Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Болит отцовское сердце…
Беседа с протоиереем Александром Захаровым

…Одно из самых сильных впечатлений от путешествий по нашей епархии — приезд в Сологубовку, в храм во имя Святых Царственных Мучеников. Высокая деревянная церковь, стоящая вдалеке от людского жилья, в поле, видная издалека… Приезжал я туда летом, когда всё поле вокруг храма было усеяно цветами и сама церковь казалась большим благоухающим цветочным кустом.

Сологубовский храм освятили только этой осенью.

Протоиерей Александр Захаров
Протоиерей Александр Захаров
— …Жаль, что вы не были у нас на освящении, — говорит настоятель храма, знаменитый петербургский батюшка отец Александр Захаров. — Так хорошо всё получилось… Столько гостей приехало в нашу скромную деревенскую церковь!.. Прихожане насчитали что-то около 70 автомобилей, — а ведь люди прибывали и на электричках… Я весь день от счастья как на крыльях летал — не замечал, что на улице холодно, вот и простудился в итоге.

— Что сейчас представляет собой ваш приход?

— Ничего особенного — просто деревенский приход… Ну, может быть, не совсем деревенский: сологубовских-то там, дай Бог если десятая часть, а все прочие приезжают из Петербурга.

— Это-то и есть обычный деревенский приход в наше время: дачный сезон кончился — и храм опустел. Чем вы всё это объясняете? Почему деревня такая безбожная?

— Не надо деревню ругать. На зиму у нас в Сологубовке остаётся только с десяток заселённых домов: все люди в городе, опустела деревня.

— Как вы сами считаете: то, что вы пришли в Церковь уже в зрелом возрасте, — это усложняет вашу службу или облегчает?

— Облегчает, разумеется, облегчает!.. Всё-таки опыт жизненный за плечами. Хотя век живи — век учись. Интересно получается: чем больше я живу, тем больше понимаю, как мало мне известно и как много вопросов, на которые нужно честно ответить: «Не знаю!»

— Кого вы числите в своих духовных учителях?

— Трёх человек. Первый мой духовный наставник — это моя бабушка, Царство ей Небесное, Клавдия Николаевна… Вот удивительный был человек! Даже представить было невозможно, чтобы она с кем-то ссорилась, чтобы обижалась на кого-то. Если во мне что-то доброе есть, то это от неё. Все мои детские годы бабушка со мной нянькалась… А потом, в зрелом возрасте, пришли другие наставники — митрополит Иоанн (Снычёв) и батюшка Николай Гурьянов. Когда меня рукополагали во священники, Владыка Иоанн сказал мне напутственные слова, которые я на всю жизнь запомнил и по мере сил стараюсь выполнять. Он сказал так: «Отец! Ты запомни, что ты теперь — отец! Поедешь теперь к себе на приход, а там тебя ждут твои дети. Они у тебя будут разные: и хорошие, и плохие. Одни тебе будут нравиться больше, другие — меньше. Но ты запомни, что все они — твои дети! Все родные!» А к отцу Николаю я стал ездить после смерти Владыки Иоанна. Мне посчастливилось даже литургию с ним вместе служить…

— А как он служил? Почему-то мало говорят о том, какой он был во время богослужения…

— Да ничего особенного, служил себе и служил — поэтому, может быть, мало и говорят об этом. Никакими ораторскими талантами он не блистал. Другое в нём поражало: удивительная доброта ко всякому приходящему, — это их роднило с Владыкой Иоанном. С ним не нужно было вести долгих бесед, чтобы почувствовать тепло этой доброты и самому согреться в её лучах. Я однажды возвращался с Залита и разговорился с попутчицей. «Знаете, — сказала она, — мне даже разговаривать с батюшкой ни о чём не надо: я раз в месяц сюда приеду, помолюсь на литургии, посмотрю, как батюшка летает на ангельских крыльях, и сама в небо устремляюсь. Целый месяц у меня потом душа летает, а как почувствую, что начинаю приземляться, так снова на остров…»

Храм во имя святых Царственных страстотерпцев, Сологубовка. Фото: maiskiyles.ya.ru
Храм во имя святых Царственных страстотерпцев, Сологубовка. Фото: maiskiyles.ya.ru
— Вы почти 20 лет служите… Скажите, за эти годы ваш взгляд на священническое служение как-то изменился?

— 20 лет назад я совершенно иначе представлял свою будущую жизнь. Думал, поеду в тихий, уединённый приход, буду там читать в своё удовольствие любимые мои богословские и философские книжки, буду служить потихоньку, молиться… А жизнь так распорядилась, что теперь мне читать нет досуга! Да я, когда бульдозеристом работал, и то читал намного больше. Заботы, заботы и заботы!.. До сего дня мне приходится совмещать не только священническое и духовническое служение, но быть и прорабом, и завхозом, и снабженцем, и даже собакой сторожевой при храме, — что всего грустнее…

— Были у вас разочарования за годы вашего священства?

— Искушений была масса! А разочарований — нет… Нет. Я очень счастливый человек.

— Каково быть отцом взрослых людей? Ведь у каждого свой жизненный опыт, свои твёрдые убеждения, свои застарелые предрассудки, заблуждения, капризы, от которых они не хотят оказываться…

— И все они со своими убеждениями, со своими предрассудками, заблуждениями и капризами жаждут ощутить на своей бедной грешной голове отцовскую руку. Дал бы сил Господь… Если бы не милость Божия, не Его помощь… Вот я вам про бабушку свою рассказывал… Она старалась воспитать во мне и чувство сострадания, и желание помочь человеку в беде, — и пока я был мальчишкой, мне казалось, что человеколюбия во мне — неисчерпаемый океан… А когда я на священническую стезю встал, то очень скоро убедился: какой там океан! — лужа, лужица… И сколько в неё ни влей, всё испарится очень быстро. Поэтому, конечно, только милостью Божией можно тянуть крест.

— Что вас больше всего огорчает в прихожанах?

— Как вы думаете, что отца больше всего огорчает в семье?

— Ссоры…

— Вот именно! Когда чада начинают между собой враждовать, — это больнее всего отцовскому сердцу.

— Вы считаете себя церковным писателем? У вас ведь много книг написано, — и хорошие книги…

— Трудно мне на этот вопрос ответить. Я никогда не думал, что стану писать. Первая работа возникла неожиданно для меня самого — это была книжка «К кому нам идти?» Писал я проповедь, — но проповедь получилась слишком длинная. Тогда решил переделать её в газетную статью, — но и она всё росла и росла, пока не превратилась в книгу.

— А как возникла ваша самая известная сегодня книга — переложение трактата И.Л. Солоневича «Народная монархия»?

— Всё началось с беседы с одним из моих собратьев-священников. Он мне сказал, что монархистом не является, к патриотизму равнодушен и уверен в том, что Церковь самодостаточна, — она может сосуществовать с любым общественным устройством, не нужно связывать себя лишь с монархией. Меня это задело. С одной стороны, — кто же станет спорить с тем, что Церковь самодостаточна? И уж если она среди воинствующего безбожия сумела выжить, то понятно, что она устоит в любых условиях. Но это же не ответ на поставленный вопрос. Если человек заболел и обращается за советом к батюшке, то батюшка может ответить: «Я не обязан разбираться во врачевании, Бог тебя Сам вылечит». Но этому бедолаге нужно уже сегодня решить, ложиться ему на операцию или сидеть дома и ждать, пока Господь исцелит… Конечно, возрождение или гибель России — в руке Божией, но это же не значит, что мы должны бездействовать!.. Когда-то на меня большое впечатление произвела книга Ивана Лукьяновича Солоневича «Народная монархия». Она, собственно, и сделала меня монархистом. И теперь возникла у меня мысль написать этому моему собрату письмо, в котором была бы изложена самая суть позиции Ивана Лукьяновича. То есть сначала это было просто частное письмо. А потом, по мере того, как это письмо писалось, оно становилось всё толще — уже и в конверт не влезает… Получилась брошюра, — и я подумал, что, наверное, не совсем безполезно было бы почитать её всем православным людям…

— У вас есть подобная книга о проекте «Россия»… Как она возникла?..

— Первые страницы «проекта» в своё время просто вдохновили меня: наконец-то мы дождались дельной, законченной программы действий!.. Но читаю дальше и вижу: повторы, топтания на месте… С нетерпением ожидал второй части, — а она ещё меньше понравилась…  А третья и совсем разо-чаровала… И я понял, что всё самое нужное в этой объёмистой книге можно изложить кратко и доступно. Тогда я ещё раз убедился в том, что Иван Лукьянович Солоневич гораздо больше завещал нам мудрых мыслей, чем все современные теоретики монархии!

— Как вы думаете, почему монархическое движение в наше время не развилось? Ведь это достаточно цельная и красивая идея… Почему основная масса её не поддержала? Не потому ли, что за годы демократии народ получил какие-то неисцельные раны и сейчас не видно поводов для надежды?..

— Неисцельных ран не бывает. Господь силён воскресить даже мёртвого, а не то что рану какую-то вылечить. Помните евангельский рассказ об исцелении гадаринского бесноватого? Тот бедняга тоже всем казался совершенно безнадёжным, а Господь сказал слово — и целый легион бесов не смог Ему противостоять. У нас, у русских, всё ещё впереди. Ни для кого не секрет, что в мире много могущественных сил, которые не желают возрождения великой России. Столько пыли в глаза русским людям пускается… Но моё ощущение таково, что народ — большая его часть, лучшая его часть — потихонечку начинает понимать, кто есть кто, за кем идти, от кого бежать.

С протоиереем Александром Захаровым беседовал Сергей Ольховецкий

Источник: Православный Санкт-Петербург

31 января 2011 г.

Рейтинг: 9 Голосов: 53 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вадвир26 апреля 2011, 22:40
Монархия- единственная власть, свободная от денег.
Выборные технологии сейчас весьма совершенны, и при достаточном финансировании способны привести к власти ЛЮБОГО кандидата. И получить результат, как от выигранной войны, при гораздо меньших затратах.
Демократия была возможна когда избиратели лично знали кандидата во власть. Сейчас, в эпоху СМИ, монархия стала единственно возможной приемлимой властью, не враждебной народу.
Алексей 4 февраля 2011, 14:11
Владимиру: помню слова графа. в его время вероятно я бы так же говорил и был бы с ним за одно, если не был бы заражен идеями революционизма. а в принципе ситуация идентична: тогда некая часть интеллигенции (ближе к 1900г) считала царское самодержавие устаревшей формой. пока меж собой разбирались, большевики власть прихватили. вот и все. а по сути сейчас тоже самое - определенным группам не нравится нынешний режим. не скажу что я сам в восторге, но передел не пройдет, тк на данный момент власть сильна. даже если предположить что правительство нынешнее уйдет, уступив монархии кого на престол то воздвигать? можно конечно найти когото, но разве это у же то? древо монархии срублено и засохло, попытка посадить безжизненный сухой сучок, даже поливая всеми удобрениями не принесет плода.
о монархии осталось только вздыхать, а вот что точно надо делать, так это на своем месте каждому трудиться во славу Божью и Отечества ради как подобает, тогда и жизнь будет лучше, вне зависимости от формы управления государством.
любое хорошее начинание можно загубить, если в головах ничего не перевернется у всех.
Алексей 3 февраля 2011, 17:47
Юрию. именно история Византии со своей приемственной властью и показала нам что во главе не название государства, не строй и форма правления, не главенствующая религия, а именно воззрения правителя. в той же православной Византии были и православные, и униаты, и монофелиты и отступники у власти, да и просто такие правители, промотавшие в забавах полказны. вот и делайте вывод, что все зависит от правителя, а не от того как называется и управляется политстрой.
если усиливать идеи монархизма то это может привести к очередному свержению власти или подавлению с жертвами, на подобие сегодняшнего Египта. потому что просто так с радостью никто власть не отдает. и получится что монархисты обольют Церковь кровью. надо быть реалистом, а не утопичным мечтальщиком.
я лично не против монархизма, если к этому прийти мирным, безжертвенным путем. действительно чистую идею монархизма несут минимальное количество людей, думаю о. Александр один из них. но все остальное что я видел это только возня за власть, прикрываясь православием. вот это опасно. в наше время передел власти никогда не бывает спокойным.
Владимир 3 февраля 2011, 11:26
Отец Александр спасибо! Верю также, что Россия возродится.
Алексей, помните у графа Уварова : Самодержавие, Православие, Народность только такое устройство, такая симфония позволяет государству быть здоровым телом.
Юрий 2 февраля 2011, 21:56
Спасибо батюшке за поддержку патриотизма и идеи монархии.

Алексей, если вы внимательней займётесь изучением истории, то узнаете, что в Византии не было "тысячелетних династий". Там династии были скорее исключением и редко превышали 3-4 монархов. Только в период упадка Византии ситуация изменилась.
А ведь Византия - это православная монархия с более чем тысячелетней историей.

Да и вообще династии длиной во много-много столетий - довольно редкое явление, в основном, характерное только для славянских и германских народов. Выводить из этого частного случая универсальное и обязательное правило - НЕ следует.
Алексей 1 февраля 2011, 14:56
на мой взгляд идея монархизма утопична в природе своей. ведь монархи это целая династия с вековыми традициями и укладами, а у нас, к сожалению, древо это срубили. и отростков то не осталось практически. но это еще ладно, но самая беда в том что эти идеи под свой уклад различные ультранационалистические движения, которые могут такие политические воззрения священника принять за отмашку к действиям. а итогом будет то, что подобные движения поставив царя сами же через неделю его и расстреляют, не избавившись в своих головах от радикализма.
на мой скромный взгляд священник должен о Царствии Небесном говорить, а не обустройстве царствия земного. ведь везде люди, будь то царь или премьер министр. есть ли разница в форме правления? во внешнем может да, в структуре, а в работе для страны и народа - нет. если у них перед глазами будет Бог - то с Богом и будем, если другое то ...
Людмила 1 февраля 2011, 02:18
Наконец из уст священника сама "услышала" о монархизме и патриотизме,а то раньше только отрицательное.Теперь найду Ваши книги и прочту подробнее.Спасибо от меня и от моих патриотов-детей
Лариса 1 февраля 2011, 01:01
Восстановление монархии в РФ в наше время - дело более, чем сомнительное. Вся "та" Россия вырублена под корень. Воспитать монарха как, скажем, в Испании, наверное, возможно, но для этого, как минимум, нужен Франко....
елена31 января 2011, 12:39
Отец Александр, спасибо Вам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×