Почему они уходят?

Пятый год я руковожу воскресной школой храма во имя святых Царственных страстотерпцев при Саратовском государственном университете. Все у нас вроде бы благополучно. Школа занимает призовые места на городских олимпиадах, каждый год приходит «пополнение»; обычно это подрастающие дети и внуки наших прихожан, но иногда новые ученики приходят к нам и сами, без взрослых — после наших рождественских и пасхальных спектаклей. Есть дети, которые ходят в школу со дня ее открытия — в ней, можно сказать, и выросли. Казалось бы, живи и радуйся. Но есть нечто, эту радость омрачающее. Есть проблема.

Эта проблема знакома каждому руководителю воскресной школы: ребята, которые охотно и вроде бы добровольно начинают в школу ходить, посещают ее какое-то время — от нескольких недель до нескольких лет,— а потом бесследно исчезают.

Можно, конечно, объяснить это явление объективно существующими факторами: современные дети и в общеобразовательной-то школе перегружены сверх всякой меры, а тут еще «музыкалка» или спортивная секция, и в свой единственный выходной они хотят элементарно выспаться. Но откуда же берут силы их ровесники, каждое воскресенье молящиеся за Литургией и потом еще остающиеся на занятия в воскресной школе? Дело, значит, не в этом, или, по крайней мере, не только в этом.

Можно, наверное, сказать и так: ребенок — не кусок пластилина в наших руках, он — человек, хотя и маленький, и тоже наделен свободной волей. Призывающая благодать касается каждого сердца, но разные люди, в том числе и несовершеннолетние, откликаются на нее по-разному. И многие дети не идут в церковь (а воскресная школа для них ее преддверие, поскольку наша главная цель — катехизация) по тем же причинам, по каким не идут в церковь многие взрослые. Если у человека на футбол времени хватает, а на посещение храма — нет, значит, объективно он футбол любит больше, чем Христа. Если ребенок между возможностью узнавать что-то новое для себя о Боге и компьютерными играми выберет игры, значит, ему это интереснее.

Но дело вот в чем: взрослый человек сам отвечает за себя, а за ребенка отвечаем мы, взрослые. И если ребенок, проведя год в воскресной школе, все же в итоге выбрал иные виды времяпрепровождения, значит, я что-то очень важное до него донести не смогла: не сумела найти нужных слов или подкрепить свои слова делами. И не стала ли моя безуспешная деятельность в этом направлении соблазном для одного из «малых сих»?

По большому счету, на нас, преподавателях воскресных школ и ОПК, лежит ответственность настолько страшная, что, если бы не наша теплохладность, которая не дает нам осознать эту ответственность во всем объеме, никто, наверное, не рискнул бы этим заниматься.

Казалось бы, проще всего говорить о Боге с маленькими детьми. Всем известно, что уж они-то не бывают безбожниками — кроме, конечно, тех семей, где их с пеленок целенаправленно воспитывают в этом направлении. Но ярых атеистов не так уж много, поэтому детишки даже не слишком верующих или безразличных к религии родителей всегда живо и радостно откликаются на разговор о Боге. Некоторые взрослые склонны этим обстоятельством умиляться и рассуждать по этому поводу об «ангельских детских душах». Спору нет, детские души несравненно чище наших и, в силу этого, восприимчивее к благодати, но человек, знакомый с возрастной психологией, знает еще одну причину их восприимчивости, куда более прозаическую: у маленького ребенка — мифологическое мышление, и в Бога он, увы, зачастую верит так же, как верит в Деда Мороза. Подрастет — и растеряет обе эти свои детские веры. Ответственность за то, чтобы этого не произошло, лежит опять-таки на нас, взрослых. Сумеем ли мы добиться того, чтобы детская вера росла вместе с ребенком, взрослела вместе с ним, становилась более глубокой и осмысленной?

Кстати, порой совсем маленькие дети проявляют поразительную духовную чуткость, позволяющую им самостоятельно разграничивать весьма разнородные явления. В нашей воскресной школе есть шестилетняя девочка Катя Белова. Этим летом мама купила ей детское переложение мифов Древней Греции. Девочке книга понравилась очень, на взгляд мамы — даже слишком. Православная мама встревожилась, как бы у ребенка не перемешалось в голове истинное Богопочитание и все то, что можно почерпнуть из этой книги. Она стала книгу от девочки прятать. Катя, естественно, спросила, почему. Мама не скрыла от нее своих опасений. Есть, сказала она дочке, Господь Бог, Его Ангелы и святые, а те «боги», о которых здесь рассказывается,— вовсе не боги, это что-то вроде сказочных персонажей, и я боюсь, что у тебя в голове все это перепутается. Малышка в ответ кротко вопросила: «Мам, а ты меня и Катю Пахомову когда-нибудь перепутаешь?»

Быть может, слова шестилетней Кати — в какой-то степени урок всем нам. Наша задача — сохранить и бережно взрастить такую младенческую мудрость, не навредить этим росткам чрезмерным поливом елейного благочестия или засухой абстрактных знаний.

Тормозом возрастания детской веры, возможно, является и наше затянувшееся сюсюканье, непонимание того, что дети растут очень быстро. Сюсюкать, конечно, проще. Проще идти по накатанной колее: спектакли, конкурсы рисунков, олимпиады… Никто не говорит, что все это не нужно — нужно, конечно. Дети — не студенты, часть знаний им можно преподать и в игровой форме. Важно только, чтобы сами взрослые при этом не заигрывались и помнили, ради чего все делается. А то в одной епархии проводили олимпиаду воскресных школ, и конкурс капитанов построили таким образом: «Внимание, новая игра — аукцион. Тема аукциона — иконы Пресвятой Богородицы. Называем иконы. Кто повторит уже названную или запнется, вылетает. Начинаем!» И дети начали по кругу, как мячик, перебрасывать: «Казанская!» «Владимирская!» «Тихвинская!» Здесь в самом задании — что ни слово, то перл, комментарии, как говорится, излишни. Потом в православных СМИ сокрушаются: почему у ребят, получивших в детстве православное воспитание, к юношескому возрасту формируется циничное отношение к вере? А вот потому и формируется…

Как сделать, чтобы воскресная школа не стала просто детской православной тусовкой при храме? Тусовкой, с которой, повзрослев, уйдут на другие тусовки? Если бы у меня были готовые рецепты… Думаю, что наша общая беда — та самая теплохладность. Для того чтобы зажечь детей любовью к Богу, нужно самому гореть. А горим ли мы? В лучшем случае — тлеем. Чем напрягаться и думать, проще скопировать далеко не лучшие готовые шаблоны общеобразовательной школы и перенести их в школу воскресную, да еще приправить такой привычной советской показухой.

Сложнее всего, как известно любому преподавателю воскресной школы, дело обстоит с подростками. Отрочество — это период нового этапа самосознания, отсюда и подростковый негативизм, заставляющий говорить свое «нет» на любое родительское «да», и стремление самоутверждаться порой не слишком умными способами. Наиболее авторитетной средой для подростка являются сверстники, а они могут быть весьма далеки от христианских ценностей. И все же: если для подростка соблазны века сего оказываются привлекательнее, чем храм,— это наш провал. Совместный провал православной семьи и воскресной школы. Значит, не привили должного иммунитета против стадного мышления, против бараньего стремления быть «как все», быть со «всеми», а не с Истиной.

Наверное, для того, чтобы они не уходили, я должна была глубже вникнуть в их внутренний мир. Попытаться понять, чем они живут вне стен воскресной школы: какие книги читают, какую музыку слушают, чего ищут в Интернете? Попытаться ненавязчиво объяснить мальчику, что он напрасно нарушает вторую заповедь, творя себе кумира из гориллообразного героя очередного крутого боевика — ведь у него самого есть прекрасный шанс стать воином Христовым, а это несравненно выше. Объяснить девочке, что житие великой святой, чье имя она носит, гораздо интереснее, чем подробности биографии разевающей рот под «фанеру» звездурочки, которой эта девочка внезапно увлеклась. Увы, я не успела. Времени и вправду не хватает — успеть бы дать запланированный материал. Но это не оправдание. Не повторить бы тех же ошибок с другими…

Расскажу в заключение о самом, если можно так выразиться, религиозно одаренном подростке, которого мне довелось встретить за 16 лет педагогической работы. Причем было это не в воскресной школе, а в обычной, общеобразовательной. В начале 2000-х годов я читала спецкурс по литературе русского зарубежья в гуманитарном десятом классе одной из городских гимназий. В ходе лекции мне пришлось процитировать слова Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено». Соображаю, что Достоевского дети еще не проходили (начало учебного года). Спрашиваю, как они понимают эти слова. Честно говоря, я ожидала услышать в лучшем случае что-нибудь о страхе Божием, о том, что Бог накажет за грехи и преступления. И вдруг совершенно очаровательная девочка по имени Жанна говорит: «Но ведь это так просто. Один человек считает, что хорошо поступать так-то и так-то, а плохо — так-то и так-то, а другой — наоборот. Где критерии, чья правда более “правильная”? Если представления о том, что можно делать и чего — нельзя, не подкреплены авторитетом высшим, чем человеческий, то каждый вправе следовать своим. Истины, получается, нет. Вот и выходит, что без Бога “все дозволено”. Страшно жить в таком мире». Самое интересное — видно было, что она это нигде не прочитала, это были ее собственные размышления, рождавшиеся спонтанно, на моих глазах. Эта пятнадцатилетняя девочка рассуждала куда логичнее и мудрее, чем многие взрослые дяди и тети, обремененные всевозможными учеными степенями. Иным академикам следовало бы поучиться у нее умению самостоятельно мыслить, а не повторять стереотипные атеистические пошлости.

Как говорил Тертуллиан, «душа человека по своей природе — христианка». Не повредить бы юной душе, не помешать ей вырасти в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13).

Оксана Гаркавенко

23 декабря 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
священник Димитрий20 февраля 2011, 18:49
самая главная проблема ВШ, что ей не занимается священник, по сути ВШ не нужна, и нет интересных примеров ВШ, затронутая проблема тому подтверждение, нужна ВШ для взрослых. Если не трудно прочтите обсуждение проблемы двух летней давности
http://dvmolodo.ru/node/1574
sasa bjelosevic20 февраля 2011, 14:37
Bog vas sve blagoslovio.Sasa ,Strahinja ,Nikola,Vasilije,Marica,Marija,Stefan,Marko,Nikolina.
Марина А.10 января 2011, 17:53
Оксана, не переживайте так сильно. Разве все то, что происходит, не естественно? Мой сын два раза начинал ходить в воскресную школу и оба раза бросал. Преподаватель воспринимала это как личную обиду. Даже было не ловко перед ней, но я то понимала, почему ему там не интересно. У него была большая тяга к знаниям, настоящим занятиям как в школе. Там этого не было. Да это ведь и очень трудно сделать, когда преподаватель один, а дети разновозрастные. Почему-то батюшка в школе появлялся крайне редко. В общем, я сама ждала от воскресной школы чего-то другого. Поэтому сожаления о том, что сын бросил, большого не было. Храм он, слава Богу, не бросил.
Кстати, по статистике, очень не маленький процент детей, благополучно закончивших воскресные школы, перестают посещать храм с возрастом. И никакой вины преподавателя в этом нет. Просто надо всем понимать, что воскресная школа - это не панацея. Это всего лишь, простите, пожалуйста, воскресная школа. Без воскресной школы, это еще не без Бога. Жизнь гораздо шире.
Не хотела бы никого обидеть, простите, если это случилось.
В заключении хочется сказать, когда-то давно преподаватель педагогики (педагогом я так и не стала) нам говорил, если вы в одного из тридцати вложили что-то доброе, то вы уже не зря поработали. Так что не переживайте, Оксана, все у вас получается.
Лариса 4 января 2011, 20:23
Цитата Саши: но не реализатором своих несбывшихся мечт.

Вот в точку. Мне кажется, что у моего сына была такая преподавательница. Бывшая воспитательница в детсаду. Женщина верующая и стремящаяся к воцерковлению, но любительница какой-то показухи(может профессия наложила отпечаток), поэтому и все занятия у нас сводились к бесконечным репетициям. Это мне совсем не нравилось. Сейчас дока ходит в другую воскресную школу. Там Закон Божий и Храмоведение ведёт батюшка, тоже не опытный в этом деле, но ведёт как настоящий урок, если можно так выразиться с юмором , но серьёзно, старается дать знания. Мне такое преподавание по душе, если дочь захочет бросить, я расстроюсь.
Саша30 декабря 2010, 15:33
Да, тема сложная... Мне, кажется, очень много зависит от преподавателя. Он должен сам внутри гореть, но не фанатеть, должен быть глубоким, но не нудным, остроумным, но не веселушником, творческим, но не реализатором своих несбывшихся мечт. Вобщем, гармоничным и талантливым.
Ну и плюс гармонично, воцерковленные родители. Тогда, наверное, больше шансов, что ребенок не уйдет, ни из воскресной школы, ни из храма...
Максим27 декабря 2010, 16:09
Здравствуйте, у нас в восквесной школе в одном из подмосковных храмов та же проблема, по моему мнению, корнем данного вопроса и для детей и для взрослых является мотивация, если она есть, дети ходят, если её нет - не ходят. На чём может строится мотивация для детей? На том, что они могут получить то, о чём им мечтается. До них необходимо донести знание о том, что если их мечта будет благой, если они будут следовать системе православного воспитания, то с Божией помощью смогут достигнуть своих благих целей. Таким образом, занятия должны проходить по схеме 20% времени-общая программа, 70% разбор тем, которые интересны детям, 10% похвала и благодарение за то что они пришли, что лично для преподавателя это важно и приглашение в конце занятия прийти вновь, что преподаватель их будет ждать. Спаси Господи!
Надежда27 декабря 2010, 08:25
Согласна с Александрам.В книге старца Паисия "Когда чужая боль становится своей" о духовной жизни написал"Еще знайте,что и когда мы отклоняемся по немощи,это тоже нам некоторым образом помогает,потому что благодать Божия оставляет нас на малое время для нашего же смирения.Затем благодать Бога возвращается,и человек познает Бога.Тогда он и понимает,как помогает Бог."Храни вас Господи!
Михаил27 декабря 2010, 08:23
Воскресная щкола дает многое для ростков веры в ребенке, но без семейной подпитки все напрасно. Если папа или мама не участвуют в жизни воскресной школы, не ходят с ребенком в храм, а чаще смотрят "счастливы вместе", все напрасно. Mir задавит. Мысль в статье очень хорошая и не новая. Чтобы спасти свое дитя и зажечь искру веры, надо самому родителю гореть. Бог в помощь!
Лариса25 декабря 2010, 13:30
А я считаю, если дети уходят из воскресной школы - не самое страшное, хуже, если они одновременно уходят из церкви. Ведь сама воскресная школа - не главное, когда родители тоже стремятся к воцерковлению. Можно и не водить ребёнка в воскресную школу, а знаний и веры у него будет больше, чем у тех, кто каждое воскресенье ходит на занятия.
Мой сын посещал воскресную школу, сейчас ему 13 лет. Честно говоря, я не жалею, что он бросил. Мы все устали от бесконечных выступлений, участий в разных мероприятиях. Приходилось постоянно шить костюмы для спектаклей, возить декорации, вся семья была подключена, только не к тому чему следовало бы. А обучения, как такового, не было, хотя дети разных возрастов были. Для малышей, согласна, спектакли можно считать частью обучения, но для подростков надо что-то другое.
И ещё к тому, что дети уходят из воскресных школ. Ведь для детей главнее всего родители в любом случае. Если родители сами не регулярно посещают храм, редко причащаются, в жизни поступают далеко не по заповедям Божиим, то воскресная школа вряд ли ребёнка изменит.
Марина25 декабря 2010, 11:32
Совершенно согласна. И даже думаю так: подростковый возраст - это возраст отрицания. Начинаешь замечать, что в мире многое устроено не так, как до этого говорили взрослые. А оснований для этого полно! С подростковым максимализмом, когда все вокруг либо хорошо, либо плохо?!
В дореволюционное время подростки тоже теряли веру в Бога. А в советское - уходили в молодежные группировки. А кто-то, напротив, начинал верить в Бога. Помните, в песне у Леонтьева: "... и посещал на Пасху храм"?
По моему мнению, это лучшая часть молодежи, которая хочет что-то понять в жизни и найти правильный путь. А вот из тех, кто остается - как мне кажется, большинство таких, которым просто все равно. Вот это гораздо хуже.
Интересно, что и в притче о блудном сыне показана эта разница: блудный сын вернулся, а старший, который не уходил, огорчил отца - впал в ревность и осуждение.
Александр23 декабря 2010, 21:42
Оксана не переживайте!!! Они уходят, чтобы вернуться!!!!!
Спасибо вам!!
Сергей23 декабря 2010, 17:42
Спасибо Оксане за статью, тема действительно очень не простая и готовых рецептов нет.
"Объяснить девочке, что житие великой святой, чье имя она носит, гораздо интереснее, чем подробности биографии разевающей рот под «фанеру» звездурочки, которой эта девочка внезапно увлеклась". Увы, это так.
Спасение наше в руках Господа. Мы же, старшие, должны говорить об этом, бросая зёрна в души младших и молить Господа, чтобы зерно упало на благодатную почву и проросло, пусть и через 30 лет.
"Но откуда же берут силы их ровесники, каждое воскресенье молящиеся за Литургией и потом еще остающиеся на занятия в воскресной школе?" Здесь, мне кажется, и находится ответ. Молящиеся на литургии, про детей это сильно сказано. Не думаю, что дети способны сосредоточено молиться на литургии.
Но само их присутствие крайне важно. Если же ребёнок приобщается Святых Христовых Таинств, то это залог того, что Господь не оставит Своего блудного сына. И пусть через 30 лет, но блудный сын вернётся к Отцу, а это главное. Что невозможно человекам, возможно Богу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×