Увидел свет второй том из серии «Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина)»

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Мукачево, 12 января 2011 г.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 747 px. Размер файла 212977 b.
 Обложка книги
Обложка книги

Во второй половине 2010 года с благословения Высокопреосвященнейшего Феодора, архиепископа Мукачевского и Ужгородского, при поддержке настоятельницы Мукачевского монастыря, игуменьи Епистимии, увидел свет второй том из серии «Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина)».

В наступившем 2011 году эта новость стает вдвойне актуальной, так как в этом году Мукачевская епархия будет праздновать 100-летие со дня рождения известного духовника Мукачевского Свято-Николаевского монастыря – архимандрита Василия (в миру Владимира Васильевича Пронина 08.09.1911-†05.01.1997).

Жизненный путь этого подвижника является сильным стимулом для изменения нашей собственной жизни. Его фигура занимает достойное место в формировании аскетичного, богословского, культурно-просветительского и научного менталитета нашего края. Труды отца Василия, сочетают в себе синтез науки и религии и являются непревзойденными и заслуживают особой памяти.

Второй том известного подвижника благочестия состоит из гомилетического наследия отца Василия. Известный подвижника благочестия Православной Церкви в Закарпатье XX ст., архимандрит Василий (Пронин), кроме множества систематических богословских, исторических, и научных трудов оставил после себя удивительные слова и проповеди, которые в течении полувека он сам писал и произносил в разных храмах Мукачевской епархии.

Проповеди и слова отца Василия издаются впервые. Они отображают его внутренний мир, и показывают насколько глубоко батюшка владел Священным Писанием и был причастен к святоотеческой традиции. Его мысли и эрудиция, которые он всесторонне излагает в своих словах, касаются Библии, истории, географии, богословия, иконописи, литературы и других сфер гуманитарных и точных наук.

«Евангелие Учительное», как назвал свои слова архимандрит Василий (Пронин), является эталоном проповедничества и гомилетики. Проповеди включают весь годичный, литургический цикл. Здесь помещены проповеди на все Недели Триоди Постной и Цветной, Недели по Пятидесятнице, а также на Двунадесятые праздники.

Гомилетический том будет интересен пастырям, монашествующим, богословам, студентам духовных школ, верующим людям и всем, кто живо интересуется развитием пастырской и аскетической жизни Православной Церкви на Закарпатье в XX веке.

Увидел свет второй том в Ужгородском издательстве ОАО «Патент». Обьем книги состави 390 страниц. Дешифровкой рукописей, которые пролежали нетронутыми более 50-ти лет, занимался протодиакон Александр Монич.

В рецензии на второй том, кандидат богословия СПбДА, научный сотрудник Богословско- исторического научно-исследовательского центра имени архимадрита Василия (Пронина), протоиерей Александр Гук, отметил: «В Предисловии к истории проповеди архимандрит Василий (Пронин) с присущей ему исчерпывающей безупречностью определил сущность церковной проповеди в ее формально-содержательном и историческом аспектах. Указанные составляющие должны сочетаться в органической целостности, что является свидетельством осуществления Слова Божия посредством единства формы и содержания в их естественном созвучии историческому пространству и времени, где это Слово произносится, «входит в человеческое сердце и там начинает жить».

Следовательно, проповедь всегда нуждается в актуализации, что предполагает ее соответствие запросам времени с его внешними и внутренними особенностями, которым присущи как статическое, так и динамическое состояние. В этом смысле о. Василий сопоставляет Богословие и человеческое мышление, отмеченные многогранными проявлениями своей сущности. Такое определение имеет отношение и к проповеди, которой свойственна определенная консервативность, полагающаяся на вневременные вечные истины, и в то же время вполне обозначенная современность, доносящая эти истины “разными языками, разным людям”. Здесь присутствует “чувство истории, которое было так присуще нашим летописцам, проповедникам, великим поэтам и ученым”.

По примеру Священного Писания и Священного Предания, проповедь также раскрывает свое содержание относительно развертывания исторической перспективы в соответствии с ее последовательными этапами. Поэтому о. Василий указывает как евангельская “полнота Истины” целенаправленно исчерпывается “в посланиях святых апостолов и мужей апостольских, на Вселенских Соборах, в творениях святых отцов и учителей Церкви”.

Соприкасается христианская проповедь и с научным знанием, которое также в пределах своей компетенции указывает на целостность евангельского учения, поскольку “христианство дало универсальное восприятие времени и истории”. Христианское обоснование вселенской гармонии сформировало не только церковно-кафолическое, но и научно-рациональное сознание, которое соотносится с библейским принципом гармонического устроения сотворенного мира: “Ты все расположил мерою, числом и весом” (Прем. 11:21). В этом смысле показательным является утверждение о. Василия: “Христианство дало и математическое мышление, что тоже должно отражаться в проповедях”. Это значит, что в проповеди как в изъяснении глубин Божественного Откровения всегда должно присутствовать свидетельство о Божественной Красоте, созидающей по законам гармонии всю полноту многообразных сочетаний невидимого и видимого мира.

И тем не менее основой проповеди полагается святоотеческая традиция, поскольку “это самый доступный и понятный верующим способ понимания Святого Писания”. Из этого следует, что святоотеческое толкование священных текстов обладает универсальным достоинством, на котором зиждется целостное восприятие Божественного Откровения во все времена.

Все вышесказанное можно отнести и к гомилетическому творчеству архимандрита Василия (Пронина). Его полувековая проповедническая деятельность очевидным образом указывает на это.

Вполне естественно, что проповеди о. Василия объемлют весь годовой церковный круг, в котором символически-образно отражается вся полнота истории спасения.

По принципу гармонического универсума его проповеди возможно сгруппировать в контексте трех иерархических уровней, относительно которых и совершился Божественный промысел ради спасения рода человеческого. Как не вспомнить при этом одну из ведущих богословских мыслей о. Василия о Божественном замысле о мире и человеке как созидании гармонии и совершенства.

Первый уровень обозначен как “Слова на Недели Триоди Постной и Цветной”. Он образует свою целостность вокруг определяющего события в истории спасения – Воскресения Христова.

Следующий цикл имеет определение “Слова на Недели по Пятидесятнице”. Он естественным образом соотносится с первым, поскольку указывает на историческое начало и бытие Церкви Христовой как осуществлении полноты спасения, исполнившейся в Христе Воскресшем.

Третья и завершающая часть представлена под оглавлением “Слова на Господские, Богородичные и нарочитых святых”. Она отмечает совершение Божественного промысла в историческом измерении, в котором осуществляли свою миссию Спаситель, Божия Матерь и святые.

В совокупности все три части и образуют ту сотериологическую универсальность, на которую всегда указывал в своих богословских выводах о. Василий. Они как бы нашли наиболее выразительную конкретизацию именно в его проповедях. Здесь присутствуют все вышеупомянутые составляющие: святоотеческая традиция, вселенскость, историчность, актуальность, научность. И в то же время простота и доступность».

Подготовил: кандидат богословия МДА,

ученый секретарь БИНДЦ

протодиакон Александр Монич

12 января 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×