Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.

Гамбургский дом Иоанна Кронштадского

Беседа со священником Сергием Бабуриным

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 492 x 659 px. Размер файла 109471 b.
Гамбургская община праведного Иоанна Кронштадтского, несмотря на свою молодость, является самой многочисленной из всех германских приходов Русской Православной Церкви – более 2000 прихожан. О том, как за неполных десять лет вокруг храма собралось столько людей, что их объединяет помимо богослужений, рассказывает настоятель храма отец Сергий Бабурин.

***

– Отец Сергий, вы служите на одном из самых больших – более 2000 прихожан – православных приходов Германии. Как получилось, что за такой короткий период – всего десять лет – вокруг храма собралось столько людей?

– Гамбург, второй по величине город Германии, является крупнейшим «работодателем». Здесь находится огромный порт, один из заводов компании «Аэробус» и много других предприятий. Широко известен Гамбургский университет. Поэтому очень многие едут сюда в поисках работы и учебы. Отчасти по этой же причине как в самом городе, так и в его пригородах проживает большая русская диаспора. Поэтому наше свидетельство о Православии охватывает объективно очень большую группу людей.

– Скоро вы отметите шесть лет, как община переехала в новую церковь – величественный храм, который был продан вам лютеранами всего за 1 евро. Как вы воспринимаете это чудо Божие?

Загрузить увеличенное изображение. 450 x 609 px. Размер файла 112055 b.

– Действительно, наш приход располагается в самом большом храме Русской Православной Церкви на территории Германии. Наш храм, несмотря на смешение стилей, очень красивый – здесь можно обнаружить и кавказские, и романские, и византийские мотивы. Главное чудо в том, что храм соответствует всем требованиям православной архитектуры: имеет большой алтарь, ориентирован на восток, имеет большие хоры, прекрасную акустику именно для хора, а не для органа. Мне говорили местные старожилы, что 100 лет назад храм строился для армянской общины, которую испугали его размеры, и потому она отказалась от него, еще когда только разрабатывался его проект. Но город, начавший проектирование этой церкви, решил довести дело до конца и построить его для лютеранской общины. Так в центре Гамбурга появился совершенно нетипичный для немецкой архитектуры храм крестово-купольного типа. Нам оставалось только сделать ремонт и поставить купола с крестами, после чего храм обрел вполне православный вид. Вот это явное чудо. Что касается цены в 1 евро, то нужно уточнить, что храм был не продан, а передан нашей общине за эту символическую сумму при условии, что община выкупит у города земельный участок, на котором стоит храм. Тут речь идет уже о совсем другой сумме, непосильной для нашей общины. Но этот вопрос был решен благодаря личному вниманию и усилиям Святейшего Патриарха Кирилла.

– Кого больше среди прихожан: русских или немцев?

– Больше русских, скорее даже русских немцев. У нас очень многонациональный приход. Конечно, в основном это выходцы из бывшего Советского Союза. Есть и коренные немцы, по большей части из наших смешанных семей.

– Какую часть прихода составляют дети?

– Не могу назвать точную цифру. Но каждое воскресение причащается не менее 100 детей. И все больше многодетных семей. Непросто организовать жизнь такого числа детей на приходе. Конечно, есть воскресная школа, существует кружок авиамоделирования для детей постарше. Готовим с детками приходские праздники. Конечно, если в день службы идет дождь, то тяжело «сдерживать» такое число детей во время богослужения. Но все равно то, что их так много, очень радует, поскольку красноречиво свидетельствует: храм живой, и у него большое будущее.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 533 px. Размер файла 140069 b.
 На Рождественской елке
На Рождественской елке

В России есть поговорка «На чужой сторонушке рад своей воронушке», а тут такой величественный храм. Что значит для человека, оказавшегося среди чужих языка, культуры, порядков, иметь возможность бывать в своем храме?

– Конечно, хлеб эмигрантский не сладок, поэтому люди, переживая тяготы этой жизни, ищут в храме утешения в своих трудностях. Здесь каждый храм, каждый приход призван стать именно общиной, дружной семьей. Здесь люди ищут поддержку и духовную, и душевную. Здесь ищут себе друзей и единомышленников, советуются в жизненных трудностях, делятся опытом специфически эмигрантским. Кому-то даже удается создавать семьи. И объективные трудности, которые встают на пути человека, многие стараются решить именно в храме. В этом причина того, что люди тянутся, идут и интересуются всем, что происходит в храме, серьезно относятся к словам священника, начинают задумываться о своей духовной жизни. Большинство наших прихожан впервые переступили порог храма, оказавшись за границей. Кто-то в России, даже имея рядом с домом церковь, почти не заходил туда. И только здесь они нашли дорогу к храму и остались в нем.

Конечно, бывает, и, увы! нередко, что человек, хорошо устроившись в материальном плане, теряет интерес к вере и понимание необходимости быть в Церкви. Радостно при этом отметить и то, что появляются семьи очень обеспеченные, которые при этом остаются глубоко верующими.

– Как устроена жизнь прихода, как происходит общение прихожан?

– В этом плане мы вряд ли можем говорить о чем-то оригинальном. Мы вместе паломничаем, что очень сближает людей. У нас есть много различных образовательных инициатив, например каждую среду в храме идет беседа священника с прихожанами на евангельскую тему. Два раза в месяц мы проводим встречи с молодежью, во время которых горячо обсуждаются ее проблемы. У нас есть богословские курсы для тех, кто хочет более углубленно заниматься изучением своей веры. Есть воскресная школа, в ней две группы: для малышей и для старших ребят, с которыми общаются священники. Мы стараемся делать все, что можем. На всех будничных богослужениях, потому что в воскресенье это невозможно из-за большого числа людей, мы пьем чай после литургии и разговариваем. Один раз в год, в мае, мы выезжаем из города семейным лагерем. В этом лагере принимают участие семьи, и родители вместе с детьми могут и помолиться, и поиграть, и позаниматься спортом, и просто поближе познакомиться друг с другом. Этот лагерь очень сильно сближает как взрослых, так и детей. Есть и другие идеи, которые объединяют людей, помогают им сообща работать, реализовываться творчески, например созданная при храме веб-студия.

Ваши прихожане участвуют в социальном служении. Расскажите об этом подробнее?

– Единой развернутой социальной системы при приходе не существует, но довольно часто возникают различные проблемы у прихожан, и тогда мы даем объявления и собираем какую-то посильную помощь. Иногда прихожане собирают посылки для людей, находящихся в тюрьме. Были случаи, когда нам приходилось помогать отправлять на родину почивших людей, которые выразили при жизни желание быть погребенными в родной земле. Исполнить это желание довольно дорого, деньги собирались всем приходом. Есть еще спонтанное движение, связанное с помощью тем, кто приезжает из России на лечение в Германию: встретить человека, найти, где разместить, купить необходимые продукты, оказать помощь переводчика. Но самое главное – окружить оказавшегося в чуждой среде человека теплотой и заботой, которые больше всего нужны в такой момент. Пока движение не оформилось, приходится каждый раз собирать готовых помочь прихожан. Членами общины основана патронажная служба «Покров», которая заботится о многих наших прихожанах.

– Скажите, отец Сергий, многие ли изъявляют желание креститься? И как вы готовите к крещению?

– Практически каждую субботу и воскресение в храме совершается крещение. Сейчас сложилась такая практика, что, когда люди приходят в храм и интересуются, какие требования существуют для крещения, я беру у них электронные адреса, отправляю им наши пожелания, список литературы, с которой необходимо ознакомиться, и после этого мы встречаемся с уже подготовленными для разговора людьми. Иногда бывает достаточно одной беседы перед крещением. И по ходу совершения таинства мы объясняем и рассказываем суть происходящего.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 533 px. Размер файла 134479 b.
– Вы служите литургии на немецком языке. Это объясняется ростом числа немцев среди прихожан?

– Конечно, число немцев среди прихожан растет, но все равно это еще маленькая группа. Основное число православных немцев в городе посещают приход РПЦЗ в Гамбурге. Один из священников там немец, и он совершает раз в месяц богослужение на немецком языке. Есть еще один небольшой немецкоязычный приход. Наши немцы – это либо те, кто прикипел душой к нашему приходу, либо супруги кого-то из наших прихожан. Хоть их и немного, но все равно каждую третью субботу месяца мы совершаем для них богослужение на немецком языке. И поскольку объявление об этой службе есть и на сайте нашего прихода, и на дверях храма, об этом узнают многие ближайшие жители, и они, даже не будучи православными, приходят послушать службу и погрузиться в мир православного богослужения.

Сейчас все больше встречается молодых людей из эмигрантских семей, которые почти не говорят по-русски, поэтому им легче воспринимать богослужение по-немецки. Есть дети, с которыми их родители не занимаются русским языком, и поэтому они его быстро теряют. Я знаю детей, приехавших в Германию позднее, чем я, и сегодня они с огромным трудом подбирают слова для исповеди, а иногда и вовсе отказываются говорить на родном языке и исповедуются по-немецки. Поэтому мы должны быть реалистами и понимать, что наша община в дальнейшем все больше и больше будет становиться немецкоязычной. Причем не только за счет местных немцев, но в основном из-за ассимиляции и потери русского языка в среде детей наших прихожан. Мы, конечно, этому сильно сопротивляемся и призываем прихожан более серьезно относиться к русскому языку своих детей.

Как воспринимается Православие выхолощенным европейским сознанием?

Загрузить увеличенное изображение. 390 x 751 px. Размер файла 81478 b.

– Очень трудно проникнуть в сознание немца. Бывает, стоит перед тобой человек, и ты чувствуешь, что его душа для тебя совершенно закрыта, и то, о чем он думает, невозможно постичь даже в малой степени.

Но, безусловно, есть большой интерес к Православию. Немцам очень нравится церковное пение, им очень интересны русские иконы, хотя они и воспитаны в духе неприятия икон. Всем заходящим в наш храм немцам нравится наш фресковый иконостас[1]. Немцы очень сильно чувствуют этот синтез культур в православном храме, о котором говорил священник Павел Флоренский. Поэтому есть интерес, уважение и любопытство, но некоторая дистанция сохраняется, и они довольно часто побаиваются ее сокращать.

– Ощущается ли попечение о приходе праведного Иоанна Кронштадтского – небесного покровителя храма и общины?

– Эта помощь очень огромна и ощущается буквально физически. Не хотелось бы впадать в экзальтацию, но приведу маленький пример. Когда необходимо было проводить капитальные ремонтные работы в приобретенном храме и не было средств на это, я обошел всех людей, которые потенциально могли бы помочь, и понял, что собрать даже малую часть суммы нереально. Как-то вечером я подошел к иконе праведного Иоанна Кронштадтского и сказал: «Видишь, отче, я обошел всех, наверное, теперь твоя очередь». Через две недели после этого пришел человек и сказал, что он хочет и будет помогать. И, действительно, без его помощи было бы невозможно сегодняшнее воссоздание красоты церкви. Он и по сей день продолжает помогать. Все мы видим, что главные импульсы становления нашего прихода – это заслуга святого праведного отца Иоанна.

Поскольку сам отец Иоанн был социально активным человеком, то и нас он побуждает становиться такими же. Хоть мы и не имеем единой социальной структуры, но социальная работа на приходе активна. Иногда понимаешь, что уже вроде бы и сил нет, но ощущаешь, что это опять отец Иоанн ставит перед тобой очередную задачу, и все решается как-то и вплетается в жизнь общины. Наверное, даже можно говорить о некоем стиле Кронштадтского батюшки, который прослеживается во всех Иоанновских приходах. Я не знаю ни одного такого прихода, который бы не занимался социальной, благотворительной и образовательной деятельностью (настоятели всех храмов святого Иоанна Кронштадтского собирались в прошлом году в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге на празднике «Прииди и виждь»). Всех своих пастырей батюшка Иоанн заставляет активно этим заниматься, при этом беря основную работу на себя. За что ему наша сыновняя благодарность!

Со священником Сергием Бабуриным беседовал Игорь Зыбин

3 декабря 2010 г.

Рейтинг: 8.8 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Алтарная преграда храма во имя праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге расписана фресковой живописью, а не уставлена иконами, как обычно.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
вика кухтина14 апреля 2014, 20:28
Дорогой отец Сергий,Божией помощи Вам и семье,любим помним и надеемся побывать в храме,послушать Вас.
Вика.Андрей.Яна.
ИРИНА13 апреля 2011, 16:48
Очень рада за ваш приход отец Сергий. Мы в Ганновере три года уговаривали о.Михаила открытие воскресной школы, но получили лишь одни отказы. Жизнь прихода на 99 процентов зависит от его настоятеля.
р/б Геннадий14 декабря 2010, 22:36
Вот и вы, Сестрица, не судите! У людей разное духовное воспитание и понятие.

Буду в Гамбурге-обязательно посещу Xрам.

Всем Православным помощи Божией, Терпения и Веры!

Светлана 7 декабря 2010, 16:41
Что значит "выхолощенным европейским сознанием"??

Как можно позволить себе так выражаться?? Братья и сестры, в Евангелии сказано: не суди. Как можно брать на себя ответственность так выражаться о чужом сознании?? Кто Вы, автор, что постигли тайны сердца и ума??

Стоит ли удивляться, что "немцы не спешат сокращать дистанцию"? Русские, которые приползли в Германию "за кусок колбасы" (выражение одной русской эмигрантки) и никогда не ходили в храм в России, на чужбине вдруг впадают в ностальгию, которая выражается в посещении служб. Ходят почти как в клуб - но при этом считают литургию и Церковь почти своей собственностью, так, чем-то вроде своих задворок на участке, куда заглядывают почти по необходимости, но при этом распоряжаются полностью. Мол, это наше, да и куда этим немцам до нас, до нашей духовности.

Я была свидетельница того, как всю службу не шевелясь выстаивал один немец. Русские же переговаривались, целовались, шептались... Он один приходил и молился - и так несколько лет. Сейчас, я знаю, он ходит в католический храм - очень уж пересуды и перешептывания утомили.
Лариса Сергеевна 3 декабря 2010, 14:34
Дорогой отец Сергий, желаем помощи Божией в трудах Вам и матушке!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Игорь Зыбин

Новые материалы

Выбор читателей

×