Варфоломей
милостию Божией Архиепископ Константинопольский - Нового
Рима
и Вселенский Патриарх
всей полноте Церкви
благодать, мир и милость родившегося в Вифлиеме Спаса
нашего Иисуса
В этой хмурой атмосфере, которая царит в мире и была создана финансовым, социальным, моральным и особенно духовным кризисом, вызывающим у людей гнев, горечь, замешательство и большой страх за завтрашний день, сладко звучит голос Церкви:
«Приидите, верни, восведемся Божественне и видим схождение Божественное свыше, в Вифлееме к нам явление» (Тропарь Шестого часа, Рождество Христово).
Христиане твердо верят в то, что Бог не следит «свысока» за развитием человека, созданного по Его образу и подобию. Поэтому и вочеловечение Его Единородного Сына и Слова изначально являлось проявлением Его намерения, Его желания и Его «предвечной воли». Как акт крайней любви - Самому принять сотворенную Им же человеческую природу и сделать ее «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Еще до падения первозданных, даже до их сотворения! После падения первозданных «предвечная воля» Вочеловечения приняла Крест, святые страсти, живоначальную смерть, сошествие во ад и Воскресение на третий день, для того чтобы грех, ворвавшийся в человеческую природу и отравивший все, и смерть, проникшая тайком в человеческую жизнь, были раз и навсегда развеяны, а люди могли наслаждаться полнотой Отеческого наследия вечности.
Однако Божественная милость Рождества не ограничивается только вечностью. Она касается и того, что относится к нашему земному пути. Христос пришел в мир для того, чтобы благовествовать Царство Небесное и ввести нас в него. Он также пришел, чтобы помочь и излечить человеческую болезнь. Он, неоднократно чудотворяя, накормил тех, кто слушал Его, очистил прокаженных, поставил на ноги паралитиков, вернул зрение слепым, слух глухим и речь немым, изгнал нечистых духов, воскресил мертвых, защитил права бесправных и забытых, осудил незаконное богатство и бездушное отношение к бедным, лицемерие и скверномыслие в человеческих отношениях и стал примером добровольного самопожертвования ради других!
Наверное, в это Рождество следует обратить особое внимание именно на эту сторону Божественного воплощения. Нынешний кризис создает для множества людей, в том числе и для христиан, ужасное искушение. Несть числа армии безработных, «новых бедных», бездомных, молодых людей с разбитой мечтой. Однако слово «Вифлеем» переводится как «Хлебный дом»! Поэтому мы, верующие, должны дать всем нашим страдающим братьям не только «Хлеб насущный», то есть Христа, Который лежит завернутый в пеленках в простом вертепе, но и повседневный хлеб для выживания, а также все «потребное для тела» (Иак. 2: 16). Теперь настало время для практического применения Евангелия с высоким чувством ответственности! Время, когда слово апостола звучит более сильно и более требовательно: «Покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2: 18)! Настало время для нас подняться до уровня царского целомудрия любви, которая приближает нас к Богу.
Все это мы посылаем из святого и мученического престола Церкви ради Христа бедных всем чадам Вселенского Патриархата во всем мире, испрашивая для всех вас Божие снисхождение, бесконечную милость, мир и благодать Единородного Сына Божьего, ради нас воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, Ему же подобает и слава, и держава, честь и поклонение, с Отцом и Духом во веки веков. Аминь.
Фанар, Рождество Христово 2010
† Патриарх Константинопольский
Варфоломей,
пламенный о всех вас молитвенник к Богу