышел на высокопрофессиональный уровень. Более того, наш кинофорум стал стартовой площадкой для десятков региональных компаний, которые получили возможность представить свою продукцию зрителю, а ведь это, в свою очередь, стимул для профессионального роста. За последние десять лет православное телевидение и документалистика прошли большой путь в своем развитии – и количественном, и качественном. Мы духовно растем вместе с нашим зрителем.
Уже несколько лет подряд у нас на фестивале иногда представлены и художественные фильмы, достаточно вспомнить знаменитые «Остров» или «Поп» – хотелось бы, чтобы в будущем нам удалось бы развить и это направление, так как пока таких фильмов крайне мало.
– Какие еще фильмы или режиссеры стали известны широкой публике благодаря «Радонежу»?
– За 15 лет вместе с нами выросло поколение прекрасных профессионалов и глубоко верующих людей. Они делают выдающиеся передачи и документальные фильмы. Например, такие знаменитые документалисты, как Алексей Погребной, Юрий Шиллер, Валерий Тимошенко, были в свое время открытием «Радонежа».
Но стать известными широкой публике документалистам все же сложно – мы стараемся участвовать в постфестивальной судьбе фильма, предлагая его к показу на различные телеканалы, выкладываем их на интернет-телеканале «Радонеж», стараемся получить гранты, чтобы производить диски, которые на безвозмездной основе будут распространяться в социальных учреждениях. Это первостепенная на данный момент задача – и постепенно мы найдем способ ее решить. Зритель хочет увидеть православное кино – об этом говорит переполненный зал во время показов. Поэтому уже не первый год осуществляется специальная программа «Эхо фестиваля»: лучшие картины будут показаны не только в регионах, но и по телеканалам «Спас», «Доверие», «Столица», «Союз».
– Что привезли на фестиваль участники в этот раз?
– В этом году прислано 270 работ из всех регионов России, да и не только из России – без преувеличения, на смотре представлен весь крещеный мир: это и Молдавия, и Армения, и Польша, и Грузия, Греция, конечно же Белоруссия и Украина. Среди них, например, фильмы о Николае Шмелеве, о настоятельнице Горненского монастыря в Иерусалиме, о русских писателях Федоре Абрамове и Василии Белове, о русском зарубежье и другие.
Смотр проводится по двум направлениям: документальное кино и телепрограммы, в конкурсном показе 46 фильмов и 28 телепроектов – это очень много, но жюри просто не смогло сократить количество участников из-за общего высокого уровня представленного нам материала.
– Как же говорить о Православии, чтобы тебя услышали и поняли? Что на этот счет придумали кинодокументалисты за 15 лет?
– Я считаю, что главная ценность всех тех фильмов, которые мне довелось посмотреть на фестивале, в том – что они есть реальное свидетельство о жизни Православной Церкви. Это ведь не игровой фильм, где можно загримировать актера, приклеить усы и бороду – и он сыграет роль батюшки и произнесет проповедь; это живое слово, которое так нужно нашим зрителям. В наше время непросто найти себе опытного духовного наставника или посетить старца, который мог бы показать конкретный пример святой жизни – а тут мы видим реальные судьбы Божиих людей со всех уголков России, видим, что Россия жива. Это очень отличается от того, что показывают центральные телеканалы и пишут газеты – но, посмотрев наши фильмы, я точно знаю, что есть и другая сторона жизни, она существует, несмотря ни на что.
1 декабря 2010 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
К кому из режиссеров и как вы обращались?
Захотите связаться со мной, то вот вам мой адрес:zoonova@mail.ru
Я считаю так как написал.Вы же думайте как хотите.Бог судья.
Я кинорежиссер и занимаюсь этим много лет.И я считаю, что я знаю,что говорю.
Или вы думаете,что это я человек мимо Церкви? Да нет!Я воцерковлен и имею даже незаконченное высшее богословское образование.
Так что ваш рассказ не аргумент!
Что у нас более нет христианских фильмов? Есть! «Изгнание», «Возвращение». Да они сильней в 1000 раз «Острова». Ну, нет, мы «ОСТРОВ» восхваляем и восхваляем. Конечно, там же все в рясах. Думаю, что если "Остров" становится лучшим христианским фильмом года, то Россия опять клюнула на внешнее. Так и будет: придет ряженый антихрист, выдаст себя за Христа и даже православные примут его.
Православные фестивали, как светское ТЭФИ. Междусобойчики. Вот и получается, что светские сами для и по себе, а православные сами по себе.
Россия гниёт! Надо вламываться в её гнилую среду. И вытаскивать оттуда остатки еще живой материи.
Простите, если обидел. Может, я и ошибаюсь. Я ведь тоже человек.
Надо ворваться искусством в душу человека, проходящего мимо Церкви. Заставить его мучиться после просмотра, думать, переживать, подтолкнуть к мысли, что он в гнилье. Он этого не замечает! Говорить с миром на языке его образов. НУ, НЕ БУДЕТ СВЕТКИЙ СМОТРЕТЬ ПРО БАТЮШКУ В ДЕРЕВНЕ, КАК ОН У АЛТАРЯ ЧАСТИЧКИ ВЫНИМАЕТ И СЛУШАТЬ ЕГО РАССУЖДЕНИЯ,восхищатся ракурсами через свечки разделять елейные «охи-ахи» паломников посещающих монастыри.
Православное кино не смотрят светские люди. Не воцерковленные. А как с такими быть? А надо снимать искусство, которое бы вытаскивало из мира падшего светского человека. Который может, корчит рожу от одного только упоминания о Православии, о батюшке и церковных таинствах.
А так получается, что провели фестиваль, себя наградили, пронесли из одного фестиваля в другой с наградой "Попа" и разошлись с чувством спасения по домам. «Поп» на всех фестивалях для престижа фестивалей?
Я считаю, что радость "Радонежа" - это радость о самом себе и в самом себе. Православное кино, зачастую, любительское. Съемка, монтаж, сценарии....Я вижу эти фильмы на "Радонеже" и могу судить. Интересно оно только самим православным. Фильмы про батюшек, монастыри, святых...
Я не говорю, что это не надо снимать. Надо! Для православных, которые не смотрят светское кино.
Нынешнее православное кино не апостольское (я не о том, что телеканалы отказываются брать православные фильмы). Православное кино не идет в Мир падший и не говорит с ним на их языке. Разумеется без мерзостей. Апостол Павел, ведь не говорил с разбойниками по "фени".
У меня есть заготовки для сценария художественного фильма о сельском священнике, но я не могу достучаться ни до одного режиссера - просто для того, чтобы они прочитали эти заготовки. Мне просто не отвечают на письма. Что делать, ума не приложу.