Торонто, 2 декабря 2010 г.
По благословению Преосвященнейшего Гавриила, епископа Монреальского и Канадского, торжества решено было провести 7/20-8/21 ноября при Свято-Троицком храме в Торонто, Онтарио, – крупнейшем приходе Зарубежной Церкви, информирует сайт Канадской епархии.
Дата празднования была избрана неслучайно. Именно в эти дни в 1920-м году, на корабле «Великий Князь Александр Михайлович», у берегов Стамбула-Константинополя, а затем и в самом городе состоялись первые заседания Временного Высшего Церковного Управления на Юге России, под председательством Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), положившие начало бытию Русской Церкви за пределами нашего Отечества.
Первое заседание состоялось 6/19 ноября 1920 года, а днем позже, 7/20 ноября 1920 г., появилось известное постановление Святителя Тихона, Патриарха Московского, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви за номером 362, где, в частности, говорилось: «2. <…>В случае, если епархия <…> окажется вне всякого общения с ВЦУ или само ВЦУ во главе со св. Патриархом почему-либо прекратит свою <…> деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти<…> 3. Попечение об организации «Высшей Верховной Власти, для <…> оказавшихся в положении, указанном в п. 2 <…> составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану архиерея».
Ровно через девять десятилетий, день в день, в церковном зале Свято-Троицкого собора в Торонто, начала работу молодежная конференция, которой и открылись епархиальные торжества. В своем вступительном слове Преосвященнейший Владыка Гавриил, в частности, коснулся тех немалых сложностей, которые приходится претерпевать в современных условиях всем носителям Православного мироощущения, особенно же – Русским людям вне пределов России. Владыка отметил, что в нашу эпоху, когда, может быть, даже гадаринский бесноватый, о котором идет речь в Священном Писании, был бы признан если не здоровым, то нуждающимся лишь в услугах психотерапевта, людьми не замечаются действия нечистых духов, хотя их проявлений сегодня едва ли не больше, чем во времена земной жизни Господа Иисуса Христа. Владыка особо подчеркнул, что спастись от беснования мира сего возможно исключительно в ограде Церковной, а создание, по воле Божией, Русской Зарубежной Церкви, позволило нашей эмиграции сохранить и свою духовность и свою русскость.
Затем, по оживленном обсуждении слова Преосвященнейшего Гавриила, участникам конференции был предложен доклад, подготовленный регентом Г.А. Скоком. В докладе была увлекательно и подробно рассмотрена история Канадской епархии Русской Зарубежной Церкви.
Завершил конференцию рассказ настоятеля храма Нерукотворенного Спаса в Лондоне, Онтарио, протоиерея Владимира Морина о первом за минувшие 90 лет пребывании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Курская-Коренная» в Отечестве. Протоиерей Владимир был членом делегации, сопровождавшей Одигитрию Русского Зарубежья в Ее поездке по России.
К воскресной Божественной Литургии, проходившей при большом стечении молящихся (более восьмисот), в Троицкий собор прибыли Св. Мощи Крестителя Руси, Св. Равноапостольного Великого князя Владимира, находящиеся в эти дни в Канаде по благословению Высокопреосвященного Митрополита Владимира Киевского.
21 ноября, в день, когда Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, исполнилось 25 лет со времени блаженной кончины приснопамятного Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего в череде Первоиерархов Русской Православной Зарубежной Церкви. По всей Канадской епархии, в согласии с указом Преосвященнейшего Гавриила, поминали этого великого молитвенника, а в Троицком Соборе, где проходили торжества 90-летия некогда возглавляемой почившим иерархом Зарубежной Церкви, по отпусте была пропета Вечная Память.
На заключительном банкете, в котором приняло участие более трехсот гостей, Преосвященнейший Гавриил обратился ко всем присутствующим со словами благодарности, и еще раз обратился к историческим событиям, память о которых собрала сегодня вместе всех чад Русской Зарубежной Церкви: "Вспомним, дорогие братья и сестры, – сказал Владыка, – что в годы гражданской смуты и торжества безбожных властей на Русской земле, ее покинули до полутора миллионов человек.<...> Ими были созданы военные, политические и творческие объединения. Уже в первой половине 20-х годов в изгнании появилось множество книгоиздательств, газет, журналов. Русская политическая и учено-литературная жизнь поражала своим богатством и разнообразием. Но, по неисповедимой воле Божией, все это, по прошествии недолгих, – с точки зрения истории, – десятилетий почти совершенно исчезло, и, во всяком случае, приняло весьма скромный облик. Лишь одна, условно говоря, эмигрантская «организация», продолжала неуклонно расти. Несмотря ни на какие препятствия, трудности и нестроения, она оказалась единственной, объединившей в своих пределах, все, что звалось и зовется Русским Зарубежьем. В ней сосредоточилась вся суть миссии русской эмиграции. Ибо «организация» эта возникла, как говорится в Писании, «не от человеков и не по человеку». Это и есть наша Русская Зарубежная Церковь. Не возникни она по промыслу Божию – не сохранилось бы и Русского Православного Зарубежья."
Преосвященнейший Гавриил напомнил также, что известное Патриаршее постановление за номером 362-м, которое вместе с «томосом» Вселенского Патриархата, заложило каноническую основу деятельности Русской Зарубежной Церкви, было строго исполнено. И когда, милостью Божией, Русская Церковь в Отечестве, после долгих страданий, обрела свободу Своего служения, каноническое общение между двумя частями Русской Церкви, во Отечестве и в рассеянии сущей, было восстановлено.
Русская Зарубежная Церковь всегда оставалась верна своей миссии: окормлению русских православных людей, по разным причинам оказавшихся за пределами России, и проповеди Православия в среде тех народов, на землях которых осуществляется служение. В своем недавнем интервью журналу «Троицкое Наследие» Высокопреосвященнейший Митрополит Иларион подчеркнул, что после восстановления канонического единства Русской Поместной Церкви, эти два главных направления нашей миссии не только не ослабевают, но, напротив, расширяются и углубляются.