Санкт-Петербург, 16 декабря 2010 г.
На встрече шел взволнованный разговор о проблемах сохранения культурного наследия и причинах современного вандализма. «Мародерство, процветающее на кладбищах — это пережиток советских времен», — отметил в послании к участникам вечера москвич Виктор Ушаков, председатель Митрофаниевского союза. По мнению потомка купца и храмостроителя Аврамия Ушакова, после Октябрьской революции, когда повсеместно разрушались святыни и погосты, закладывалось новое, неуважительное отношение к истории Отечества. Кладбищенскими памятниками мостили дороги. В Санкт-Петербурге до сих пор можно увидеть на мостовых плиты с именами, датами рождения и кончины.
Объединения горожан, возвышающих голос в защиту святынь, — чуть ли не единственная сила, пытающаяся защитить старинные захоронения от застроек.
Еще недавно городские власти заявляли о том, что 465 га земли между железнодорожными ветками Варшавского и Балтийского вокзалов, в том числе 48 га территории Митрофаниевского кладбища, будут выставлены на продажу под застройку ОАО «Измайловская перспектива».
Благодаря деятельности Митрофаниевского союза удалось добиться частичной корректировки этого плана. К борьбе за сохранность некрополя присоединились даже православные американцы. Неравнодушные потомки русских эмигрантов обратились в ряд российских организаций.
Митрофаниевское кладбище не единственное, территории которого угрожает застройка.
«Всем местам в городе, где некогда были храмы и кладбища, надо присвоить особый статус, делающий невозможным застройку этих площадей», — отметил один из авторов книги «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» Александр Кобак.