'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Митрополит Питирим (Нечаев) |
Во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Сегодня, во второй день Рождества, в церкви читается Евангелие о том, как Матерь Божия и святой праведный Иосиф вместе со Младенцем Христом бежали от Ирода во Египет.
Но сколько благочестивых, добрых людей осталось тогда в Израиле! Сколько невинных жертв, начиная от вифлеемских младенцев, было принесено яростной злобе царя Ирода!
Через многие годы это повторилось в истории нашего Отечества, когда наследники древних богоборцев захватили власть в России. Тогда многие христиане в нашем Отечестве претерпели нещадные гонения от потомков и наследников царя Ирода.
Но Господь не попустил истребить и изгнать всех. Оставшимся в России христианам надо было жить дальше. И до самой смерти хранить главное – веру в Бога, как зеницу ока хранить Христа в душе. Но при этом не поддаться ни сладким посулам, ни свирепой силе, принуждающей поклониться Ироду. «Богородица не велит!» Возможно, Пушкин услышал эти слова в народных преданиях и перенес в своего «Бориса Годунова». Православные люди выживали, сохраняя веру и упование. В тяжелейших, непостижимых для нас условиях и обстоятельствах они несли то служение, которое было благословлено им Господом.
Об одном из таких людей мы вспоминаем сегодня. Митрополит Питирим (Нечаев) был как раз из тех, кто вместе с семьей жил в России, хранил веру и хранил Церковь для своих обманутых современников и для будущих поколений. И подобно тому, как о древнем Израиле было сказано: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 18), – можно было бы сказать и об Отечестве нашем. Множество людей было уничтожено, сотни тысяч заключены по тюрьмам и лагерям. Отец митрополита Питирима пережил все это, также как и многие его родные и близкие. Повзрослев и став юношей, будущий митрополит в те тяжелые для Церкви годы избрал для себя путь служения Богу, – путь, которым, одно за другим, шествовали десятки поколений его предков. Насколько я помню, священнической династии его рода не менее трехсот лет. Способный молодой человек отлично учился в светском институте, но когда Церковь призвала его, он, ни минуты не сомневаясь, вышел на свой крестный путь. Крестный еще и потому, что многими этот путь был не только не понят, но оклеветан и подвергнут низкому злословью.
И митрополит Питирим, и все кто были рядом с ним, прекрасно знали, на что они идут и что их ждет. Намного легче было бы остаться тайным христианином, стать инженером, к чему его готовили в институте. Ходить время от времени в храм, Бога не забывать. Тем более, что карьера юноше предстояла блестящая: при его способностях вполне можно было устроиться в жизни намного более спокойно и мирно.
Но Константин Нечаев, так звали владыку Питирима в миру, избрал иной путь – быть ответственным за веру Христову в своем народе при власти Ирода. Он и многие его единомышленники и соратники были из призыва патриарха Тихона, который сказал однажды: «Пусть лучше имя мое погибнет в истории, но Церкви будет польза».
Митрополит Питирим воспитал очень многих церковных людей. Я даже дерзну сказать – он воспитал всех вас! В то время, как власть наследников Ирода употребляла все силы, чтобы изгладить само имя Божие из памяти людей, митрополит Питирим издавал книги, по которым молилась и молится Церковь сегодня. Это не только книги Священного Писания, не только молитвословы, но и все необходимые богослужебные книги, включая Минеи. Причем питиримовские Минеи в то страшное время были составлены так полно и подробно, как не были изданы никогда – ни до революции, ни в наше время. В этом великая заслуга митрополита Питирима и его сотрудников.
«Поминаете наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Да, митрополит Питирим проповедовал слово Божие! Он был замечательным оратором и проповедником. Но, наверное, не этим он запомнился в церковной истории. Главная его проповедь – была проповедь самой его жизнью! Не оглядываясь ни на злословящих, ни на клеветников, он в тяжелейших условиях брал на себя ответственность и делал то дело, которое было поручено ему Церковью. Именно этой проповеди жизнью, этому свидетельству у него надо учиться в первую очередь.
Тот Издательский отдел, который он создал и выпестовал, тоже уникальное творение митрополита Питирима. В шестидесятые-восьмидесятые годы Издательский отдел был особым местом в тогдашней Москве. Это был центр церковности, духовного собирательства и творчества. Удивительно добрые люди, мудрые труженики, собрались там. Они пришли для самоотверженной работы во славу Божию, и ничего другого им было не надо. Ведь для того, чтобы работать в те годы в церковных организациях, надо было зачастую оставить все. Владыка и его сотрудники трудились с раннего утра (сам он приходил к семи часам) и до позднего вечера или даже до ночи. Ту атмосферу, которую создал владыка, – атмосферу церковности и благочестия, радости, любви, взаимовыручки, удивительной доброжелательности, смиренного служения Церкви, – думаю, очень сложно повторить в наше время. Хотя бы потому, что тогда Церковь была гонима. Внешнее гонение заставляло людей объединяться вокруг Христа.
Гонения – это естественное для Церкви состояние. Недаром апостол говорит, что все, желающие благочестиво жить во Христе Иисусе, гонимы будут. Но Церковь расцветает во время гонений! Когда мы говорим, что те годы были тяжелыми, трагическими, мы говорим только часть правды. Это было еще и время удивительного расцвета Церкви. Плоды, которые принесла Церковь, говорят сами за себя – сонм мучеников и исповедников! Мы в два раза увеличили святцы в наших календарях за счет именно этого времени.
Потом начались более спокойные времена, и этот дух церковного созидания и единства, которым так славился Издательский отдел, стал постепенно оскудевать и растворяться. Случилось это в последние годы возглавления отдела митрополитом.
Мы вспоминаем сегодня митрополита Питирима, как одного из тех героев веры, которые творили церковную жизнь в те годы. Вспоминаем с огромной благодарностью ему и всем архиереям, священникам и мирянам, – всем, кто тогда с ним вместе стоял плечом к плечу.
Еще ждет своего часа глубокое церковное исследование великого и драгоценного опыта жизни святой Церкви в богоборческом государстве. Это тот опыт, в котором, милостью Божией, отчасти, пусть немного, но участвовали и мы, стоящие здесь, жившие в то время. Это тот период и тот опыт, в котором так много и так по-настоящему подвижнически совершал свое послушание ныне поминаемый митрополит Питирим. Царствие Небесное ему и вечный покой.
8 января 2011 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Слава Господу за всё!!!
В служении Господу и стране молитесь о наступлении ее Весны.
Р.Б.
Не мог глубоко церковный человек - митрополит Питирим говорить, что люди "пережившие мучения раковой болезни идут прямой дорогой в рай". Ересь это. Владыка говорил другое - что онкологическое заболевание - особый для человека путь в Царствие Небесное". Посмотрите фильм "Осень митрополита". Это путь, который открывается перед больным, но о гарантиях рая для ропотливого и неверующего, или богоборца, умирающего от этой болезни, речи, конечно, не идет.
Спаси Господи, отец Тихон, за глубокую проповедь!
А вот Владимиру на его слова, что ИОМП "был прихлопнут" на высшей своей точке, хотел бы сказать, что это совершенно не так. В начале девяностых Издательский отдел был уже не тот. Митрополиту связали руки, да и люди понабились в Издательство не лучшие.
Насчет схимы Владыки, то это педалируют люди совершенно его не знавшие. Все старые сотрудники и соратники поминают его просто как митрополита, при этом ничуть не умаляя предсмертной его схимы. Не драматизируйте, Владимир.
Царствие Небесное владыке Питириму!
Впрочем память народная о великом подвижнике схимитрополите Питириме сохраняется. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно прийти на его могилу на Даниловском кладбище. В любой день там есть посетители и уже много лет не угасают свечи.
Митрополит Питирим говорил, что в их время считалось, что люди, пережившие мучения раковой болезни, по смерти своей идут прямой дорогой в рай. Да будет ему по его слову!
Вечная память схимитрополиту Питириму. Царствие Небесное ему и вечный покой.